Образование7 мин.

Как сдать ЕГЭ по биологии в 2022 году: разбор самых частых ошибок выпускников

Педагог Ольга Ожигина предупредила о сложных моментах на экзамене по биологии

© Pexels-photo

Как показывает опыт проведения ЕГЭ по биологии, этот предмет нельзя назвать самым простым. Выпускникам нужно знать не только общую биологию, генетику и экологию, изучаемые на ступени среднего общего образования, но также и ботанику, анатомию, зоологию, которые изучались в основной школе. О самых частых ошибках выпускников на этом экзамене «Летидору» рассказала педагог, эксперт Московского центра качества образования, почетный работник образования РФ Ольга Ожигина.

Невнимательный перенос в бланки данных из черновиков

Анализ экзаменационных работ показал, что выпускники часто невнимательно переносят в бланки ответов данные из черновиков. Это приводит к потере баллов.

Обратите внимание на задания, в которых требуется дополнить недостающую информацию в таблице. Буквы ответов чаще всего располагаются на разных уровнях таблицы, и при переносе ответа в бланк участник ставит цифру ответа не под нужной буквой, а это уже ошибка.

Пример. Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Список элементов:

  1. гликолиз

  2. хлоропласт

  3. трансляция

  4. митохондрия

  5. транскрипция

  6. ядро

  7. цитоплазма

  8. клеточный центр

Орфографические ошибки в терминах

В задании, где необходимо вписать биологические термины, учащиеся допускают орфографические ошибки, что при проверке приводит к неправильному прочтению и считается неверным ответом.

Пример. Рассмотрите таблицу «Биология – комплексная наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Ответ: палеонтология.

Неправильное прочтение формулировок и незнание понятий

При решении простейших генетических и биохимических задач возникают ошибки из-за неправильного прочтения формулировки заданий, а также из-за незнания понятий «гомологичные хромосомы» и «сестринские хромосомы», «строение молекулы ДНК».

Пример. В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только число хромосом.

Ответ: 28.

Пример. Определите соотношение фенотипов в потомстве от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных организмов в случае полного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ: 31.

© Visualrian/Александр Кряжев

Установление последовательности

Из года в год выпускники допускают ошибки в заданиях на установление последовательности. Один из типов таких заданий – установление последовательности таксономических названий растений или животных. Основная ошибка заключается в том, что участники не внимательно читают формулировку задания, где указан порядок записи ответа: либо с наибольшего, либо с наименьшего.

Пример. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Мятлик луговой

  2. Мятлик

  3. Покрытосеменные

  4. Однодольные

  5. Растения

  6. Злаковые

Ответ: 534621

Анализ данных графиков

Традиционно сложности вызывают задания линии 21, в которых необходимо проанализировать данные графика (или таблицы). Участники ЕГЭ пытаются найти верные или неверные утверждения, а не выбрать именно те, которые являются прямым выводом или следствием из проанализированных данных. Ошибки часто связаны с тем, что школьники не обращают внимание на параметры по оси абсцисс (Х) и оси ординат (Y) или на название граф и столбцов в таблице.

Пример. Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. Оптимальное количество яиц в кладке – 5, что обеспечивает максимальное количество выживших птенцов в данной популяции скворцов.

  2. Гибель птенцов скворца объясняется случайными факторами.

  3. Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.

  4. Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.

  5. Количество яиц в кладке зависит от погодных условий и наличия корма.

Ответ: 13

© Pexels-photo

Работа с изображением

При выполнении заданий в части 2 наибольшие затруднения у выпускников возникают в линиях 23, 24, 25 и 26. Задания линии 23 направлены на проверку умений работать с изображением объекта, определять и описывать его.

Пример. На рисунках изображен скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное.

Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите три из них, которые видны на рисунках. Для организмов какого современного класса животных, филогенетически близкого к археоптериксу, характерны перечисленные признаки?

Геохронологическая таблица

Отвечая на эти задания, учащиеся не всегда правильно определяют объект, поэтому неверно его описывают. Кроме того, они описывают не то, что видят на рисунках, а то, что знают по данному вопросу.

Задания линии 24

При выполнении заданий линии 24 многие выпускники не обращают внимание на название текста, в котором предлагается исправить ошибки. Также они записывают в бланке не все предложение целиком, а лишь ту часть, которую исправляют.

Еще типичной ошибкой можно считать формулировку ответа, если в качестве исправления в ответе содержится только отрицание суждения («может – не может», «является – не является», «имеется – не имеется» и так далее). За такое исправление балл не выставляется.

