Образование

Как всё устроено: педагог-организатор

Как всё устроено: педагог-организатор

Педагог-организатор одной из московских школ рассказывает о своей работе, школе, учениках, учителях и системе образования.

svl.png

Светлана Лаврентьева: 

"Когда мне исполнилось 37, я, проработав долгое время редактором, журналистом, контент-менеджером, пришла работать в школу. До этого с системой образования меня связывало только то, что мои дети были школьниками, а я, как почти каждый родитель, школу опасалась и недолюбливала. И вот я оказалась внутри этого странного места".

О должности

Признаться, работать в школу я пришла не для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, а чтобы спастись от мыслей о бессмысленности того, чем я зарабатываю на жизнь. Мне казалось, что уж в школе каждый отработанный мной час будет наполнен смыслом, труды будут приносить пользу, а я получу возможность для самореализации. Почти так и получилось. Почти.

Моя должность называется «педагог-организатор». Типовые должностные инструкции школьного педагога-организатора утверждают, что я должна заниматься организацией деятельности детских сообществ и созданием условий для детского досуга. Судя по этим тезисам, я – ненастоящий педагог-организатор, потому что занимаюсь совсем другим. Чем?

Первое и самое для меня главное: я – руководитель школьного музея. Придя в школу, я знала, что начну именно с этого – с создания музея русского слова. Это то, что доставляло больше всего удовольствия в самом начале работы: придумывать разделы, наполнять их экспонатами, создавать концепцию оформления, делать макеты стендов, вывесок, баннеров, паспортов экспонатов, проводить экскурсии, музейные уроки, придумывать идеи выставок и оформлять их.

Глупо врать и говорить, что музей задумывался как место возрождения в детях и взрослых интереса к родному языку, способствуя сохранению языка и его развитию. Для меня музей был и остается местом, к которому я могу приложить свои творческие способности, местом, в котором только я хозяйка, и которое возникает, развивается и меняется моими усилиями.

По факту оказалось, что музей интересен не только мне. Дети с удовольствием приходят на экскурсии, которые я провожу по музею, с энтузиазмом участвуют в музейных конкурсах, мной придуманных. А кое-кто вместе со мной несколько лет подряд с увлечением занимается пополнением виртуальной экспозиции музея – созданием фразеологического видеословаря.

_Как-то веду экскурсию по музею русского слова для второклашек из соседней школы:

  • Слова, которые попали в другие языки из русского, называются "русизмы". Например, слово "спутник" в английском. Как вы думаете, когда оно попало в английский язык и почему?
  • Наверное, когда у них впервые кто-то заблудился.
  • Почему?
  • Ну ведь "спутник" - этот тот, кто сбился с пути._

_- "Канцелярит" - это слово, которое придумал Корней Чуковский. Как вы думаете, от какого слова оно образовано? Что означает?

  • От слова "канцлер".
  • А кто такой канцлер?
  • Какой-то важный дяденька в других странах. Он как президент, только чуть-чуть не такой важный.
  • "Канцелярит" - это, наверное, дом, в котором живет канцлер._

_На экскурсии с девятиклассниками:

  • Можете назвать дикторов радио, которых вы знаете?

Тишина.

  • Давайте подскажу. Какие-то фильмы о Великой Отечественной войне смотрели?
  • Да.
  • Был там момент, когда герои слышат первое сообщение о войне из репродуктора?
  • Вроде нет.
  • А какие фильмы о войне вы смотрели?
  • «Список Шиндлера», «Облава» с Жаном Рено, «Перл- Харбор»…_

Еще одно мое школьное детище – медиа-центр. Приставку «медиа» он получил совсем недавно, после того, как мы запустили школьное телевидение. Сейчас работа нашего медиа-центра - это выпуск ежемесячной газеты, создание макетов для других полиграфических продуктов – афиш, баннеров, плакатов, съемка и монтаж видеороликов для праздников, концертов, открытых уроков, ведение 25 сайтов гимназии и выпуск телепрограмм.

Изначально всего этого не планировалось, и пять лет назад, придя работать в школу, по просьбе директора я начала выпускать газету. За 26 лет существования школы попытки наладить регулярный выпуск школьного издания предпринимались не раз. Но больше одного года ни одна газета не продержалась. Не знаю, что было тому причиной. Последняя версия газеты оказалась живучей, сейчас готовим 34-ый номер. Газета – это зона свободного творчества, и в данном случае именно для детей, а не для меня. Я решаю технические задачи: помочь с определением темы статьи, провести корректуру, сверстать номер и распечатать. Все публикуемые в газете материалы пишут ребята.

