Образование

Как выбрать профессию для жизни

Как выбрать профессию для жизни

Как помочь ребенку сделать выбор своей профессии? Почему стоит выбирать фундаментальные науки и что делать, если подросток не обладает никакими выраженными интересами.

Родители хотят помочь своему ребенку сделать правильный выбор. Огонь противоречивых эмоций поддерживает высокую температуру напряженности. Почему противоречивых? Потому что родитель осознает важность момента и в то же время испытывает жалость к юному неокрепшему в житейской борьбе созданию. Возлагает надежду на то, что ребенок почти взрослый и может принять решение, и в то же время опасается ошибки по «детской» неопытности. И много, много других эмоций. У каждого свой набор. В совокупности этот коктейль дает энергию активной мыслительной деятельности.
Избавиться от эмоций не удастся никогда, потому что они всегда в нас, но попробовать их слегка отодвинуть на второй план – это можно.

Сейчас принято так: задумал дело – называй его проектом. Вот и у вас есть семейный проект, цель которого выбрать профессию воспитаннику и найти подходящее место для его учёбы. Какова ваша, лично ваша, роль в этом проекте?

В проекте всего три должности:
1.    Руководитель
2.    Исполнитель
3.    Консультант

На роль №2 родители претендовать не могут, поскольку само исполнение может осуществить только абитуриент. Мы все, конечно, знаем, что есть и такие родители, которые и «поступят» своего чадушку и «выучат» по полному курсу без его участия. Но мы о таком явлении говорить не будем. Значит, родителям из списка ролей остаются №1 и №3. Какую из них выбрать? Это зависит от вашего ответа на вопрос:

«Есть ли у вашего ребенка опыт принятия более или менее значимого самостоятельного решения? Решил ли он что-то в своей жизни сам?»
/Если – то/
– Нет, до сих пор такого не было. Решения принимали родители или учителя. Ребенок послушный и исполнительный.
Значит вам необходимо занять роль руководителя проекта, поскольку сейчас не время для экспериментов. И помните, что в этом случае вся ответственность за принятие решения лежит на руководителе.

– Да, ребенок принимает решения сам в пределах своих компетенций.
Значит ваша роль – консультант. Вы имеете право инициировать разговор, предлагать решения, задавать вопросы. Но не при каких обстоятельствах не настаивайте на вашем варианте решения. Предоставьте это руководителю проекта. Он решает, он отвечает за результат.

Ваш жизненный опыт, собственное образование и искреннее стремление помочь своему ребенку – это вполне достаточная база для консультирования. Хочу добавить в ней одну занятную и полезную схему. Вот она:

Схема для материала.jpg

На рисунке вдоль горизонтальной оси размещены все сферы знаний от точных наук до искусства, слева направо, от самой строгой научности до эмоциональной описательности. Для красоты пейзажа добавлены две вертикальные оси, где отмечается уровень объективной формализованности (слева) и субъективной эмоциональности (справа). Картина известная в общих чертах, но мы посмотрим на неё с точки зрения нашей сегодняшней задачи и отметим следующий факт.

Человек, получивший высшее образование в одной из указанных сфер, может без большого долгосрочного дополнительного обучения, то есть, без второго высшего образования, найти себе профессиональное занятие, работу в любой другой области знаний, расположенной на нашей шкале справа от той, в которой он получил высшее образование. То есть, возможно перемещение своих интересов вдоль оси знаний справа налево. Путь справа налево невозможен без нового высшего образования. Так, химик, например, может работать по своей специальности во многих областях, находящихся справа от химии, а при желании и наличии таланта вообще забросить химию и стать музыкантом или актером. Как, например, наш известный певец А. Розенбаум, по образованию – врач. Но ни один журналист или филолог просто по движению души не может стать физиком или биологом.

Это не означает, что одно образование хорошее, а другое плохое, или что в одной области знаний люди глупее, чем в другой. Упаси боже, ничего подобного! Просто само содержание конкретного образования, изучаемые методы познания и получаемые профессиональные навыки такие, что найти себе применение в любой области правее – это всегда пожалуйста. А справа налево так же легко переход закрыт. Это просто факт, который надо иметь в виду, решая вашу семейную задачу – проект «Выбираем профессию».

Подведем промежуточные итоги. Вы определились со своей позицией в проекте, имеете все необходимые знания, можно начинать. Советую воспользоваться методом последовательного приближения. Простой понятный результативный метод, пригодный для решения многих как научных, так и житейских задач. В чем его суть и как применять? Давайте, посмотрим, решая реальные (примерные) задачи.

Пример 1. Допустим, ваш ребенок хочет быть продюсером.
Если вы не очень представляете себе,  что должен делать продюсер, то это легко выяснить в интернете или в разговоре с теми, кто знает: сам такой или в своей работе имеет дело с продюсерами.

