Образование

Как всё устроено: детские сады и школьное образование в США

Как всё устроено: детские сады и школьное образование в США

Все дошкольное образование можно разделить на семейные детские сады, групповые сады и детские центры. Школы могут быть как государственными, так и частными или сочетающими государственное финансирование и частное управление (charter schools). Более подробно о дошкольном образовании в США - в нашей статье.

Обязательное общее образование в США, как и в России, начинается со школы. Детский сад (kindergarten) дети начинают посещать в возрасте 4-5 лет, он официально является первой ступенью младшей школы, и входит в начальное образование. До этого времени родители или нанимают няню присматривать за ребенком, или кто-то из супругов оставляет работу для ухода за детьми, или ребенка отправляют в частный платный детский сад.

Все образование в США делится на государственное и частное. Практически все дошкольное образование – частное, лишь некоторые штаты включают подготовительные классы (Pre-school или Pre-K) в государственную систему школьного образования.

Школы могут быть как государственными, так и частными или сочетающими государственное финансирование и частное управление (charter schools). Большинство лучших университетов находятся в частном управлении.

Качество государственных школ зависит от района. Государственные школы закреплены за конкретными адресами, соответственно, в хороших районах с высокими ценами на недвижимость и низким уровнем преступности будут хорошие школы. Часто цены на недвижимость как раз зависят от хорошей школы, так как для семей с детьми при выборе места проживания это является одним из определяющих критериев. Пугающие школы «из кино» с колючей проволокой по периметру и металлодетекторами на входе довольно часто можно встретить и в реальной жизни неблагополучных районов.

Хороших государственных школ много в пригородных районах – сабербиях (suburbia), местах основного проживания американского среднего и высшего среднего классов. При этом средний класс столичного Вашингтона или делового Нью-Йорка все чаще выбирают для своих детей частные учебные заведения, потому что государственные городские школы не соответствуют желаемым стандартам.

По статистике, 90% американских детей посещают государственные школы. Около 10% учатся в частных школах, это неудивительно, учитывая, что год обучения в хорошей частной школы часто сопоставим со стоимостью годового обучения в университете.

Несмотря на все больше набирающее популярность движении хоумскулеров, официально в США на домашнем обучении находится только около 4% детей, хотя их количество увеличивается с каждым годом.

Детские сады

Со всем многообразием детских дошкольных центров я столкнулась, когда пришло время выбирать садик моему ребенку. В первый младенческий год нам помогала приходящая няня, но дочь взрослела, я видела, как ей интересно играть с другими детьми и стала задумываться о детском саде.

Глобально, все дошкольное образование можно разделить на семейные детские сады, групповые сады и детские центры. Для того, чтобы открыть детский сад, необходимо получить лицензию, которую требуется обновлять каждый год. В условия получения лицензии входит наличие профессионального образования у основателя детского учреждения, медицинских справок у всех сотрудников, отсутствие судимостей и т.д. Сам документ требований к лицензиям представляет собой внушительных размеров книгу.

Семейные детские сады, что логично предположить, находятся в жилых домах самих основателей. Руководитель детского домашнего сада оформляет лицензию на дневное пребывание определенного количество детей (чаще всего 5-7 человек) и обустраивают какую-то часть дома под группу. К плюсам такого сада, несомненно, относится индивидуальный подход к детям и, чаще всего, домашняя еда. В небольшой группе проще учесть характер каждого ребенка и выстроить с ним отношения. Из минусов для меня лично стал факт нахождения в одной группе разновозрастных детей и очень авторский подход к развитию детей. Да, например, в классах монтессори тоже собраны дети разного возраста, с которыми занимаются по авторской методике, но эта методика конкретна (у нее есть методология, ее так или иначе изучали, я могу узнать, какие конкретно педагогические аспекты она в себя включает). В детских садах, работающих по запатентованным методикам, у родителей есть четкое понимание, как именно их ребенок будет проводить время. Немаловажным является тот факт, что сад получает лицензию именно на работу по этой конкретной методике, таким образом, родитель может предъявить претензию, если программа не соблюдается. Семейные детские сады открываются одним конкретным человеком, который обладает соответствующим образованием и считает, что работа с детьми – лучший для него формат профессиональной реализации.

Я приходила знакомиться с основателем такого семейного сада, находящимся в пешей доступности от моего дома. Американка Луиза, педагог по специальности, переехала несколько лет назад из другого штата и решила открыть свой домашний бизнес. Перестроив нижний полуподвальный этаж в игровую и первый этаж – в столовую и комнату для дневного сна, она набрала свою первую группу из пяти детей. Сейчас у нее в саду семь детей в возрасте от трех месяцев до четырех лет. С детьми почти все время проводит и шестилетняя дочь Луизы, которая находится на домашнем обучении. Луизин сад хвалят за качественное питание (половина детского рациона составляют органические продукты) и индивидуальный подход к детям. Образовательной составляющей как таковой нет, хотя в игровой действительно много игрушек из натуральных материалов, дети поют, рисуют и много гуляют.