Маленький, кругленький, говорящий очень медленно, являющийся объектом постоянных насмешек одноклассников Алешка из 6 "В" подходит ко мне в раздевалке. На прошлой неделе мы с ним решали сложную проблему: как пристроить шестерых котят, которых родила на даче его кошка, и которых дедушка грозится утопить. Я предложила написать заметку в школьную газету, разместить фотографии. Сделали. И вот снова смотрю в зеленые Алешкины глаза.

_- Алеш, ну что? Нашлись хозяева для котят?

  • Да! Представляете, всех отдали! Дедушка так удивился, я ему нашу газету показал со своей статьей. Он сказал, что мы - молодцы и все правильно сделали. Даже собрался одного котенка себе оставить, вот как и на него печатное слово подействовало.
  • Это все потому, что ты очень искренне написал. И про котят рассказал так, что захотелось сразу же их забрать и стать их другом.
  • Светлана Витальевна, я тут набросал, что еще надо в нашей газете напечатать, раз уж она так действует. Посмотрите?_

_Я открываю листок бумаги и читаю неровные, налезающие друг на друга строчки: "Закон джунглей отменен давно. Прав не тот, кто выше и сильнее, а тот, кто прав. Всем людям необходимо внимание. Даже самым некрасивым. Белая ворона - тоже ворона. Если обидеть того, кто не похож на тебя, ему будет так же больно, как и тебе".

  • Светлана Витальевна, давайте это напечатаем? Вдруг получится как с котятами, и кто-то прочитает и поймет? Я очень искренне писал. Даже искреннее, чем про котят._

Чтобы чуть-чуть облегчить задачу сотрудникам редакции газеты, я веду элективный курс по основам журналистики. Курс ведется в двух форматах: очном и дистанционном. На еженедельных очных занятиях разбираем теоретический материал: в основном, особенности разных жанров, и пишем-пишем-пишем. Те, кто не успевает приходить на занятия, работают в удобном для себя режиме на созданном мной сайте, где выложена вся теория, есть примеры профессиональных журналистских текстов, тесты на закрепление теоретического материала, творческие практические задания.

А вот зато видеоролики – это зона моего свободного творчества. Наверное, где-то во мне сидит режиссер, потому что придумывать маленький фильм с первого до последнего кадра, писать сценарий, подбирать или снимать видеоматериал, монтировать, озвучивать – это то, от чего я получаю огромное наслаждение. За пять лет удалось сделать около 50 видеороликов, и мне все еще не надоело.

Еще одна работа, результат которой исчисляется десятками штук – это сайты. Пять лет назад, создав музей русского слова, я подумала, что музей должен иметь виртуальное отражение – собственный сайт, и сделала его. Потом появился сайт пресс-центра. Потом меня попросили сделать отдельный сайт для публикации новостей гимназии. Ну а потом стало понятно, что в школе вообще много всякого происходит, и стандартного школьного сайта не хватает для того, чтобы рассказать обо всем важном и интересном. Поэтому в первый год работы новые сайты я делала по одному в месяц – сайт для профкома, сайты кафедр, сайты классов, сайт-фотоархив. А спустя какое-то время, меня попросили сделать новый главный школьный сайт, отдали его в мое ведение, и сейчас я регулярно обновляю информацию на 25 созданных мной сайтах. Какие-то из них получились довольно формальными и предназначенными для публикации сухой информации, но большинство – довольно живые и востребованные. Например, сайт «Пьедестал». Это такая виртуальная доска почета, на которой не просто фотографии лучших из лучших, но и персональное электронное портфолио каждого, кто чего-то достиг.

Год назад в школе на каждом этаже появились большие настенные телевизоры, соединенные в сеть. Они работают на переменах, и для показа я подбирала короткие образовательные программы, мультфильмы, видеолекции. Мечта о том, чтобы делать телевизионные программы самостоятельно, потихоньку зрела и обрастала мясом. В октябре этого года первая наша программа вышла в эфир. Конечно, пока тяжко. Сложно осваивать роль оператора, ребятам непросто работать перед камерой. И я, и они всему учимся с нуля. Процесс идет небыстро, потому что количество идей и даже уже расписанных сценариев растет, а количество готовых программ едва за ним поспевает.

