Образование

Многоликое дистанционное обучение

Многоликое дистанционное обучение

Недавно в России появился закон о дистанционном образовании. Однако американский сценарий внедрения такой формы обучения показывает целый ряд негативных явлений - считает Диана Богданова, старший научный сотрудник Института проблем информатики.

Недавно в России появился закон о дистанционном образовании. Он был принят Государственной Думой 14 февраля и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года, а затем подписан президентом. «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии», — говорится в пояснительной записке к документу. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института проблем информатики РАН  Диана Богданова рассказала "Летидору" о проблемах, к которым может привести американский сценарий внедрения такой формы образования.

В области американского среднего образования уже не первый год идут ожесточенные дебаты по поводу школьного дистанционного обучения. Оставив в стороне дебаты о преимуществах и достоинствах дистанционного и традиционного школьного обучения, автору хотелось бы сконцентрироваться на другом. Американские специалисты обеспокоены скоростью, с которой в 16 штатах, где в настоящее время разрешено онлайновое обучение, растет количество виртуальных школ. По данным одной из крупнейших компаний «K-12», занимающейся онлайновым образованием, в прошлом учебном году в ее школы записалось более четверти миллиона детей разного возраста, а в нынешнем году их число выросло на  25%. Высказываются небезосновательные опасения, что виртуальные школы становятся привлекательным бизнесом, использующим государственные выплаты за каждого учащегося и находящимся в руках коммерческих компаний.

Первоначально онлайновые школы планировались как вариант  умеренного по цене платного обучения для детей, родители которых этого пожелают, а также как предоставление возможности получения образования детям, которые по какой-либо причине не могут посещать школу (юные мамы, дети с поведенческими проблемами, инвалиды), но позже произошло полное переориентирование на государственные деньги – и цены выросли почти в 6 раз.

Многие родители сегодня отдают детей в он-лайновые школы, чтобы защитить их от процветающего в школах насилия или ради возможности иметь гибкое расписание. Однако, принимая такое решение, они также берут на себя ответственность по выполнению обязанностей домашнего контролера и тьютора. В рекламных материалах одной из он-лайновых школ говорится: «В наших виртуальных школах родитель (или другой ответственный взрослый), работает совместно с учителем, выполняя функции обучающего тренера, помогает ребенку, ориентируясь на его скорость усвоения, изучать новый и закреплять пройденный материал, способствуя тем самым прогрессу в обучении. Хотя родители находятся в постоянном контакте с ребенком, педагоги школы постоянно проводят мониторинг процесса обучения и всегда готовы придти на помощь в любой ситуации».

Планы уроков поставляются каждую неделю. Родителям разрешается изменять учебный план, чтобы лучше приспособить его к возможностям и способностям ребенка. Например, некоторые дети лучше усваивают математику, если занятие будет более продолжительным, чем 1 час в день, но меньше дней в неделю. Другим родителям может показаться целесообразным чередование уроков по «любимым» и трудным дисциплинам, когда «любимый» урок приходит как награда. В среднем от родителя ученика 6 класса требуется 3-5 часов в день, у 7-8-классников – 2 часа в день, т.к. ребенок становится более самостоятельным. 

Как утверждают виртуальные школы, родителям  нет необходимости быть образованными во всех дисциплинах, которые изучает ребенок, достаточно просто контролировать и поддерживать его. Обучающая компания гарантирует родителям наличие целого ряда практических советов и существенную поддержку.   Соответствие уровня обучения государственным стандартам гарантируется.

По подсчетам аналитиков стоимость он-лайнового обучения ниже традиционного обучения в традиционной школе, а смешанное обучение обходится дороже, чем традиционное.  Однако они полагают, что реальная стоимость он-лайнового обучения существенно завышена, т.к. значительная часть получаемого бюджета тратится на рекламу, которая с каждым годом становится все агрессивнее. В штате Пенсильвания, например, идет реклама по радио, на телевидении, на транспорте, на рекламных щитах. В хороших гостиницах устраиваются презентации, на которые приглашаются родители. Компании, организующие он-лайновое обучение, имеют call-центры, сотрудники которых обзванивают семьи и предлагают им он-лайновое обучение, т.е., фактически занимаются продажами в области образования подобно тому, как это происходит в других сферах бизнеса. Нельзя не отметить, что зарплата сотрудников call-центра зависит от количества привлеченных учащихся.

