Образование

Как увлечь детей обучением

Как увлечь детей обучением

Как игра помогает учебе, и почему лишние звуки в классе могут стать причиной неуспеваемости? Учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно привить детям вкус к получению новых знаний.

Современные разработчики методик детского образования огромное внимание стали уделять отношению детей к учителю и изучаемым предметам. Растущий объем и стремительное усложнение школьных программ требуют от педагогов и родителей пересмотреть роль ученика в образовательном процессе. Просто «передать» школьнику в голову огромный массив разнообразных знаний становится не просто менее эффективным, а все более вредным занятием. При таком подходе дети теряют всякий интерес к обучению и ходят в школу как на тяжелую, нелюбимую работу. Специалисты считают, что ученик должен стать активным, самостоятельным соучастником процесса передачи знаний. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, увлечь его способом подачи учебного материала и, что самое важное, с пеленок прививать детям искреннее стремление к получению новых знаний.

Индивидуальная стилистика детского знания

Консультант по вопросам детского образования,  доктор Мэри Смилек (Mary Ann Smialek) из Питсбурского университета (США), рассказывает в своем блоге, что с начала семидесятых годов прошлого века научное сообщество активно изучает у детей индивидуальные особенности постижения окружающего мира. Результаты этих исследований позволяют родителям выбрать для своего ребенка адекватную и, следовательно, эффективную стратегию получения знаний.

Мэри пишет, что дети приобретают знания различными способами. Их легко распознать, поскольку они имеют ярко выраженные признаки в повседневном поведении детей. Одна из самых авторитетных теорий напрямую связывает стратегии обучения с органами чувств и выделяет четыре модели восприятия мира: визуальную, звуковую,  кинетическую («мышечное чувство») и тактильную (осязательную). Какой канал получения информации  доминирует у ребенка – такую систему обучения ему и надо подбирать.

Ученик-«визуал» быстрее усваивает то, что увидел. Такие дети запоминают лица вместо имен, быстро учатся читать и имеют развитое воображение. Они лучше понимают послания, содержащие текст, картинки, графику и видео. «Визуалы» стараются записывать всю полученную информацию, на занятиях часто закрывают глаза для визуализации памяти и обычно тщательно следят за своим внешним видом. Они любят образный язык и тяготеют к спокойному, созерцательному образу жизни.

Ученики-«акустики» более восприимчивы к тому, что услышали. Они легко вспоминают имена и забывают лица, быстро реагируют на озвученную информацию и любят проговаривать то, что записывают. Для них лучше всего подходит обучение, основанное на лекциях, дискуссиях и опросах. «Акустики» не подбирают себе одежду, но могут сразу объяснить, что и зачем они надели. Они любят говорить сами с собой, слушать себя и других, громко читать вслух. Такие дети с трудом воспринимают карты и диаграммы, а также не могут сосредоточиться, когда в классе шумно.

Ученики-«кинетики» лучше всего обучаются посредством практики. Они быстро запоминают то, что сделали и с трудом могут сосредоточиться на классных или домашних заданиях. Для «кинетиков» чрезвычайно полезны практические занятия, дающие им возможность погрузиться в какую-либо деятельность. Таким детям нужно много двигаться, быть активными и регулярно получать свежие впечатления. Они бурно жестикулируют при разговоре и проказничают от скуки, любят покомандовать и доверяют только своему опыту.

«Тактильные» ученики любят получать знания с помощью своих пальцев и рук. Такие дети на уроках с удовольствием и выдумкой пишут, рисуют и чертят. Для получения новых знаний им необходимо ощупывать предметы. Они любят иллюстрировать тексты, конструировать различные проекты, заниматься живописью и скульптурой.

Дети сопротивляются, когда им навязывают стиль обучения, противоречащий их природе. Мэри убеждена, что разнообразие учебного материала поможет ученикам успешно использовать свои индивидуальные особенности в процессе обучения. Д-р Смилек призывает родителей и учителей не зацикливаться на единственном, «правильном» методе обучения. По ее наблюдениям, своевременная и адекватная смена стиля образования позволяла достичь позитивного прорыва в работе с самыми «трудными» учениками, которые с академической точки зрения находились уже в «зоне риска».

Внештатный лектор университета в Ньюкастле (Великобритания), авторитетный эксперт по проблемам образования и методикам преподавания, Тим Тэйлор (Tim Taylor ) в детстве очень любил играть во все доступные ему игры. Став взрослым педагогом, он сохранил эту страсть и стал использовать игровые практики в преподавании. В результате, на его уроках даже заядлые двоечники стали учиться с горящими от азарта глазами.