Оказалось, что и мне, и детям придумать идею и написать сценарий очередного сюжета существенно проще, чем подготовить съемку и отснять материал.

_Спорят Ваня и Катя:

  • А давайте придумаем свой «Ералаш»? Смешной такой видеожурнал про школьную жизнь.
  • А как ты себе это представляешь?
  • Ну выдумывать смешные ситуации – это же просто! А потом их разыграем, как спектакль.
  • Вань, это серьезное придумывать легко и просто, смешное – мы не потянем. Или получится юмор уровня Петросяна. А зачем нам так позориться?_

У нас, как и в каждой школе, есть праздники, концерты, торжества. Четыре года назад в актовом зале появился проектор и большой экран на стене, и с тех пор готовить видео- и аудио-сопровождение всех школьных мероприятий стало еще одной моей обязанностью.

С частью аудио, как правило, проблем нет: выступающие заранее выдают мне минусовки, под которые они будут петь или танцевать. Мое дело – подготовить видео.

Это легче делать, если сценарий торжества я писала сама. Уже во время придумывания сценария я представляю то, что в тот или иной момент будет происходить на экране. Часто экран, вернее то, что на него проецирует проектор, становится не только частью декорации, но и важным действующим лицом. Например, последнюю церемонию вручения аттестатов у нас вел Бил Кристалл – популярный американский актер, телеведущий, продюсер. Конечно, заполучить человека такого уровня для ведения школьного праздника невозможно. Но можно взять видеозапись церемонии вручения «Оскаров», которую он вел, вырезать оттуда фрагменты его конферанса, наложить заранее записанный голос с нашим текстом, и вот, пожалуйста, - звезда шоу-бизнеса ведет наш праздник с экрана.

Еще одна очень важная часть моей работы – организация участия школы в благотворительных акциях. Так вышло, что некоторые мои друзья и знакомые работают в благотворительных фондах или плотно с ними сотрудничают. В первый год работы в школе я предложила всем желающим поучаствовать в сборе новогодних подарков для детей-инвалидов, живущих в детских домах. Отклик был неожиданно большим. И стало понятно, что вот эта потребность – помогать кому-то - у наших детей и их родителей есть. Так что наше участие в нескольких благотворительных акциях каждый год – это уже традиция. На сайтах, в газете, в информационных листах на стендах я публикую всю информацию: кому помогаем, как помогаем, с кем помогаем, после окончания каждой акции отчитываюсь о том, как все прошло, как и когда наша помощь дошла до адресатов.

В нашей школе учатся благополучные дети, мир которых к ним доброжелателен. Вывести их за пределы зоны комфорта, познакомить с той жизнью, которая, к счастью, от них далека, и в которой много боли, горя, одиночества, дать детям возможность отреагировать, откликнуться, выразить свое отношение и через слово, и через поступок, - важно и необходимо.

Работая в школе, я поняла, что получила то, что хотела: возможность творческой самореализации, осмысленность того, что делаю, ощущение собственной нужности. И я получила то, о чем даже не думала. Оказалось, что работать вместе с детьми и делать что-то для них – вдохновляющее занятие, придающее сил. Конечно, нельзя сказать, что школа – это рай на земле, в котором все гармонично и прекрасно. Нет, это не так. Потому что школа – это часть довольно жестокой, часто абсурдной, подчас перемалывающей всё в труху системы, системы образования, для которой дети – это, в лучшем случае, «контингент», а в худшем – «единица финансирования». Несмотря на множество красивых и даже иногда правильных слов, которые произносятся с высоких трибун и перед телекамерами, эта система работает, функционирует совсем не для детей. «Священные коровы» образования все время сменяют друг друга: еще не так давно ее имя было «Модернизация», теперь ее зовут «Эффективность». Но к реальным, живым детям эти слова не имеют никакого отношения.

За пять лет на моих глазах школа и вся система школьного образования менялась и меняется и, увы, не в лучшую сторону. Мне кажется, что сейчас более забюрократизированной и более заформализованной системы, нежели система образования, нет. Работа учителя и школы в целом оценивается по показателям, по цифрам.

