Образование

Когда начинать учить английский с ребенком

Лингвист, преподаватель английского и французского, а по совместительству — счастливая мама двоих сыновей Ирина Щеглова поделилась с «Летидором» собственным опытом обучения детей английскому языку.

Закончив педагогический факультет иняза им. М. Тореза с красным дипломом, я ни секунды не сомневалась, что свою любовь к языку привью детям. Меня распирало от гордости, знаний и опыта после практики в лицеях с углублённым изучением английского.

Когда я стала мамой своего старшего сына, в моде уже были всевозможные теории раннего развития. Со старательностью отличницы я стала их применять: пела колыбельные на английском, называла в игре предметы и цвета на родном и на английском языке, включала популярный мультфильм «Даша следопыт» («Dora the Explorer»), который изобилует иностранными фразами, программы Baby Einstein и обучающий мультфильм на английском про медведя Маззи.

Мои усилия были вознаграждены всего один раз , когда ребёнок повторил за обедом вслед за мной: «Delicious!» (вкусно). Видимо, это было очень эмоционально окрашенное мамино выражение, сопровождаемое улыбкой и причмокиванием, и оно произвело впечатление на кроху. Этот успех подогрел мой энтузиазм, но больше ни одного прорыва не было. И я, взмолившись всем богам лингвистики, уверилась в правоте классических педагогических программ, рекомендующих начинать обучение с 5-6 летнего возраста. Тогда ребёнок уже осознает структуру языка, правила построения предложений.

Мой сын сейчас учится в школе с углублённым изучением языков. Программа мне сразу понравилась, это собственная разработка педагогов школы. Также они активно используют лучшие западные методики, типа известной Starlight. На курсах подготовки к школе шестилетки знакомились с алфавитом, писали по много строчек букв и параллельно в форме игры расширяли словарный запас. Уже в начальной школе начинается серьезная работа с большим количеством упражнений. Закрепляются навыки чтения, письма и говорения. Дети осваивают грамматику, понятную по аналогии с родным языком (подлежащее-сказуемое, утверждение-вопрос-отрицание). Ребенок качественно продвигается, мама спокойна.

Сюрпризы для меня начались со вторым ребёнком. Все дети рождаются разными, это понятно. Мой младший сын более активен с людьми, настроен на общение и взаимодействие со всеми. С рождения он постоянно находится в игровой среде старшего брата, да и во всем старается подражать ему. Уже в возрасте 2 лет малыш практически идеально повторял английские выражения сам вслед за братом, когда тот читал вслух заданные на дом тексты!

Я удивилась, но не стала ничего делать дальше. Вспоминалось предыдущее фиаско. Однако, увидев по телевизору мультфильм про Дашу-путешественницу, я позволила ему посмотреть пару серий. Ведь мультик добрый и веселый. Каково же было моё удивление, когда ребёнок сразу же стал повторять вслед за героями услышанные с экрана английские слова, да ещё и к месту внедрять их в жизнь! Например, он бежит с приветствием «Hello!» к двери или стучит по коробке с требованием «Open!».

Сейчас мы собираемся в сад, где занимаются англоговорящие дети с педагогами-англичанами. Погружение в среду всегда даёт результат , но для этого надо жить в стране изучаемого языка или регулярно общаться с носителем. Так обучаются в семьях билингвы или счастливые обладатели гувернеров-французов. В нашей с сыном ситуации есть риск забыть все иностранные слова, захлопнув дверь здания садика. Ведь вокруг нас — сплошная «наша Раша». Язык мгновенно забывается, как вода уходит сквозь пальцы.

Но это не мертвая вода, а живая. На подкорку все равно запишется удовольствие от общения и игры, отсутствие страха перед английским языком, а это очень важно. При встрече с новым у ребенка будет сформирована привычка сделать усилие, чтобы понять, запомнить, желание установить контакт, услышать и высказаться самому — познавательный интерес.