По смыслу продюсер – это производитель какого-то продукта, как правило, в сфере искусства. Если коротко, то это руководитель проекта, цель которого произвести некий конечный продукт (шоу, фильм, спектакль). Продюсер берет на себя ответственность за качество результата проекта, за сроки исполнения, и за суммарные затраты на это дело. При этом он должен найти для проекта квалифицированных исполнителей различной специализации, поскольку сложные проекты требуют участия порой совершенно не связанных между собой профессионально специалистов. Проекты могут быть как громадными (фильм, спектакль, церемония открытия олимпийских игр), так и средней величины (выпуск музыкального альбома, создание ток-шоу на ТВ и т.п.).

Ну что ж, продюсер так продюсер. А куда идти учиться? Можно прямо пойти на факультет, который готовит продюсеров для кино или для театра, который есть в театральном или кинематографическом вузе. Но это будет самое нерациональное решение из всех возможных. Попробую вам это доказать.

Вернемся в исходную точку – вы как родитель выступаете в роли консультанта в вашем семейном проекте. Вы совместно с главным лицом решаете поставленную задачу. В нашем конкретном случае имеет такую формулировку: «Куда пойти учиться в 17 – 18 лет, чтобы стать продюсером?» Задачи можно решать, начиная из исходных позиций, то есть из обстоятельств в начальной точке. А можно решать «с конца», как, например, это делается в детективных романах: есть конечный результат – убийство, а дальше профессиональный или доморощенный следователь раскручивает историю в её начало, чтобы определить преступника. Вот и мы пойдем по методике «с конца» и узнаем всё про обязательные качества продюсера, то есть, ответим на вопрос «Какими знаниями, умениями и навыками должен владеть продюсер?»

Умения и навыки//Зачем это надо?//Где этому можно научиться?

1.    Отлично разбираться в одном из видов творчества: быть актером, режиссером, музыкантом или деятелем  СМИ // Чтобы быть профессионалом в избранном виде творчества, то есть, знать тонкости профессии // Для этого надо иметь природную склонность к одному из этих искусств и иметь некоторые навыки реальной работы хотя бы на уровне самодеятельности. Ещё надо иметь хорошие природные коммуникативные данные, то есть, легко общаться с незнакомыми людьми, уметь убеждать, иметь качества лидера Если ничего этого нет от природы, то лучше подумать о другой профессии.

Если есть, то надо обучаться одному из этих видов искусств или журналистике в специализированных вузах, где самое трудное в поступлении – творческий конкурс.

2.    Продюсер должен владеть системным мышлением // Чтобы видеть проект в целом, как будто со стороны и в то же время знать все внутренние связи и уметь ими управлять // Лучше всего этому учат на физико-математических факультетах

Если вы категорически против математики, то тогда надо выбирать юридический факультет – там учат неформальной логике, что крайне важно для продюсера.

3.    Иметь навыки управленческой деятельности // Чтобы выстроить внутри проекта эффективную систему взаимодействия между людьми и подразделениями // Факультеты управления и менеджмента

4.    Разбираться  в кадровых вопросах // Чтобы уметь оценить профессиональные качества приглашаемых исполнителей и подобрать их так, чтобы они смогли работать вместе единой командой, без особых производственных непониманий // Факультеты психологии

5.    Уметь работать с информацией и принимать адекватные решения // Чтобы уметь быстро и правильно принять решения в ситуациях, связанных с человеческим фактором. Известно, что чем больше масштаб проекта, тем больше человеческих союзов и связей в процедуре исполнения.

     Факультеты психологии, собственное воспитание и жизненный опыт.

6.    Экономическое планирование // Чтобы найти источники финансирования и грамотно расходовать полученную сумму.

    Экономически  факультеты.

7.    Иметь креативное нестандартное мышление // Чтобы придумать проект в целом и увидеть способы его реализации. Чтобы сделать что-то новое и интересное в выбранном направлении.

    К 17 годам это качество или есть, или его уже нет, и не будет. По крайней мере, в необходимом объеме.

1.    Необходимо иметь творческий талант, навык его применения, быть креативным и общительным.
2.    Быть уверенным, что юный человек по своей природе способен быть креативным лидером.
3.    Выбрать направление образования рационально.

На последнем пункте остановимся подробно. Имеющиеся природные качества надо поддержать хорошим образованием. Здесь мы не рассматриваем случай, когда у молодого человека явный талант, и он может стать мастером в музыкальном или другом направлении искусства. Здесь мы говорим о сложном случае, когда человек не может быть исполнителем сам, а хочет обеспечить такую возможность другим талантам. Возможно, такое желание кому-то покажется абсурдным, но это ваш ребенок и это его желание. Мало ли какие абсурдные заявления делают наши дети.