Неверное суждение должно быть исправлено с указанием верного. В каждом из предложенных текстов обычно представлено три или четыре неправильно сформулированных предложения.

Если в ответе исправлены лишние правильные предложения, то за это снимают по 1 баллу.

Пример. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

В предложенном задании ошибки допущены в предложениях 2, 3, 7. Учащиеся часто записывают ответ в следующей формулировке: «Секреты желез внутренней секреции поступают в кровь не по протокам, а прямо в кровь». Такой ответ не будет считаться верным, так как участник не объясняет, почему секреты поступают в кровь не по протокам.

Верным будет ответ: «Секреты желез внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как протоки у них отсутствуют».

Задания линий 25 и 25

Трудности вызывают задания линий 25 и 26, где необходимо дать развернутый, аргументированный ответ по разделам «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье» (линия 25), «Эволюционное учение» и «Экология» (линия 26).

Чтобы выполнить эти задания, нужно повторить материал о биологических процессах и явлениях, правильно объяснять научные факты. Ответы должны быть краткими и четкими.

В заданиях линии 28 (генетическая задача) учащиеся неплохо составляют схемы скрещивания, но часто вместо названия закона наследственности они пишут номер закона или автора (1 закон, закон Менделя, закон Моргана). Такой ответ не принимается как верный и балл не выставляется. Если в задаче схема скрещивания записана верно, но не дано объяснение результатов скрещивания, высший балл не ставится.

В этой же линии есть задачи на сцепленное наследование, в которых учащиеся должны объяснить, какие гены сцеплены и в каких случаях происходит нарушение сцепления. Если схема скрещивания верная, но не верно дано объяснение сцепления, то участник получает только 1 балл.

В тексте задач на сцепленное с полом наследование признаков имеется указание: «Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании».

Отсутствие в ответе и генотипа, и фенотипа, и пола потомства считается ошибкой, элемент не засчитывается.

При решении задач выпускники часто неправильно определяют признак, сцепленный с Х-хромосомой, в этом случае решение задачи считается неверным, ответ оценивается в 0 баллов.

© Pexels-photo

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Чтобы избежать описанных ошибок, дадим несколько рекомендаций по подготовке к ЕГЭ по биологии.

  1. Сначала ознакомьтесь с темами кодификатора и распределите их по времени, чтобы до экзамена успеть повторить весь материал, обращая внимание на разделы, где можно набрать или потерять максимальное количество баллов.

  2. Оцените свой уровень подготовки, выполнив несколько вариантов из контрольных измерительных материалов ЕГЭ, которые можно найти на сайте ФИПИ. Проанализируйте полученные результаты и выясните, какие темы лучше или хуже усвоены.

  3. При изучении каждого раздела необходимо:

• записывать термины и понятия в биологический словарь;

• составлять конспекты в виде таблиц, графиков и схем, изучая такие темы как «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Жизненный цикл клетки», «Размножение и развитие организмов», «Биотехнология»;

• пересказывать учебный материал;

• систематически выполнять различные тестовые задания;

• понимать и анализировать рисунки, графики и диаграммы;

• использовать для самоподготовки ресурсы МЭШ. В Библиотеке МЭШ собраны как прошлые варианты тестов ОГЭ и ЕГЭ, так и тесты для прокачки отдельных вопросов экзамена. Там же выпускники могут пройти самодиагностики и посмотреть видеоуроки по темам;

• посмотреть онлайн-трансляции лекций и вебинары различных вузов, а также вебинары по особенностям ЕГЭ 2022 года (видеозаписи и анонсы предстоящих онлайн-мероприятий) на сайте РЦОИ города Москвы.

• Еще один вид подготовки — диагностики в формате ЕГЭ. Проверить свои знания и потренироваться в заполнении экзаменационных бланков школьники могут в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Записаться на них можно в разделе Центра на сайте МЦКО.

  1. Для успешного выполнения заданий с рисунками конкретных живых организмов более тщательно изучите их, в том числе во время лабораторных и практических работ.

  2. Чтобы не допускать ошибок в заданиях, нужно не просто их просматривать, а вчитываться в текст, обращая внимание на детали и вопросы, поставленные к ним.

Успешная сдача экзамена – это правильно организованная подготовка, повторение изученного материала, закрепление полученных знаний, разбор трудных вопросов с учителем, доброжелательная и спокойная помощь родителей

Фото: Pexels-photo, Visualrian/Александр Кряжев