Образование

Как улучшить детскую память

Как улучшить детскую память

Эти советы помогут не только подготовить ребенка к любому тесту, но и сохранить знания на долгое время. Так, чтобы новая информация не улетучивалась, как только оценка получена.

Вопреки распространенным представлениям, человека нельзя заставить учиться. История знает немало случаев, когда будущие гении начинали занятия не по собственному желанию, а из-под палки. И все же гораздо больше великих людей были закоренелыми двоечниками и находили свой путь скорее вопреки насильственному образованию. Попытки «мобилизовать» ребенка с помощью «кнута», переломить нежелание или «лень», могут закончиться очень плачевно. Чем больше стресса получает ребенок во время учебы, тем меньше шансов, что заученное станет знаниями. Разница между ними предельно проста – первое невозможно применить.

Наш мозг обладает определенными средствами самозащиты. Информация, которая поступает на фоне стресса, автоматически фильтруется и почти ничто из «изучаемого» не попадает в те отделы головного мозга, где формируется долговременная память. Ребенок скорее запомнит собственные эмоции страха, нежелания, скуки, а не то, чему его пытались научить. Именно поэтому очень важно создавать как можно более комфортную и приятную обстановку перед началом занятий. Можно придумать какую-то веселую игру, поделать несколько минут что-то, что доставит ребенку удовольствие и радость. Слишком увлекаться тоже не стоит, чтобы сам переход от веселого занятия к урокам не стал дополнительным стрессом. Просто постарайтесь, чтобы ребенок начинал учиться в хорошем настроении.

«Анонс» будущих знаний

Как действуют анонсы новых фильмов? Они сообщают нам ровно столько о картине, сколько нужно для того, чтобы привлечь внимание и пробудить любопытство. Причем достаточно всего нескольких секунд, пары ярких предложений. Большинство людей забывает увиденное или услышанное таким образом очень быстро, и, тем не менее, анонсы почти всегда достигают своей цели. Если в ближайшее время человек снова столкнется с информацией об этом фильме, он почти наверняка обратит на нее более пристальное внимание. Так устроен наш мозг – работает механизм «что-то я уже об этом слышал».

Детские химические опыты.jpg

Память человека устроена по принципу образцов. По сути наши воспоминания – определенная «сетка» нейронных связей. Самый эффективный способ сохранить новую информацию надолго – связать ее с уже имеющимися «образцами-воспоминаниями». Активизировать учебную память ребенка можно, применив тот же самый принцип. Узнайте, какая следующая тема. Постарайтесь кратко, но по возможности ярко что-то рассказать о ней ребенку. Покажите интересный видеоролик или просто картинку и немного прокомментируйте. Не нужно заранее объяснять новый материал, достаточно просто сделать краткий «анонс» темы, как можно более интересным и занимательным способом. Когда ребенок снова столкнется с ней на уроке, сработает полученное раньше воспоминание, новая информация вызовет любопытство, будет воспринята с большим вниманием, соответственно и запоминание будет эффективнее.

Через органы чувств в наш мозг каждую секунду поступает огромное количество информации. При этом «бортовой компьютер» человека не в состоянии воспринять и обработать весь этот гигантский поток данных. По крайней мере, на сознательном уровне. Большая часть отсеивается подсознательно. У каждого из нас в голове есть «фильтр», который решает, что заметить и что пропустить, и большинство людей не в состоянии контролировать его работу.

Маркеры.jpg

Зато есть способы немножко «перехитрить» этот процесс. Ученые давно выяснили, что цвет, как правило, проще преодолевает «защитный фильтр» мозга, информация, оформленная или связанная с цветом, лучше воспринимается и запоминается. Так что цветные карандаши и фломастеры нам в руки! Будем подчеркивать, выделять, делать пометки цветом, во всех учебных материалах, где это возможно. Только нужно не забывать, что мы не просто рисуем. Каждый цвет должен быть связан с определенным смыслом. Например, даты выделяем желтым, имена красным, события зеленым, суффиксы фиолетовым, приставки синим. Система у каждого своя, но она должна быть. Кстати, ведение конспектов и записей с уроков в цвете – также один из способов лучше запомнить и ориентироваться в написанном.

Новый необычный опыт запоминается проще и быстрее того, что не выходит за рамки рутины. Азбучная истина науки памяти. Проблема только в том, что жизнь не может состоять из сплошной новизны. Повседневность обычно берет свое. Невозможно каждое новое правило в учебнике сопровождать необычайным опытом. Ну, или, по крайней мере, очень сложно. Хорошая новость состоит в том, что, по мнению нейропсихологов, даже незначительная новизна облегчает процесс запоминания, причем впечатление совершенно не обязательно должно быть напрямую связано с изучаемым материалом.