В третьем столбце таблицы мы нашли несколько факультетов, на которых можно получить нужные знания. Теперь посмотрим на рисунок – схему, которую мы уже обсуждали, и выберем такой факультет, где можно получить образование с наиболее широкими дальнейшими возможностями его применения. В нашем случае это не факультеты искусства, а выбор из трех: экономика, юриспруденция, психология. Обучаясь этим специальностям молодой человек «форматирует» свои мозги, то есть приобретает навыки логического мышления, системного подхода к проблеме и учится работать с информацией. Ни одна большая и действительно стоящая задача в жизни без таких умений не может быть решена успешно.

1.    Потому что, как мы уже говорили, изменить специальность без второго образования легко, переходя слева направо. И невозможен переход справа налево.

2.    За пять лет учебы ребенок из семнадцатилетнего подростка превратится в самостоятельного взрослого человека. У нас с вами нет оснований считать, что его взгляды на жизнь за это время не изменятся. К концу обучения в вузе он может изменить свои профессиональные планы кардинальным образом. Поэтому, чем фундаментальнее будет изначальное образование, тем легче человеку найти исключительно свой способ выразить себя в любимом деле.
В качестве подкрепления своей позиции приведу несколько фактов. Например, генеральный продюсер радиокомпаний «Наше радио» и «Ультра» Михаил Козырев по образованию врач-терапевт. Генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст по образованию биолог. Алексей Кортнев учился на механико-математическом факультете МГУ. Генеральный продюсер портала planeta.ru Федр Мурачковкий – юрист.

Есть и другой способ размышлений при выборе высшего образования.  Если предыдущий пример ведет нас от итога к началу, то теперь мы выберем прямой путь решения задачи, то есть, такой случай, когда есть определенные исходные данные и надо прогнозировать, что нас может ждать в итоге.

Выберем случай не простой. Пример 2. Допустим, ваш ребенок сам не знает, что он хочет и хочет ли вообще.

Если вы будете бегать по квартире, воздымать руки к небу, кричать, призывать, приводить в пример одноклассника, который с пятого класса знает, кем он будет, призывать одуматься и быть серьезным, то результат будет не просто нулевой, он будет отрицательный. Здесь вы должны суметь остаться консультантом, но твердо и уверенно направлять мысли и действия своего подопечного к конструктивному мышлению.

Первый шаг. Вы знаете своего ребенка как никто другой. Вы видели, как он растет, к какому делу он приспособлен, а к какому нет. Вы видите, каким делом он занимается с наибольшей охотой и по своей инициативе. Под словом «дело» я в данном случае подразумеваю любое занятие, включая пустую болтовню по телефону или нескончаемые компьютерные игры. Бывает еще и так, что мальчик, например, очень любит какой-то вид спорта, болеет за любимую команду, следит за историей развития остальных команд или отдельных спортсменов, а сам он по каким-то причинам заниматься любимым спортом не может. Этот случай тоже надо включить в список любимых дел. Таким образом, вы вместе составили список любимых занятий. Туда включены даже такие дела, как есть конфеты или постоянно менять прически.

Шаг второй. Вы обсуждаете вместе с ребенком каждое занятие из списка, отвечая на вопрос: «В какой профессии надо именно этим заниматься?»  Например, ребенок любит компьютерные игры. Обсудите возможность стать программистом, а потом заниматься разработкой собственных игр. Или нравится человеку общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Во множестве профессии это совершенно необходимое качество: журналистика, социология, связи с общественностью, продажи. И третий случай про мальчика, который любит спорт, но не может быть спортсменом. Он может быть спортивным журналистом, спортивным врачом, спортивным массажистом, спортивным менеджером. В результате вашей совместной аналитической работы образуется круг специальностей, которыми вполне можно заинтересоваться.

Шаг третий. Из всех возможных специальностей выбираете одну, наиболее подходящую склонностям молодого человека. Например, в последнем случае есть выбор между тремя позициями: медицина, журналистика, менеджмент. А на этом этапе должно быть только самостоятельное решение.

Таким образом, вы в полном объеме выполните функции консультанта, оставив принятие решения лицу, ответственному за результаты проекта. При этом вы не нарушите правило успешного сотрудничества – не совмещать роли и не прыгайте с одной на другую.

Даже если решение со временем покажется не совсем удачным, то ситуацию можно поправить. Это совсем не редкий случай, я знаю массу таких. Своё дело не всегда и не каждый находит с первой попытки. Если ваш  ребенок не может сделать выбор, не готов, не знает определенно, чего же он хочет, то, может быть, стоит подумать о варианте – никуда в этом году не поступаем, год работаем и изучаем профессии. Вариант хороший, хотя и не простой.
Что в итоге? Вполне здравых вариантов множество. Главное – спокойствие. Ведь дело-то житейское.

P. S. «Почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо?» – этот вопрос впервые задал древнегреческий философ Сократ (400 лет до н. э ). До сих пор никто не знает на него ответ.

Представлен фрагмент книги «Любовь по имени Работа» Ирины Лиленко-Карелиной