Образование

Какую школьную программу выбрать для первоклассника

Какую школьную программу выбрать для первоклассника

Родители первоклассника вынуждены решать множество важных вопросов. Например, в какую школу отдать чадо, где заказать форму и какие канцелярские товары приобрести. Однако сегодня к насущным задачам прибавилась еще одна: в большинстве школ мамам и папам предлагают выбрать, по какой программе будет заниматься их ребенок. Мы узнали об особенностях каждой из них.

Родители первоклассника вынуждены решать множество важных вопросов. Например, в какую школу отдать чадо, где заказать форму и какие канцелярские товары приобрести. Однако сегодня к насущным задачам прибавилась еще одна: в большинстве школ мамам и папам предлагают выбрать, по какой программе будет заниматься их ребенок. Мы узнали об особенностях каждой из них.

Традиционные программы

Несмотря на то, что система школьного образования постоянно претерпевает изменения, есть в ней и незыблемые компоненты. К числу таких можно отнести традиционные школьные программы, которые практически не изменились с тех времен, как вы сами закончили школу.

Одна из них — «Школа России», задачей которой является не только обучение ребенка навыкам, которые постигают в начальной школе, но и выполнение воспитательной функции, предполагающей социализацию детей в патриотическом ключе.

Эта программа реализует фундаментальный подход к начальному школьному образованию, в рамках которого ученики проходят достаточно длительный период адаптации к каждому новому обучающему курсу. Именно поэтому обычно она дает хорошие результаты даже у тех детей, которых специально не готовили к школе. Программа предполагает использование учебников и пособий, публикуемых издательством «Просвещение».

Другие школьные программы, демонстрирующие классический подход к обучению — «Школа 2000» и «Школа 2100». Они несколько различаются между собой набором необходимых учебных пособий, но в целом совпадают в отношении принципов обучения. Своей ключевой задачей разработчики программ называют успешную адаптацию ребенка в обществе и формирование ключевых навыков, обеспечивающих эффективное обучение в дальнейшем.

Авторы особенно подчеркивают непрерывный характер обучения детей, благодаря которому перед школьником последовательно ставятся задачи возрастающего уровня сложности. Постепенно продвигаясь по этой «лестнице», он получает навыки работы с информацией, которые будет использовать на протяжении всего школьного обучения и в дальнейшем.

Общей идеей традиционного подхода к школьному образованию можно назвать формирование системного мышления и умения работать в коллективе. Процесс обучения построен на том, что перед ребенком ставится определенная проблема, которую он пытается решить с использованием имеющихся навыков, приобретая в процессе ее решения новые знания. Специалисты утверждают, что такие программы подойдут большинству детей, поскольку они не предполагают наличия особенных умений.

Поэтому если вы не уверены в том, какую программу выбрать для своего ребенка, смело можете отдавать предпочтение одной из перечисленных систем. Однако стоит иметь в виду, что они в большей степени ориентированы на командную работу, так что если ваш ребенок — яркая индивидуальность, которой требуется особый подход, стоит рассмотреть возможность выбора одной из развивающих программ.

Развивающие программы

Дети в школьном классе

Развивающие школьные программы, как правило, основаны на авторских подходах к школьному образованию и предполагают наличие особых личностных качеств у детей. Одной из них является программа Эльконина-Давыдова, которая имеет более чем 40-летнюю историю и продемонстрировала отличные результаты уже на нескольких поколениях школьников. Основной принцип этой программы, использующей природную любознательность ребенка, заключается в том, чтобы научить его действовать самостоятельно. Педагог лишь подсказывает ученику основные способы действия, а затем под его руководством школьник применяет их на практике.

Такой подход подойдет тем детям, которые склонны к проявлению терпения, внимательности и усидчивости, пусть и в ущерб скорости работы. В целом можно сказать, что метод строится на постепенном переходе от общего к частному. Процесс освоения материала не будет быстрым, однако в результате ребенок научится самостоятельно анализировать и классифицировать стоящим перед ним задачи, выбирая наиболее подходящее решение для каждой из них.

Система, разработанная известным советским психологом Леонидом Владимировичем Занковым, также относится к категории развивающих, однако базируется на совершенно ином подходе к школьному образованию. Она в гораздо большей степени, чем другие, основана на восприятии ребенка как целостной индивидуальной личности, которая обладает своими особенностями, в том числе в процессе обучения.

Ребенку дается возможность раскрыть их, творчески осмысливая поставленные вопросы: ведь процесс обучения строится на том, что педагог дает ему информацию о частных случаях закономерности, на основании которой он сам сделает выводы об общих принципах ее проявления. При этом логика программы предполагает довольно высокую скорость усвоения материала, благодаря которой школьник сможет получить представление о природе изучаемого предмета.

Система Занкова предъявляет достаточно высокие серьезные требования к первоначальной подготовке ребенка: он должен быть способен к интенсивной работе в быстром темпе, проявлять самостоятельность и способность анализировать свои действия.

Еще одна распространенная развивающая программа — система «Гармония», автором которой является доктор педагогических наук Наталья Борисовна Истомина. Она в некоторой степени продолжает идеи системы Занкова, делая ребенка активным участником познавательного процесса, однако предполагает более заметную направляющую роль педагога. Основное условие успешного использования этой системы — установление гармоничных и дружественных отношений между учеником и учителем, которому родители должны уделить особое внимание.

Логика программы строится на формировании у школьника системы основных понятий, между которыми он под руководством педагога устанавливает причинно-следственные связи. Считается, что такой подход использует основные принципы как развивающей, так и традиционной системы, создавая комфортные условия для обучения. Поэтому система «Гармония» подойдет большинству детей, которые открыты к сотрудничеству с взрослыми, любознательны и активны.

Автор: Екатерина Орлова