Образование

Молодые учителя об игровых методиках изучения языков

Молодые учителя об игровых методиках изучения языков

Какие методы лучше применять в работе с маленькими учениками, как незаметно для детей прививать им знания иностранного языка и что нужно помнить родителям, которые отдают малыша на языковые курсы? Молодые и вдохновленные преподаватели немецкого языка Ира Митченко и Даша Дяденко обсудили эти темы специально для "Летидор".

Ирина и Дарья воплотили свою мечту – учить детей и взрослых тому, что знают хорошо – немецкому языку, и совместно с еще одной коллегой открыли в Одессе школу Deutsche Sprachwelt (Мир Немецкого Языка). Сейчас, основываясь на своем опыте, они уверенно заявляют: молодые педагоги знают, как найти подход к современным детям.  

Агу-агу на немецком или когда начинать учить язык
Ира: От того, что ребенок начнет учить язык прямо сейчас, то есть буквально годовалым, хуже ему не станет. Даже если он не запомнит ни слова, как может вначале показаться родителям. Мамам и папам не стоит удивляться: «Почему их чадо сразу не начинает разговаривать и почему он не использует немецкие (английские, французские или еще какие-то) слова, которые учил с пеленок». Пусть поначалу результаты небольшие, но зато, когда ребенок начнет учить язык в школе, ему все будет ближе и понятнее. Возможно, он даже не вспомнит, что когда-то слышал иностранные слова, но они будут знакомы и запомнятся быстрее, чем другим детям, которые не учили их, будучи малышами.

Даша: Сначала результат может быть не заметен, но он есть. Я работала в школе начального развития с детками от 11 месяцев до дошкольников и не раз видела, как малыши после долго молчания и накапливания знаний в себе, вдруг начинают говорить на иностранном языке, называть предметы, цвета и даже строить простые предложения.

Дети схватывают на лету. Но не все…
Ира. Не зря же говорят, что дети впитывают всё как губки. Иногда кажется, что ты мельком сказал какую-то фразу и сразу перешел к другой теме, но проходит время  и ребенок вспоминает именно то, что ты тогда случайно обронил. Ребенок запоминает быстро и легко, но это работает, только если ему интересно, а вот если ребенку скучно и он вас не слушает, сколько не повторяй – все зря. Интерес и мотивация очень важны, потому как взрослый может себя заставить, а ребенок работает по схеме «Хочу – не хочу» и задача учителя сделать так, чтобы он хотел.

Даша: Поэтому всё, чему вы хотите научить, нужно связывать с тем, что нравится ребенку. Например, у нас есть группа малышей, в которой мальчишки увлекаются футболом, мы придумали использовать специальные карточки: зеленые для поощрения за выполненное задание, красные – для наказания. Теперь у них борьба за зеленые карточки. Причем все добросовестно следят за своими успехами, вплоть до того, что приходят и говорят: «Дайте мне красную карточку, я не сделал домашнее задание».

Один на один с учителем или в группе?
Ира: Учить язык в группе или индивидуально с преподавателем – зависит от ребенка. Если он усидчивый, то его можно отправить к частному преподавателю, но если у него «шило в попе» (как это часто бывает), то лучше учиться в небольших группах по 3-5 человек. Тогда преподаватель может уделить всем внимание и проследить кто и как пишет каждую буковку.

Даша: На мой взгляд, если речь идет о дошкольнике, то лучше отдать его в группу, потому как ему необходим опыт социального общения. Ему нужно понимать, как это происходит в жизни, а не наедине с преподавателем. Плюс в компании других детей игровая форма обучения куда более эффективна, потому что детям вместе веселее. Они видят друг друга, играют и у них пропадает барьер: они быстрее начинают реагировать на новые слова и говорить на иностранном языке.

Ира: Ведь друг друга они не боятся. На индивидуальном уроке с учителем ребенку сложнее начать петь вместе со взрослой тетей, а вот в кругу детей, которые точно также не помнят половину слов из песни, они с удовольствием поют.

Игры, в которые играют дети
Ира: Чтобы заинтересовать маленького ребенка нужно создать условия, когда ему будет интересно и он не будет чувствовать себя в школе, где в него «вливают информацию». Ведь он еще не знает хочет ли учить иностранный язык, зачем ему это нужно и получится ли у него. Поэтому, не достаточно раздать листики со словами, которые, например, обозначают части тела. Нужно вместе нарисовать человечка, указать на нем каждую часть, а потом показать их на друг друге, потом еще и песенку спеть и вырезать картинки из бумаги. И так несколько раз. Желательно подключить как можно больше разнообразных видов деятельности, которые будут связаны одной темой.

Даша: Все, что вы рассказываете ребенку, должно быть созвучно тому, с чем он сталкивается в реальной жизни на данный момент. Самый простой пример - учить в декабре зимние праздники. Кстати, очень здорово, если на уроке вы расскажите о каком-нибудь празднике или даже попросите детей принять в нем участие.

Ира: Мы с нашими малышами недавно проводили «Праздник фонариков» (День святого Мартина). Вначале, мы рассказали им волшебную историю об этом дне и показали видео, как дети в Германии совершают шествия с зажженными фонариками, потом мы вместе спели песенку, вырезали из бумаги звезды и месяцы, чтобы украсить наши фонарики. А в процессе незаметно повторили цвета, названия фигурок, разучили слова песни.

Очень важно при этом не стоять у ребенка над головой, а быть с ним на одном уровне. Лучше сесть рядом с детьми, чтоб они воспринимали тебя частью их коллектива. И тогда есть шанс, что они не будут баловаться, а будут сидеть тихо. Маленький, конечно, но есть! (Смеется).

Родительский долг
Даша: При всех стараниях учителя, родителям не стоит забывать, что изучение языка не замыкается в пределах класса. Дома нужно развивать и внедрять в жизнь все полученные знания. Учите слова вместе с детьми. Гуляйте и называйте предметы на иностранном языке. Ребенку нужно чувствовать, что это важно не только ему, но и еще кому-то, особенно это относится к близким людям.

Ира: Что же касается учителей, то преподавать детям можно только выкладываясь на 100%. Необходимо быть увлеченным, ведь одна из задач педагога – научить любить учеников то, что они делают здесь и сейчас. И когда маленькие дети в конце урока просят остаться на еще один, ты понимаешь, что труды не напрасны.