«Какая скука!», или Другой взгляд на детское безделье
«Мааааам, паааап, мне скуууучно!» – кому из родителей не доводилось слышать нытье и жалобы детей, которым нечем заняться. Первая реакция, как правило, конечно, раздражение. «В конце концов, займись уж чем-нибудь! Поиграй!». Но вот просыпается голос совести, возникает стойкое чувство вины перед «заброшенным» ребенком вечно работающих родителей. Хочется что-то срочно сделать, чтобы исправить невыносимое положение малыша. И вы чешете затылок в поисках ответа «чем бы таким занять отпрыска».
Не торопитесь. Скука – вовсе не враг, она нужна нашим детям как воздух, чем раньше они столкнутся с ней, тем лучше будут приспособлены к этой неизменной спутнице нашей жизни. Когда-то я тоже бросалась занимать время своего сына чем-то полезным и интересным. А теперь убеждена: детям просто необходимо скучать.
Нескучный сад
А почему дети вообще скучают? Казалось бы, бегай, прыгай, играй – столько всего вокруг неизвестного, непознанного, неизведанного. Все мы были детьми и прекрасно помним: скука – как тень, с нами с самого рождения. Тихий час – пытка для тех, кто уже не хочет спать. «Было очень скучно, я не мог заснуть до последних десяти минут» – вспоминает садик мой десятилетний ребенок. «Что же ты делал? – спрашиваю, – ковырялся пальцем в стенке и ... носу».
Дети скучают по разным причинам. К примеру, скучно, когда они привыкли к структурированным занятиям (балет, рисование, музыка, дзюдо) и в свободные моменты испытывают своего рода «отходняк». Таким детям прививки скуки прямо необходимы.
Второй вариант – дети, родители которых невероятно заняты и им не хватает родительского внимания, опеки и просто общения. Их нытье «скучно» – просьба о любви, и скуку таких детей желательно развеять совместными занятиями: сходить в парк, почитать, соорудить что-то вместе.
И, наконец, « электронные дети», у которых готовые развлечения в виде айпедов, айподов и приставок всегда под рукой. Цифровые устройства с доступом к Интернету созданы как раз для того, чтобы мы никогда нигде ни при каких обстоятельствах не скучали. Но и эти супермощные таблетки от скуки помогают не всегда.
Философы склонны считать скуку современным явлением. Люди, конечно, скучали всегда, но массовый масшаб скука обрела лишь в новое время. Так, до 1852 года в английском языке не было слова boredom – скука. Я не поленилась и заглянула в словарь в поисках точного определения: «Скука – пассивное эмоциональное состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к окружающему миру, людям».
Психологически скука – это то, что возникает, когда мы устаем от ничегонеделания и чувствуем, что должны быть продуктивными. Что-то свербит в душе от того, что мы непроизводительны, скука – это сигнал тревоги.
Психоаналитик Отто Феничел (Otto Fenichel) сформулировал это иначе: «скука появляется, когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать или должны делать то, что мы делать не хотим».
Когда человеку скучно, в коре головного мозга преобладают процессы торможения. Скука – своего рода перезагрузка мозга, дверь в медитацию, отдых от вечной болтовни и суеты.
Со скукой все борются по-разному. Так как скука связана с жаждой переживаний, основной рецепт – это, собственно, переживания. На удовлетворение этого переживательного голода направлена вся индустрия развлечений. Все в нашем мире давно уже оценивается по шкале «скучный» – «интересный».
Поэт Иосиф Бродский предлагает совсем другой способ. Вместо того чтобы скуку развеивать, прогонять, можно предаться скуке, когда она вас одолевает, погрузиться в нее, дойти до самого дна. Ведь скука говорит на языке времени, ей предстоит преподать нашим детям наиболее ценный урок – урок бесконечности времени и нашей незначительности на этом фоне.
Я также согласна с Бертраном Расселом, считавшим, что поколение, которое не может выносить скуку – поколение карликов. Нашим детям, на мой взгляд, стоит научиться понимать, что такое свободное время и что с ним можно делать. Как его занять, как проводить, как распределять, как выбирать подходящие занятия. Если они не научатся это делать в детстве, то когда?
Неструктурированное время – зачастую единственный способ исследовать внутренний мир в наш век скоростей и мгновенных сообщений. Неструктурированное время – начало творчества. Окунитесь в свое детство: дверь подъезда захлопывается и вот вы стоите посреди пустого двора в оцепенении. Зной, жужжание мух, даже солнцу скучно светить. Вы тыкаете асфальт носком ботинка, присматриваетесь к кирпичам старого дома, заглядываете в углы, бродите неприкаянно. И вдруг среди этой вязкой пустоты, вакуума возникают идеи «А пойду-ка я покатаюсь на велике», «Нарву помидоров», «Построю шалаш». Эти вязкие минуты – часы – своего рода вызов растущему человеку. Толчок к поиску своего призвания, к исследованию своих склонностей и талантов, занятий, которые захватывают целиком, по-настоящему, без компромиссов.
Только в молчании скуки зачастую можно начать думать и воспринимать мир целостно, правополушарно, интровертно. Скука может стать лупой, линзой, с помощью этого инструмента вдруг разглядишь узор на обоях, пылинки, которые кружатся по комнате, услышишь тиканье часов.
Так что когда в следующий раз услышите детское «СКУУУУУЧНО!», смело отправляйте детей в путешествие по стране Скучандии, на растерзание скуке. Пусть они хоть немного – среди всех этих коньков, рисований и балетов, х-боксов и айпедов – поплюют в потолок, попинают балду и послоняются без дела. Ведь если верить Хайдегеру, испытывать скуку – значит быть человеком.