Когда-то давно знакомые мамы других детей, узнав, что я преподаватель английского и французского, просили создать группу, где бы я учила их деток языку. Я рассмеялась в ответ! Я была уверена, что это напрасная трата их денег. Что пользу это принесёт лишь мамам: появится свободная минутка сбегать в парикмахерскую или магазин. Это тоже важно, но зачем тратить средства на английский вместо более дешевых и полезных занятий? Чтобы тешить своё тщеславие, думая, что ребёнок скоро заговорит, как Опра Уинфри?!

Сейчас я думаю по-другому. И вот мои советы другим родителям:

Внимательно наблюдайте за своим ребёнком

Чем ему нравится заниматься? Предлагайте разные активности, чтобы понять, к чему он склонен. Легко ли он социализируется? Сложно ли ему запоминать новое в игре? Вы поймёте, стоит ли знакомить его с английским или лучше пока заняться лепкой и физкультурой.

Примите и полюбите индивидуальные особенности ребёнка

Есть дети-«подснежники», которые схватывают с налёта и начинают активно применять новые знания, и дети-«подсолнухи», которые долго растут и только в августе раскроются и дадут урожай. Конечно, бывают исключения, но они только подтверждают правила. Недавно в телевизионной передаче о талантах участвовала 4-летняя девочка, которая говорила и читала на 6(!) языках. Такие блестящие способности восхищают — это определенно дар Божий. Но он дается единицам. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте мгновенных результатов.

Как следует изучите заведение, куда вы будете водить малыша на английский

Какую репутацию оно имеет? Почитайте отзывы в Интернете, поговорите с родителями, которые водят туда своих детей. Какую методику там используют? Ваше личное впечатление тоже очень важно, приглядитесь ко всем деталям при посещении. И обязательно прислушайтесь к мнению вашего ребёнка.

Не ждите многого

Отнеситесь к появлению английского в жизни малыша как к пробе очередного интересного занятия, а не обучению. Для детей важнее привыкнуть общаться со сверстниками в коллективе, чем запомнить, как по-английски сказать красная или зелёная машинка. На занятиях ребёнок будет играть, слушать английские песенки, танцевать. Он получит развитие разных навыков, так что занятия все равно пойдут на пользу.

Не верьте логопедам!

Я сталкивалась с рекомендацией логопедов не начинать знакомить ребёнка с английским языком, если у него есть проблемы с произношением русских звуков. Как специалист по межкультурным коммуникациям, проработав много лет в международных компаниях, я уверена, что это неправильно. Никогда ещё картавость, например, не мешала людям бегло говорить на иностранном языке, пусть и с этим дефектом произношения. Я знаю очень много примеров успешных людей, сделавших карьеру в западных компаниях и имеющих дефекты речи. Пусть неидеальное звукопроизношение у ребёнка вас не останавливает.

Не бойтесь гаджетов

Специалисты не рекомендуют использовать гаджеты для детей младше 3 лет. Если вы решили дать ребёнку планшет или телефон, предварительно установите детские обучающие программы. Помимо развлечения малыш освоит иностранную лексику. Существует большое количество таких программ в соответствии с возрастом ребёнка. Развивающие мультфильмы тоже хороши. Скачайте короткие английские песенки, пойте и танцуйте вместе с малышом, выполняйте несложные движения. Они веселые, нравятся детям и хорошо запоминаются (например, «Jingle, bells», «We wish you a Merry Christmas», «The Wheels of the Bus» или «Head, Shoulders, Knees and Toes»). Так ребёнок познакомится с названиями частей тела и некоторых глаголов на английском языке.

Не переживайте

Не беда, если рядом с вами нет хороших занятий языком для малышей или вы не можете себе этого позволить. Не в английском счастье! В своё время в школе ваш ребёнок обязательно познакомится с другим языком и даже хорошо освоит его, если почувствует к этому склонность. Помните пример с моим старшим сыном? Я же сама начала выделять английский среди школьных предметов только в старших классах, а потом настолько увлеклась, что выбрала его своей профессией.

Успехов вам и вашим детям!