Я понимаю, что семейный детский сад – это тот самый малый бизнес, в котором все построено на личных отношениях и симпатиях с клиентами. Для меня Луиза была не просто профессионалом: я понимала, что она станет еще одним человеком, который будет проводить с моим ребенком много времени, и в итоге ребенок будет перенимать какие-то ее ценности и манеры. Кажется, это меня насторожило: для меня Луиза была слишком экстравертная, слишком быстро сокращала дистанцию в общении, и некоторые формы разделяемых ею ценностей я бы не хотела однажды увидеть в ребенке. Вторым недостатком для меня стали правила детского сада: я искала ребенку компании на два-три часа в день, семейный же детский сад не может себе позволить роскошь занимать «место» ребенком, который ходит на полдня, поэтому стоимость за посещения была одинаковой для всех, независимо от того, как часто ребенок появляется в саду. Оба эти фактора для меня стали причиной продолжать изучения вариантов детских садов.

Групповые детские сады отличаются от семейных количеством детей, требованиям в педагогам и обязательным наличием внешнего помещения. Такой сад уже не получится сделать дома.

Американские детские сады часто упрекают в отсутствии обучающий составляющей. Действительно, в большом количестве детских садов воспитатели включают им на весь день телевизор и видят своей ключевой задачей обеспечение детской безопасности. Основатели такого детского сада получают лицензию, не требующую реализации образовательных программ. И это будет как раз тот детский сад, в котором, к ужасу восточно-европейских родителей, ребенку будут давать хот-доги и жареную картошку. При этом все продукты будут хорошего качества, детский сад будет закупать обеды у лицензированного поставщика (это крайне важно, потому что случись какое-нибудь пищевое отравление – ответственность падает на поставщика), просто это будут продукты, которые даже самые либеральные родители родители не рискнуть назвать «здоровым питанием».

Вопреки сложившемуся стереотипу, в США можно (и нужно) искать и находить детские сады с хорошим питанием и развивающими программами. Их меньше, они могут стоить дороже, но, как и почти во всех детских вопросах, выбор остается за родителями. Если родители зададутся целью найти ребенку хороший детский сад, им это точно удастся сделать.

Детские образовательные центры часто сочетают в себе ясли (nursery), детский сад и программу продленного дня (after-school program). Обычно школьники младшей и средней школы заканчиваются учиться около трех часов дня. Законодательство большинства штатов в США запрещает детям до 12-14 лет оставаться одним дома, поэтому, если родители работают, ребенку нужно находиться под присмотром до их возвращения домой. Так как американские семьи чаще всего живут отдельно от бабушек-дедушек, сознательные родители ищут программы продленного дня, рассчитывая, что ребенка заберут из школы, накормят, помогут сделать уроки и, желательно, отведут на дополнительные секции или кружки.

Во многих публичных школах также есть программы продленного дня, но часто они становятся просто формальным присмотром за ребенком без дополнительных занятий или кружков.

Одним из детских образовательных центров в Филадельфии руководит мама моего мужа. Ann Kids занимает весь этаж еврейского культурного центра, программы рассчитаны на детей от 6 недель до 14 лет. Все педагоги центра – дипломированные специалисты, каждый день повар готовит детям свежую «домашнюю» еду. В здании самого культурного центра есть бассейн, спортивный зал, музыкальные классы и танцевальные студии. Мне там нравится, моему ребенку тоже, поэтому, когда мы гостим у родителей мужа, свободного времени у меня несравненно больше.

Я искала похожий детский центр рядом со своим домом, язык был не принципиальным фактором, но, склонялась я все-таки к русскоязычному садику – по опыту окружающих семей, дети моментально переходят на английский, как только начинают ходить в школу, и от родителей требуется масса терпения и настойчивости, чтобы ребенок говорил дома по-русски. В пригороде Вашингтона мы нашли русскоязычный образовательный с красивым названием «Метафора». Ребенку снова все понравилось, мне показалось интересной образовательная программа, и на семейном совете мы приняли решение записаться в группу.

Многие штаты, за счет собственных и федеральных финансовых ресурсов, пытаются ввести систему улучшения качества дошкольных учреждений. Например, в Пенсильвании работает программа Keystone Stars, позволяющая родителям оценить качество выбранной образовательной программы. Детский сад может получить от одной до четырех «звезд» рейтинга, в зависимости от уровня образования работающих в нем педагогов, качества обучающей среды, компетентности менеджмента и качества взаимодействия с родителями. Требования к каждой из этих категорий ужесточаются при получении каждой следующей «звезды». Участие в этой программе сугубо добровольное, но детским садам, не желающим повышать свой качественный образовательный уровень, государство вправе уменьшить субсидии на оплату посещения детьми из семей с низким доходом. Субсидии – крайне важный инструмент функционирования всей частной образовательной системы. Да, дошкольное образование платное, но если доход семьи ниже определенного уровня (в Пенсильвании это примерно $29 000 в год на семью из трех человек), государство оплачивает работающим/учащимся родителям полный день пребывания их детей в детских садах. И, в свою очередь, вправе устанавливать, посещение каких садов будет полностью покрыто выделенной субсидией.