Тим вспоминает, как в самом начале своей преподавательской карьеры стал свидетелем демонстрационного игрового урока. Драматург Люк Эббот и педагог Дороти Хиткоут дали детям задание спасти жителей воображаемого поселения, поглощаемого черной дырой. В результате, обычная классная комната превратилась в рабочий полигон, на котором ученики и учителя работали как единая команда. Обучение проходило спонтанно и по всем фронтам, причем обучались как дети, так и их наставники. Даже нерадивые ученики стали азартными участниками этого действа.

По итогам этого урока Тим составил список того, чему дети на нем успешно обучились: рисовать карты, планировать свои действия, правильно ставить вопросы, дискутировать, измерять длину и углы, складывать, вычитать и умножать, и, самое главное, работать в команде. Люк и Дороти признали, что по всем этим «предметам» все дети заслужили твердую «пятерку». Для Тэйлора этот урок стал настоящим откровением, и он решил использовать игровой подход в своей дальнейшей преподавательской деятельности.

На следующих своих уроках Тим в игровом режиме учил детей писать отчеты о своих действиях, газетные заголовки, благодарственные письма, инструкции и т.д. Он стал «играючи» выполнять годовой учебный план и детям это очень нравилось.

В настоящее время Тейлор проводит уроки с шестиклассниками в замке Тюдоров, где Генрих VIII тайно встречался со своей будущей второй женой Анной Болейн. По ходу занятий, дети имитируют противостояние двух группировок при дворе французского короля - сторонников действующей королевы Екатерины и клана Анны, которая сменит ее на престоле. Вместо того чтобы корпеть над пыльными учебниками, дети погружаются в прошлое со всей душой, эмоционально дискутируют, ведут оживленную переписку, азартно воссоздавая и, тем самым постигая, мельчайшие нюансы той эпохи.

Много новаций было испробовано в методиках образования с тех пор, как Тим начал преподавать. Но и сегодня он твердо убежден в одном: игровые практики помогают детям лучше учиться, предоставляя им множество возможностей стать непосредственными участниками процесса обучения, его действующими и заинтересованными лицами. Тэйлор считает, что как преподаватель он достиг самых лучших результатов, не просто доставляя знания в класс, а терпеливо выстраивая процесс сотрудничества со своими учениками.

В идеале мы все хотим, чтобы наши дети любили учиться. Любовь к знаниям не имеет ничего общего с прилежным ученичеством ради хороших оценок или поощрения от родителей и учителей. Те, кто проявляют страсть к познанию в раннем возрасте, проносят это чувство через всю свою жизнь и обычно становятся интересными, успешными и счастливыми людьми. Ученые и педагоги считают, что родители могут и должны воспитывать у своих детей стремление познавать окружающий мир. Специалисты предлагают для этого конкретную программу действий.

•    Обсуждайте со своим ребенком все интересное, что вы прочитали или услышали. Не мешайте ему составить собственное мнение. Попросите его обосновать свою точку зрения.

•    Ненавязчиво расскажите ребенку о своих хобби и интересах. Помогите детям обрести собственные увлечения. Если ваши дети проявят склонность к какому-либо занятию, всячески поощряйте их заинтересованность.

•    Читайте своим детям хорошие книги. Читайте так, чтобы книги их зацепили. Пусть в доме будет много книг. Чаще показывайте семье, как вы цените свою библиотеку.

•    Максимально расширьте сферу интересов своих детей – пусть туда войдут музыка, театр, спорт, литература, путешествия, фольклор, история, головоломки и т.д. Никто ведь не знает точно, что в будущем станет призванием вашего ребенка.

•    Играйте с детьми в интеллектуальные игры, такие как Эрудит (Скраббл) или шахматы. Дайте ребенку понять, что процесс мышления здесь важнее выигрыша.

•    Помните, что родители – лучшие наставники для ребенка. Школа, образовательные игры, забитые книгами полки не заменят детям папу и маму. Давайте своим детям возможность подумать (пошевелить мозгами?) при каждом удобном случае. Например, попросите их отыскать определенные буквы, цифры или цвета в ресторанном меню или сосчитать количество домов, черных машин и велосипедов по дороге в школу.

•    Предоставьте своим детям как можно больше свободного времени. Им оно нужно для открытий и исследований. Не перегружайте распорядок дня своего потомства обязательными заданиями. Выделите ребенку время для свободной игры, дневных сновидений и прогулок во дворе.

•    С самых ранних пор воспитывайте у своих детей стремление к самостоятельности, которое играет важнейшую роль и во многом формирует детское отношение к обучению. Иногда ребенку бывает трудно совершать определенные поступки просто потому, что вы их не поощряете. Позвольте вашим детям больше возможностей влиять на окружающий мир – и это вдохновит их на новые подвиги. Например, позвольте своему младшему самому очистить свой банан, выбрать себе рубашку или покормить домашнего кота. А старший уже может выбрать куда поехать на лето и какую спортивную секцию предпочесть. Когда дети поймут, что они способны изменить что-то в этом мире, то обязательно захотят это сделать.