В результате многие традиционные школы в штате Теннесси, например, не смогли в 2010 году набрать должного количества учащихся и лишились государственного финансирования из-за того, что дети отдали предпочтение он-лайновым школам. При этом нередки ситуации, когда, записавшись в он-лайновые школы, дети не посещают ни одного занятия, не подключаются к школьной обучающей системе ни разу, бросают школу очень быстро, но школьная администрация успевает внести их в списки – и до конца учебного года  школа продолжает получать финансирование на таких «мертвых душ». На некоторых виртуальных занятиях учащемуся достаточно только подключиться для того, чтобы получить минимальный балл.

В штате Пенсильвания в 2009-2010 учебном году 2688 из записавшихся ранее учащихся отчислились. Однако в результате работы отдела продаж  в конце года количество учащихся, несмотря на бросивших обучение, превысило показатели начала учебного года на 170 человек. Аудиторские проверки, проведенные в виртуальной академии штата Колорадо, показали, что штат платил Академии деньги за учащихся, которые на самом деле не учились, и в итоге Академия получила лишних 800 000 долларов.  Компании, организующие виртуальные школы, с каждым годом увеличивают число учеников, приходящихся на одного преподавателя. Несмотря на рекламные заверения, за последние три года число учеников в выросло со 150 до 270 на одного преподавателя. При такой загрузке преподаватель не в состоянии уделить более 30 минут одному ребенку в неделю.

Несмотря на то, что в некоторых штатах виртуальные школы запрещены законодательно, руководство компаний, занимающихся виртуальными школами, подписывает договора с региональными законодательными властями об оказании образовательных услуг – и таким образом виртуальные школы получают доступ к государственному финансированию.

Руководителем компании «K-12», уже упоминавшейся выше, является бывший государственный секретарь по образованию. По его мнению, родители и педагоги, отдают предпочтение он-лайновому обучению потому, что сознают его огромный потенциал. Учебная программа и запатентованная методология идеально отвечает требованиям, предъявляемым к такому виду обучения. Независимо от того, чему будет отдано предпочтение – занятиям с преподавателем или самостоятельному освоению материала – основные элементы включают в себя привлекательное, но сложное содержание, представленное в виде современных онлайн-уроков, вкупе с традиционными материалами – учебниками, компакт-дисками, видео и другими материалами, дополняющими интерактивные материалы. Он утверждает, что тестирование учащихся виртуальных школ показывает гораздо более высокие результаты, чем в традиционных школах.

В реальности результаты тестирования учащихся одной из школ он-лайнового проекта, считающегося успешным, показывают, что 6-% учащихся провалили тест по математике, 50% отстают в чтении, треть учащихся не оканчивает школу вовремя. Но он говорит, что неизвестно, с каким уровнем знаний  дети пришли в онлайновую школу. Специалисты отмечают, что, хотя школы позиционируют себя как использующие самые современные технологии обучения, подавляющее большинство заданий выполняется по старинке: с карандашом и бумагой, сидя за столом. Несмотря на непрекращающиеся в стране дебаты, сенат штата Джорджия одобрил в конце февраля этого года Билль, согласно которому, начиная с 2014 года, выпускники средней школы должны будут пройти хотя бы один он-лайновый курс.

Рассмотренная ситуация заставляет задуматься о том, по какому сценарию будет развиваться наше школьное дистанционное образование. Очевидно, что онлайновое обучение – это веяние времени. Необходимо тщательно продумать, как его грамотней применить. В новых условиях, когда школы начинают работать в условиях подушевого финансирования, и зарплата учителей будет зависеть от числа учащихся в школе, некоторые московские школы начинают задумываться о привлечении  информационных технологий для расширения  возможностей школы.

Как известно, каждая школа может разместить лишь определенное количество учащихся. При большем их числе речь может идти о двухсменном обучении, против которого обычно возражают родители. На помощь может придти дистанционный вариант или вариант смешанного обучения, когда при грамотно составленном расписании часть занятий будет проходить дистанционно в разных линейках в разные дни. Для этого, правда, школам придется серьезно реформировать свою IT-структуру. Школьный сервер должен будет обеспечивать круглосуточный доступ к ресурсам, должны быть соответствующим оборудованы рабочие места для учителей, приняты дополнительные меры безопасности и т.д.

В сегодняшних условиях объективным препятствующим фактором является также возраст учителей, работающих в школе (примерно половина из них старше 40 лет), т.к. он обычно связан (за редким исключением) с уровнем компьютерной грамотности.

Тем не менее, несмотря на очевидные, но преодолимые трудности, дистанционное обучение может начать широко внедряться в наших школах, и в этой ситуации очень бы хотелось избежать американского сценария развития.