Образование

Как успокоиться перед ЕГЭ и ГИА: советы родителям и школьникам

Как успокоиться перед ЕГЭ и ГИА: советы родителям и школьникам

Для школьников и их родителей начался непростой период сдачи ЕГЭ и ГИА. И если детям нужно собраться с мыслями и продемонстрировать уровень знаний, то задача взрослых – морально поддержать сына или дочь. Как не навредить подросткам советами и критикой, – расскажет психолог и гештальт-терапевт.

Некоторым выпускникам сдача экзаменов даётся легко, но иногда этот процесс превращается в настоящую пытку. Дети так сильно переживают из-за оценок, что для них ЕГЭ и ГИА становятся вопросом жизни и смерти. А родители беспокоятся за успешность отпрысков, забывая, что на количестве баллов свет клином не сошёлся.

Чем помочь ребёнку

После откровенного разговора с выпускниками и родителями становится понятно, что взрослые волнуются гораздо сильнее, чем дети. Школьники не всегда понимают, что для них значат результаты ЕГЭ, как они повлияют на их жизнь, да и повлияют ли вообще. Родительский опыт подсказывает, что от итогов экзаменов зависит едва ли не вся дальнейшая судьба ребёнка.

Согласно новым правилам, пересдавать ЕГЭ школьники могут несколько раз. Однако волнение перед экзаменом все равно присутствует. Дети переживают, что низкий балл отрежет пути к бюджетным местам в лучших вузах. Именно поэтому ребятам так важно получить количество баллов, достаточное для поступления в выбранное место.

Здесь и начинается родительская миссия. Взрослые должны осознать сами и объяснить выпускнику, что любой результат ЕГЭ и ГИА не так важен, как эмоциональное самочувствие экзаменуемого.

Честно ответьте на вопросы: «Станете ли вы любить своего отпрыска меньше, если он не сдаст экзамен? Если не поступит на престижную специальность? Если ему и вовсе придётся вместо университетской скамьи искать временную подработку?»

Утвердительные ответы показывают, что в ваших приоритетах – не будущее ребёнка, а собственные нереализованные амбиции.

Тем, для кого интересы ребенка важнее всего, стоит успокоиться самим, а также помочь обрести душевное равновесие подростку. «Когда мы запугиваем наше чадо, постоянно напоминаем ему о ЕГЭ, делаем акцент только на результатах итогового теста, мы теряем связь с ребёнком. Экзамен становится стрессом для всей семьи, – отмечает психолог, гештальт-терапевт Галина Кандар. – Все любят своих детей и хотят как лучше. Взрослым важно создать условия для комфортной подготовки к экзаменам, не мешать, не критиковать, не распространять панику».

Часто родителям кажется, что детям наплевать на результаты экзаменов. На приёме у психолога они говорят: «Он не хочет готовиться, ему всё равно, сидит целыми днями за компьютером, ни о чём не думает, не переживает». Зачастую это мнение ошибочно.

«Чем «пофигистичнее» подросток выглядит, тем «переживательнее» ему может быть внутри. У таких детей, как правило, намного больше страхов, тревог, неуверенности. Им кажется, что их бросили», – говорит Галина Кандар. Если родители хотят помочь ребёнку морально подготовиться к сдаче экзаменов, но не знают, как это сделать, то начать лучше со слов поддержки: «У тебя всё получится, ты хорошо подготовился, как бы ты ни сдал экзамен, жизнь на этом не заканчивается, мы в любом случае вместе найдем правильное решение».

Дети считают, что только те, кто сдал экзамен хорошо, заслуживают любви и уважения, а остальные – «отстой», люди низшего сорта. Родители должны переубедить их. Помните, оставить выпускника на пороге большой новой жизни один на один со страхами и переживаниями намного ужаснее, чем провал на ЕГЭ.

Возможно, результаты экзаменов не позволят сразу поступить туда, куда хотелось. Но это не значит, что жизнь закончена. Чтобы вместе продумать различные сценарии развития событий, нужно поговорить с ребёнком. Именно диалог, а не навязывание своего мнения, поможет определить цели и приоритеты абитуриента, составить список мест, куда он сможет подать документы в зависимости от набранных баллов.

Читайте также:

Микронаушники, невидимые чернила и «бомбы»: предательские шпаргалки

Думать о будущем школьник может как вместе с родителями, так и сам. Главное в этом процессе – не паниковать и рассуждать здраво: что будет, если провалить экзамен или не набрать нужного количества баллов? Ребёнок готов к самому худшему, когда он мысленно нашёл варианты решения проблемы и понимает, что мир не остановится, если он поступит не в МГИМО или МГУ.

Если выпускник не мыслит жизни без конкретного вуза, реально не оценивая при этом свои возможности, это повод для отдельной беседы с психологом.

Теперь представим, что все экзаменационные темы проработаны, ответы выучены, а до начала тестирования ещё осталось некоторое время. Вероятнее всего, его займут панические мысли. Поэтому лучший способ расслабиться – заняться делом и отвлечься. В этом помогут спорт или совместная прогулка с друзьями, домашняя работа или хобби.

Главное не оставаться наедине со своими переживаниями, которые почти наверняка повлияют на позитивный настрой. Волнение непосредственно перед входом в аудиторию легко побороть, выпив стакан воды и сосредоточившись на своём дыхании. Специалисты рекомендуют делать глубокие вдохи и выдохи, следить, чтобы они были равномерными и спокойными. Мы успокаиваемся, всего лишь контролируя дыхание.

Что же касается различных медикаментозных способов борьбы с нервозностью, то стоит отметить, безвредные успокоительные средства действительно существуют. Выпускник, выпивший перед экзаменом допустимую инструкцией дозу успокоительного, уж точно не пострадает и не навредит своему организму.

Но поскольку успокоительные средства действуют на нервную систему, а головной мозг – значительная часть этой системы, то логично предположить, что любые успокоительные, даже безобидные травяные отвары, негативно скажутся на внимательности и мыслительной деятельности.

Самое лучшее успокоительное перед экзаменом – осознание того, что его результат мало что поменяет в дальнейшей жизни, в отношениях с близкими, успешности и перспективности будущего.

Читайте также:

Выпускники смогут пересдать ЕГЭ несколько раз
Новшества ЕГЭ-2015: сочинение, разговорный английский и математика на профильном уровне