Как разговорить трехлетку: 6 советов для тревожных родителей
Первые три года жизни — это период активного развития ребенка. В это время малыш приобретает множество навыков, в том числе речевые. Но иногда в три года ребенок не разговаривает совсем или разговаривает совсем плохо, что не может не беспокоить родителей.
В чем причина речевых задержек, мы попросили рассказать учителя-логопеда Анну Садыкову и учителя-дефектолога Надежду Кондрашову – специалистов Городского психолого-педагогического центра.
В возрасте трех лет ребенок произносит около 300-350 слов, оперирует ими, склоняет, выражает свои эмоции словами. Каждый день происходит накопление и увеличение словарного запаса ребенка.
Если этого не происходит, необходимо выяснить причину.
Что может мешать развитию речи
• Нарушения слуха, нарушения строения артикуляционного аппарата, тяжелые заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни, особенности генетики.
• Психологический стресс. На речевое развитие ребенка могут оказать влияние конфликты родителей, сильный испуг, длительная разлука с родителями, смена обстановки и т.д.
• Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если родители сильно опекают своих детей, то у детей не появляется стремление научиться словесно выражать свои желания и доносить их до окружающих. Зачастую они используют жесты.
• Недостаток внимания со стороны взрослых, которые не стремятся к общению со своим ребенком. Ребенок много времени проводит за просмотром телевизора или игрой на телефоне.
Как разговорить трехлетнего ребенка
Что делать, когда исключены все медицинские и психологические причины?
Играйте
В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Так что используйте ее, чтобы развивать речь малыша.
Во время игры задавайте открытые вопросы и не торопитесь отвечать за него.
Продолжительность игры не должна быть больше 3-5 минут, так как в 3 года малышу еще тяжело долго сохранять концентрацию.
Развивайте речь в бытовых ситуациях. Вместо того чтобы спросить «ты будешь на ужин картошку?» и дождаться, пока ребенок кивнет или помотает головой, задайте другой вопрос: «что ты будешь на ужин?».
Развивайте подражательную речевую активность
Если ребенок молчит, не стоит настаивать: «Скажи» или «Повтори за мной».
Он не должен чувствовать давления со стороны взрослого.
Назойливые просьбы со стороны взрослых повторить или сказать что-то могут спровоцировать речевой негативизм, при котором малыш совсем откажется говорить или будет говорить неохотно и мало.
Необходимо эмоционально общаться с ребенком: «Смотри, кто это пришел к тебе? Топ-топ-топ. Это зайка! Давай поиграем с ним! Давай покормим зайку. Как зайка кушает? Ам-ам-ам. Давай искупаем зайку! Куп-куп-куп. Давай положим зайку спать. Бай-бай-бай».
Если ребенок пока не готов повторять за вами простые слова или звукоподражания, сами проговаривайте и отвечайте за него.
Через некоторое время у ребенка обязательно появится желание присоединиться к вашей игре.
Озвучивайте действия ребенка
Очень полезно для развития речи комментировать свои действия и действия, которые выполняет малыш. «Давай вымоем ручки. Включим водичку. Возьмем мыло, намылим ручки. А теперь смываем мыло…»
Если ребенок предпочитает общаться с помощью жестов, тогда озвучивайте их. А потом провоцируйте малыша, чтобы он сам прокомментировал свои жесты: «Что ты хочешь?» Пауза. «Пить? Что тебе налить: водичку или сок?»
Комментируя действия, вы развиваете понимание речи, обогащаете представления об окружающем мире, учите вслушиваться в речь и выделять в ней знакомые слова.
Не ругайте за нечеткое произношение
Читайте также
Нельзя требовать от ребенка сразу правильного произнесения слов. Надо помнить, что отдельные звуки и их сочетания, звукоподражания, обрывки лепетных слов — это тоже проявление речевой активности.
Поэтому радуемся любому проявлению речи, хвалим малыша и как бы невзначай даем правильный образец.
Например, ребенок увидел машину и говорит «би-би», мама говорит: «Правильно, это машина» и т.д.
Делайте артикуляционную и дыхательную гимнастику
Для развития подвижности и укрепления мышц речевого аппарата рекомендуем выполнять с ребенком элементы артикуляционной гимнастики: вытянуть губки, надуть щеки, поцокать языком, покусать зубами верхнюю и нижнюю губу и т. д.
Также полезны различные дыхательные упражнения: подуть на бумажный кораблик, бумажную бабочку, одуванчик, игрушку-вертушку, надуть мыльные пузыри.
Развивайте мелкую моторику малыша
Участки головного мозга, отвечающие за речь и моторику, имеют тесную взаимосвязь. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.
Для развития мелкой моторики можно использовать стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Наша речь ритмична, а в потешках и стихах заложен простой ритм. Простые стишки формируют эмоциональный контакт с ребенком. А при выполнении под них разнообразных движений развивается мелкая моторика и координация движений.
Рассказывая ребенку знакомый ему стишок или сказку, можно пропустить слог или слово, и сделать паузу — как бы предложить малышу закончить за вами фразу. Например: «Жили-были дед да… (ребенок подсказывает «баба»), и была у них курочка … (Ряба)».
Используя эти советы, игры и упражнения, вы сможете создать благоприятную среду для речевого развития вашего дошкольника. Помните, что этот процесс длительный, постепенный и трудоемкий, поэтому необходимо запастись терпением.
Фото: VOSTOCK