Хорошую американскую школу можно определить по нескольким критериям. Очевидным является стоимость недвижимости в конкретном районе, строчка в общем рейтинге школ и средние результаты тестов учеников школы. Менее очевидным может стать изучение дополнительных факторов, например, какой процент детей в конкретной школе имеет право на бесплатное питание, предоставляющееся семьям с низким доходом (в США доход довольно сильно коррелирует с уровнем образования семьи). Школы также указывают этнический состав своих учеников. Вся информация абсолютно открыта, и любой человек может ее получить просто зайдя на соответствующий сайт.

В общеобразовательную школьную систему входят подготовительная (Pre-K и Kindergarten), начальная (Elementary), средняя (Middle или Junior High) и старшая (High) школы. Часто все школы находятся в разных зданиях. Учеников забирают из домов на специальных школьных автобусах и привозят обратно после окончания занятий. Готовясь сдавать экзамены на местные водительские права, я твердо выучила, что самое страшное преступление на американских дорогах – не пропустить школьный автобус или проехать, когда он остановился со знаком «стоп», готовясь к высадке детей (которые, теоретически, могут выбежать на автомобильную трассу). Во время начала и окончания школьных занятий на дорожных участках рядом со школами действует ограничение скорости 15 миль/час (или примерно 25 км/ч). И все водители терпеливо соблюдают это правило. В такие моменты я очень четко понимаю, что все водители будут также стоять и ждать желтый автобус, в котором будет однажды ехать и мой ребенок. Это воодушевляет.

Я несколько раз была в американских школах в качестве посетителя, и один раз ходила на школьный мюзикл в Council Rock High School. Постановка произвела на меня очень сильное впечатление: старшеклассники не просто играли и пели на сцене, но и занимались всем, что предполагает театральная постановка: ставили свет, записывали представление на профессиональную камеру, продавали в антракте сэндвичи и сладости, собирая деньги на костюмы к будущим постановкам. Всю музыку во время представления играл школьный оркестр.

Важным элементом учебы в старшей школе является необходимость самостоятельно выбирать себе часть классов. Таким образом школьников готовят к обучению в университете, где студенты уже целиком самостоятельно составляют свое расписание. Каждый ученик должен выбрать определенное количество факультативных занятий помимо школьной программы для получения необходимого количества баллов. Каждый класс имеет свой «вес», так что если выбрать только самые простые классы, можно не добрать до хорошей итоговой оценки. В школе, где я была, выбор есть: классы рисования, вокала, игры на музыкальных инструментах, фотографии, программирования, печати, работы по дереву. Работа в редакции школьного журнала, на школьной радиостанции, в школьном зооуголке или ботаническом саду.

Спортивные классы включают в себя плавание, секции командных игр, фехтование, скалолазание и, думаю, я еще не все увидела. Меня впечатлял высокий профессиональный уровень занятий, например, полностью оборудованная звукозаписывающая студия, комната радиовещания и фотолаборатория: возможно, таким образом школа помогает определиться школьникам с тем, чем они бы хотели заниматься в дальнейшей взрослой жизни. Или это уникальная возможность за несколько лет школьной жизни приобрести большое количество профессиональных навыков в рамках обычного образовательного процесса.

Федеральное законодательство США обязывает все государственные школы создавать «среду с максимальным количеством возможностей» для обучения детей с особыми потребностями. В школах работают отделы «специального образования», помогающие составить индивидуальное расписание для детей, неспособных по той или иной причине постоянно обучаться в обычных классах. Ребенку с особыми потребностями помогает учитель-ассистент, сопровождающий его на занятия, которые ребенок способен посещать вместе со всем классом. На уроке ассистент сидит вместе со школьником, помогая ему, например, сконцентрироваться на том, что говорит учитель, или выходит вместе с ним в соседний кабинет делать тестовое задание, если ребенок не в состоянии выполнить его в общей аудитории. Если ребенок не может в силу объективных причин посещать общие классы, то педагоги приходят в кабинет и проводят занятия индивидуально или в небольших группах.

Для детей также устраивают регулярные поездки в магазины, рестораны и профессиональные учреждения с целью познакомить школьников с тем, как устроен окружающий мир: как выбирать продукты, как заказывать еду в ресторане, как работать на стройке и т.д. Часть детей смогут после школы поступить в вузы и получить высшее образование, у некоторых получится освоить специальность, например, автослесаря, и этим зарабатывать на жизнь. Основная задача школы – выпустить максимально социально адаптированных членов общества, способных по возможности самостоятельно вести полноценную жизнь.