Необычные животные.jpg

Любое положительное, интересное переживание, событие непосредственно перед началом занятия активизирует наш мозг. Дети особенно восприимчивы к таким переживаниям. Расскажите ребенку интересную историю или шутку, напяльте шляпу на домашнего питомца, зажгите свечку и сообщите, что теперь вы будете учиться, как в древности при свечах, в общем, сделайте что-то необычное перед тем, как усадить чадо за уроки. Это будет отличным мобилизирующим сигналом для мозга. Конечно, родитель не может, да и не должен, становиться на голову или плясать чечетку перед каждым занятием ребенка. Но если вы знаете, что сегодня ему предстоит особенно сложная задача, можно использовать и такой способ, чтобы помочь.

Все мы знаем разницу между восприятием общим и личным. Абстрактная информация «где-то там, о ком-то там», которая нас не касается и не запоминается, а скорее «складируется» в отдаленных уголках нашего сознания, чтобы «пылиться» там во веки веков. Зато то, что касается нас лично, формирует целые цепочки из эмоций и ассоциаций. Если мы хотим, чтобы учебный материал сохранился в долгосрочной памяти ребенка, необходимо сделать для него эту информацию лично значимой. Должно возникнуть отношение к изучаемому. Не так-то просто связать события пятисотлетней давности или горы в Новой Зеландии с жизнью конкретного ребенка в другом конце света. Тут нас часто подводит взрослое восприятие. Далеко не всегда это должно быть очень логичное и продуманное личное отношение к «проблеме».

Наполеон

Любая ассоциация, идея, связь могут помочь. Возможности детского воображения почти неисчерпаемы. Ребенку ничего не стоит связать африканских слонов с вчерашней игрой во дворе. Но нужно задать ему правильные вопросы. Не начинайте с требования повторить или пересказать прочитанное. «Муштра» по запоминанию фактов мало что дает. Оставшись без связи, они не запомнятся надолго. Лучше спросите, какие ассоциации вызывает у него тема, что он думает о событии, герое или проблеме. Отличный способ закрепления материала – придумать свою собственную историю или рассказ по пройденной теме. Главное, чтобы ребенок нашел какую-то «точку опоры» в этой информации для себя – связь со своими собственными идеями, чувствами, эмоциями.

Наши воспоминания устроены по принципу своего рода информационных сетей или узоров. Нейроны формируют между собой связи, от их количества и ряда других факторов зависит то, что и как мы запомним. Человеческий мозг способен удерживать информацию в кратковременной памяти менее 1 минуты. Если он не найдет связи с предыдущими знаниями тем, что уже хранится в нашей памяти, новые сведения будут забыты. Наша долгосрочная память – структурированная система. Для того, чтобы сохранить в ней нечто, необходимо связать это с одной из категорий уже имеющихся знаний.

Проще говоря, если мы хотим, чтобы некая информация осталась надолго в голове ребенка, и при этом была доступна для применения, нужно помочь ему логически связать ее с тем, что он помнит по ранее изученным темам. Этот процесс называется активацией предыдущих знаний. Один из способов – сравнение. Можно просто предложить ребенку найти различия и похожие моменты в двух темах или составить какие-нибудь сравнительные графики, добавить цвет и изображения. Специалисты советуют делать это в течение первых 24-х часов после того, как ребенок получил новую информацию. Тогда шансы на то, что она зафиксируется в его долгосрочной памяти, будут гораздо выше.

Основа настоящего полезного запоминания – это анализ полученной информации. Ребенок должен не просто воспринять ее, но и «переварить», то есть понять и сформулировать для себя. Старый добрый метод – написание небольшого сообщения, в котором ребенок расскажет, как он понял тему, поделится мыслями и ассоциациями, которые у него возникли. Запись позволяет задействовать также и зрительную память. Игра в учителя отлично помогает детям лучше запомнить изученное.

Трениурем детскую память.jpg

Передавая знания другим, они незаметно для себя анализируют и структурируют их. И самое главное – поощряйте вопросы! Если ребенок не задает вопросов – значит, он ничего не понял или ничего не запомнил, а самое главное, ему не особо интересно. Чем меньше вопросов задает учитель и чем больше спрашивают ученики, тем лучше! Иногда даже полезно перевернуть все с ног на голову. Пусть пятерку получит не тот, кто дал самый правильный ответ, а тот, кто задал самый интересный вопрос.

Эту старую добрую истину никто не отменял. Повторение тренирует память, так же как спорт мышцы. Но повтор повтору рознь. Вместо обычного зачитывания лучше использовать методы, которые задействуют все органы чувств: рисовать, использовать фото или видео, петь, лепить. Это поможет мозгу ребенка проложить сразу несколько «дорожек» к нужной информации, и в необходимый момент «достать» ее из памяти будет гораздо проще.

Нейромедиаторы, посредством которых осуществляется передача электрических импульсов между клетками головного мозга, истощаются, если человек занят одной и той же деятельностью более 10 минут. Соответственно, теряется способность концентрировать внимание и запоминать. Детям обязательно необходимо делать перерыв в занятиях. Достаточно пары минут, и мозг будет снова готов усваивать и анализировать информацию.

Подготовлено по материалам педагога и невролога доктора Джуди Уиллис. Ее специализация – разработка методов обучения на основе исследований головного мозга. 1, 2, 3.