Образование

Карл Роджерс: «Каждый человек по своей природе положителен»

Карл Роджерс: «Каждый человек по своей природе положителен»

Американский психолог-гуманист Карл Роджерс положил начало гуманистической педагогике, приобрел славу самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Мы подготовили очерк об этом педагоге, философе и психологе.

Карл Роджерс , американский психолог-гуманист, считал, что каждый человек в праве рассчитывать на уважение, доброжелательность и безусловное принятие. Это стало основной идеей предложенного им клиентоцентрированного или, по-другому, человекоцентрированного подхода в психологии и положило начало гуманистической педагогики. Провозглашая такие, казалось бы, простые истины, Роджерс приобрел славу самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Маленький фермер

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (штат Иллинойс) в многодетной и очень религиозной семье. Главной жизненной добродетелью в семье Роджерс считался упорный труд. Отец будущего философа, Уолтер Роджерс, сколотил неплохое состояние и решил вместе с семьей переселиться в деревню, подальше от городских соблазнов. Вскоре Роджерс-старший перевез все свое семейство на уединенную ферму, где не было ни алкоголя, ни танцев, ни прочих искушений для неокрепших душ, зато было сельское хозяйство и много тяжелого физического труда, которому и было посвящено все время Роджерсов и их шестерых детей. Карл был четвертым ребенком, он, конечно, трудился вместе со всеми, но при этом отличался от своих шумных братьев. Застенчивый и робкий ребенок обстоятельно изучал жизнь насекомых, читал запоем книги и, учась в школе, всего несколько раз сходил на свидание с соседской девочкой (на которой впоследствии и женился).

Пришло время определяться с будущей профессией. Поднаторев в культурном земледелии и выращивании цыплят, Карл Роджерс останавливает свой выбор на колледже сельского хозяйства. Но проучившись, а точнее, промучившись, там некоторое время, он понимает, что ошибся и в короткое время из земледельцев Роджерс переквалифицируется в историки.

На старших курсах исторического факультета происходит событие, на первый взгляд незначительное, но сыгравшее важную роль в жизни будущего психолога. В числе прочих студентов он отправляется на международную конференцию в Китай. 1922 год, с момента окончания Первой Мировой войны прошло всего несколько лет, не все страсти еще улеглись, а среди участников конференции- студенты из разных стран. «Я увидел, как люто ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они все были очень приятными. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные взгляды, религиозные в том числе...»

Сделав такое наблюдение, Роджерс не может больше придерживаться строгой религиозной доктрины, о чем и сообщает своим родителям. Последовавший за этим разрыв освобождает Роджерса от давления семьи, но, возможно, влияет на выбор философа - следующим учебным заведением становится Теологическая семинария, где Роджерс проведет два года, но по религиозной стезе так и не пойдет. Уже тогда он понимает главную цель своей жизни- помощь людям, и понимает, что цель эта может быть достигнута и вне церкви: «Я почувствовал, что меня всегда будут интересовать проблемы смысла жизни и возможности ее реального улучшения для отдельного человека, но я не мог бы работать в той области, где необходимо верить в какую-то точно определенную религиозную доктрину. Мои верования сильно изменились, и могут продолжать меняться. И я хотел бы найти область, где я был бы уверен, что свобода моей мысли ничем не будет ограничена». Такой областью становится для Роджерса психология и педагогика.

Получив психологическое образование, Роджерс работает в Институте по уходу за детьми в Нью-Йорке, а затем поступает на место психолога в Отделе по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере. С головой погружаясь в проблемный мир малолетних преступников и детей из неблагополучных семей, Роджерс путем проб и ошибок пытается найти выход в каждом непростом случае. «Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности».

В поисках таких условий Роджерс экспериментирует и пробует разные подходы, работает страстно и увлеченно. Но коллеги Роджерса, не разделяя его энтузиазма, то и дело дают понять, что его занятия и исследования - не совсем психология, и сам Роджерс, соответственно, не совсем психолог.

Желая узнать больше о настоящих психологах, Роджерс отправляется на заседание ученого общества. Слушая доклады о лабораторных экспериментах с грызунами, Роджерс думает о том, что все это, действительно, не имеет ничего общего с тем, чем ему так сильно хотелось заниматься - помогать людям. Карл Роджерс пошел свои путем, он так и не примкнул ни к одной из существующих психолого-педагогических школ. Напротив, он становится основоположником принципиально нового направления.

Учась в начальной школе, Роджерс, будущий кандидат на Нобелевскую премию, проявлял себя как ученик не слишком способный, за что и был не в чести у учителей. Но это лишь способствовало принятию решения самому стать учителем.

Став педагогом, Роджерс был очень внимателен и приветлив с учениками. Его принципиально не удовлетворяли основные положения традиционной педагогики: авторитарная роль учителя и минимальное доверие ученику.

Новаторские взгляды Роджерса легли на очень благодатную почву. В 50-60-ые годы прошлого века консервативная волна сталкивается с либеральной. Сказывается, с одной стороны, усталость после Второй мировой войны и, с другой - энтузиазм от победы над тоталитаризмом и надежды на новую счастливую жизнь. И эта живая и свежая волна не могла не коснуться всех областей жизни человека.

В семье начинают воспитывать по Споку, малыши освобождаются от пеленок, получают соску, живут на руках у матери, их кормят не по расписанию, а по требованию. Ребенок теперь окружен не железным обручем дисциплины, а любовью и свободой. В общую картину идеально вписываются гуманистические теории Роджерса.

Он считал, что нельзя изменить кого-либо, передавая ему готовый опыт. Только созданием благоприятных условий для жизни, труда и обучения можно добиться успеха в воспитании и развитии. Процесс создания таких условий Роджерс называл «облегчением», от англ. Facilitate, а учителей - фацилитаторами. И их основной задачей теперь стало показать ученику, как сильно им интересуются, занимаются и любят.

Можно выделить 8 основных принципов образования по Роджерсу:

  1. Учитель одинаково уважает как себя, так и ученика
  2. Вся ответственность за обучение и воспитание не лежит на одном, конкретно взятом, учителе
  3. Учитель руководствуется своим собственным опытом
  4. Ученик выстраивает свою собственную программу обучения самостоятельно или совместно с другими, при этом вся ответственность при выборе лежит на ученике
  5. Общими усилиями в классе создается обстановка, облегчающая обучение
  6. Все направлено на сам процесс обучения, другими словами: содержание учебного курса, безусловно, важно, но главным является делают ли ученики заметные шаги вперед
  7. Внешняя дисциплина уступает место самодисциплине
  8. Ученик сам оценивает уровень своих знаний, учитывая при этом мнение других членов группы и педагогов.

Таким образом, ученики не только выбирают индивидуальное направление обучения, но и находят выход для творчества, открывают для себя, что учиться интересно, идут в школу с удовольствием и любят и уважают учителей так же, как учителя любят их.

Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь. Его труды печатались и переводились на многие языки. Он был почетным профессором многих американских и европейских университетов, обладателем звания Гуманист года (в 1964 году) и самым влиятельным американским психологом-педагогом. До конца своих дней Роджерс много путешествовал. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в СССР, где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают все, кому посчастливилось на них присутствовать.

Он умер 4 февраля 1987 года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила уведомление, что он выдвинут на получение Нобелевской премии. Но Роджерс об этом уже не узнал.