Хороший учитель – это не столько тот, о ком тепло отзываются дети и родители, не тот, который прививает интерес к своему предмету и к обучению вообще, а тот, который вовремя сдает всю необходимую отчетность. Еще несколько лет назад говорили, что учитель завален бумагами, теперь ситуация изменилась: учитель завален файлами. Систему перевели на электронные рельсы, но количество требуемых документов со школы, директора, завуча, учителя только возросло.

А каким языком пишутся эти документы! В них вы не найдете слов «дети», «ребенок», там крайне редко встречается даже слово «ученик». Школьный «контингент» теперь принято называть «обучающиеся», родителей – «законными представителями», умения и навыки – «универсальными учебными действиями», а школьный новогодний концерт – «воспитательным мероприятием, проводящимся с целью знакомства обучающихся с традициями празднования Нового года».

Страшнее всего, что эта инфекция проникает и в школу тоже, разъедая все вокруг себя. Молодой учитель, только что закончивший институт и пришедший в школу с горящими глазами и желанием сеять то самое доброе и вечное, через полгода работы выступает на педсовете и уже совершенно привычно и не запинаясь, произносит: «Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся во время изучения английского языка в рамках реализации федерального государственного стандарта…»

Когда эта зубодробительная лексика стала для этого мальчика естественной и привычной? Да, это только слова. Но не слова ли часто формируют наши мысли, влияют на наши поступки?

Учителя в школах так замордованы необходимостью постоянно выполнять все новые и новые требования, спускаемые в школы сверху, что у них с трудом хватает ресурсов на то, чтобы добросовестно делать свою работу: вести уроки, проверять тетради, подтягивать отстающих.

Делать пребывание детей в школе не только полезным, но и интересным, чтобы 25 разных человек превратить в коллектив и дать возможность каждому проявить себя - на это ресурсов уже не хватает.

_- Мария Ивановна, скоро День Победы. Давайте в этот раз придумаем что-то интересное? Я готова подумать, предложить варианты, подготовить.

  • Светлана Витальевна, да не заморачивайтесь Вы. Не до того сейчас, скоро ГИА, ЕГЭ, да еще отчеты и самоанализы писать. Сделаем концерт, как всегда. Коля на балалайке сыграет, Вика и Алина споют что-нибудь, 6-й «А» пусть танцует, у них там кто-то танцами занимается, ведущими поставим Таню и Мишу из 8-ого «А», они уже привыкли, и всё. Сфоткаем и фотоотчет отправим, что провели мероприятие. Большего от нас не требуется._

Я понимаю, что по сравнению с учителями я - в более выигрышном положении. Мне не надо ежедневно вести уроки, проверять тетради, заполнять электронный журнал, сдавать отчеты по успеваемости и «качеству воспитанности», проводить родительские собрания и сидеть на педсоветах. Поэтому я стараюсь делать то, на что не хватает сил и времени у них: делать школьную жизнь для детей интереснее, предоставлять им возможности для реализации себя в самых разных областях, создавать для них ситуацию успеха, провоцировать на совершение работы не только их умы, но и души. А иногда - обеспечивать им условия для того, чтобы просто поплакать

_На перемене в мой маленький кабинетик вошла незнакомая мне пятиклашка.

  • Здравствуйте. Я Вам не помешаю?
  • Ты с каким-то вопросом?
  • Извините, пожалуйста, а можно я тут посижу немного? Я мешать не буду. Я тихонечко поплачу и уйду.
  • Тебя кто-то обидел? Что-то случилось?
  • Все хорошо. Просто я так устроена, мне иногда надо поплакать, а тут у вас в школе совсем негде: везде люди.
  • Тебя как зовут?
  • Настя.
  • А меня Светлана Витальевна. Если хочешь, я уйду до конца перемены, а ты отдохнешь тут одна.
  • Спасибо, не надо. Вы только не смотрите на меня, пожалуйста._

Моя рабочая неделя чаще всего вмещает в себя не 36 положенных часов, а существенно больше. У меня редко случается два выходных дня в неделю. И из отпуска я всегда выхожу на неделю раньше. Потому что мне нравится моя работа. Я иду на нее с открытыми глазами, видя все недостатки бесчеловечной системы, сложности женского учительского коллектива, трудности поиска общего языка с некоторыми родителями моих учеников. Но пока для меня радость и удовольствие от того, что я делаю, перевешивают все недостатки, сложности и проблемы. Надолго ли меня хватит? Не знаю. Поживем - увидим.