Как учиться, чтобы поступить в Оксфорд
В беседе с Кимом Уэллсом, директором по учебно-методической работе школы Caterham, большой упор был сделан на том, зачем современной школе нужно уделять ключевое внимание личному восприятию каждого студента. Здесь необходима ремарка. Школа Caterham славится тем, что она готовит к поступлению в лучшие университеты Великобритании. И хотя школа работает с детьми от трех лет до восемнадцати, русские приезжают сюда чаще всего оканчивать последние два года, чтобы подготовиться к получению высшего образования.
1. Самостоятельно находить ответы
В этой школе стремятся, чтобы ученики принимали активное участие в подготовке уроков. Здесь исходят из предпосылки, что необходимость выступить в роли учителя требует большей работы, чем простая подготовка к тесту. Ведь для того, чтобы ответить на спонтанные вопросы своих же сверстников по теме, нужно хорошенько разобраться в том, о чем рассказываешь. Тест же или даже развернутый ответ учителю всегда дает шанс понадеяться на счастливый случай. Благодаря таким тренировкам детей уже не пугают спонтанные вопросы, которыми так знамениты собеседования при крупнейших университетах. Например, на вопрос: "Какого цвета кровь?" нужно дать грамотный ответ, который покажет знание биологии и химии.
Даже обычные уроки в форме лекций проходят так, чтобы они становились для каждого ученика индивидуальными. Для этого все ученики разделяются на группы, исходя из особенностей восприятия информации, которые заложила природа. Детям предлагается тот метод обучения, который они быстрее воспримут.
Учителя школы выделяют следующие группы:
-
Дети, которые наибольшее внимание уделяют звуковому сопровождению уроков. Шум не позволит им сосредоточиться. При изучении языков для них важно как можно чаще слушать новую речь и иметь возможность самим произнести слова.
-
Школьники с логическо-математическим складом ума. Для них важно выделять смысловые цепочки, понимать, к чему приводит то или иное действие. Это дети, которые боготворят графики. Даже роман они будут рады представить в виде схемы взаимоотношений героев.
-
Если у ребенка лучше всего развит визуальный образ мышления, то привычные уроки литературы, где все время отдано обсуждению, превратятся для него в пытку. В этом случае выходом может стать рассказ, во время которого будут показываться слайды и видео.
-
Кинестетикам нужно разрешить жевать жвачку, крутиться на стуле, часто менять письменные принадлежности. Другими словами, для этих детей важно иметь что-то под рукой - ведь они в буквальном смысле воспринимают мир на ощупь.
Учителя помогают детям развивать те каналы восприятия информация, которые работают у них менее эффективно. При этом поощряется выступление не только перед всем классом, но и перед другими учащимися школы. Для этого существуют внеклассные занятия, семинары, тематические встречи. Такие встречи позволяют школьникам расширять кругозор. Фактически, Caterham создает среду, в которой процесс получение знаний постоянен. Образование здесь воспринимают не только как возможность узнать что-то новое, но прежде всего как обретение навыка самостоятельного получения знания. Ведь за то время, пока идет обучение, мир успевает измениться, а значит, что полученная в стенах школы или университета информация уже немного устарела. Чтобы быть по-настоящему образованным, нужно постоянно учиться самому.
Учитывая колоссальный объем информации, с которым сталкивается каждый школьник, учителям необходимо подготовить детей обрабатывать ее быстро и при этом научить ребенка качественнее запоминать материал. Поэтому здесь преподают как методы скорочтения, так и различные мнемонические приемы. Помимо того, что тренируют писать эссе (один из обязательных пунктов при поступлении в университет), учат обретать уверенность в своих силах, принимая участие в дебатах и спорах. Другими словами, школа стремится сделать детей успешнее. То есть не только выйти подготовленным к экзаменам, но прежде всего, быть готовым к самой жизни.
Общий вектор обучения — это переход от классной работы к работе самостоятельной. Чем старше становятся дети, тем больше проектов они должны выполнять самостоятельно. При этом роль учителя сводится к роли консультанта или тьютора. Для российских школьников, которые поступают в западные университеты, подобная система работы кажется непривычной. Caterham же копирует систему высшего образования и поэтому для детей переход от одной ступени к другой не вызывает такого противоречия.
Принципы школы прописаны на сайте:
-
Формировать среду, в которой все ученики чувствуют себя счастливыми и в безопасности, ощущают уверенность и понимают, что их ценят.
-
Помогать учащимся в достижении академических успехов.
-
Поддерживать развитие духовных и нравственных ценностей, самодисциплины, ответственности и уважения к другим людям и окружающей среде.
-
Содействовать независимому мышлению и непрерывному обучению через инновационные образовательные практики.
-
Воспитывать положительное отношение к родителям, ученикам и учителям школы, и общества в целом.
-
Поддерживать и развить энтузиазм преданных своему делу сотрудников школы.
На одной из методик, которые используют в школе, Ким Уэллс остановился подробнее. Речь идет о "Шести шляпах" Эдварда де Боно. За спиной де Боно обучение в Оксфорде и Кембридже, а также преподавание на кафедрах не только данных университетов, но и Гарварда, а также Университета Лондона. Этот британский психолог разработал специальный курс по развитию интеллектуальных способностей, курс по творческой работе и самоорганизации мышления в группах. Метод "Шести шляп" дает возможность посмотреть на задачу с разных сторон. Для этого необходимо при обсуждении использовать по очереди один из патернов. В основе метода - идея параллельного мышления. Речь идет о том, что часто в споре побеждает далеко не истина, а тот довод, который был лучше всего принят большинством. Как абстрагироваться от эмоций и объективно оценить решение? Для этого надо"примерить" одну из шляп. Например:
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
При обучении можно использовать и другие методы Эдварда де Боно. Все они подробно изложены в его книгах "Научите себя думать", "Серьезное творческое мышление" и других.
А какие методы и приемы позволяют вам учиться успешнее?