Образование

Как познакомить ребенка с архитектурой

Как познакомить ребенка с архитектурой

Как рассказывать об архитектуре детям, если им не больше пяти лет, стоит ли включать в свою речь специальные термины и можно ли разглядеть в малыше будущего художника? Обо всем этом рассказывает Анастасия Головина, создательница курса «Архитектура для детей».

Основы архитектуры – подходящий образовательный материал для ребенка. Так считает Анастасия Головина, многодетная мама и автор курса «Архитектура для детей». Она рассказала «Летидору» когда, как и зачем раскрывать секреты зданий самым маленьким членам семьи.

Курс архитектуры для детей.jpg

С какого возраста знакомить детей с архитектурой

Моим ученикам от 5 лет, это обычные любознательные дети. Они с удовольствием смотрят презентации и слушают то, что я рассказываю. Своим детям (которым меньше пяти лет) я мимоходом что-то говорю и показываю, что делаю. Но именно мимоходом. Специально их трудно включить в то, что у тебя приготовлено. Они еще живут в своем мире «здесь и сейчас». И, конечно, в этом «здесь и сейчас» какие-то науки пока не актуальны. Их интересует все только конкретное, и при этом легко запоминается что-то по ходу дела. Моя дочь в 4 года на улице кричала: «Мама! Смотри какой дракончик на антаблементе!» – и для нее было это нормально. Потому что это слово в семье она слышала чуть ли не каждый день. Но взрослые очень удивлялись – такая маленькая, а такое слово знает.

Архитектура – это то, что нас окружает почти всегда (кроме времени, когда мы на дикой природе). Мне важно, чтобы люди (не только дети, кстати) начали замечать и анализировать, что происходит вокруг них. Пытались понять, как устроен этот мир. Архитектура создает определенный настрой, рождает мысли и желания. Хорошо, когда человек может отслеживать, что именно влияет на его состояние. Иногда это делается намеренно, иногда случайно.

Создаем макеты

Стоит знать, как защитится от этого влияния, или наоборот – куда пойти, чтобы успокоится или вдохновится. Например, поехать в Петергоф, чтобы развеять депрессию, или уехать в Прагу и вынашивать новые планы. Есть и более простое применение – спрятаться в маленьком закрытом пространстве на пару часов или, наоборот, найти место, где видно больше неба. Но это сложное объяснение, для взрослых. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок. И да – им можно рассказать об архитектуре. Для кругозора, общего развития, развития объемно-пространственного мышления. Но больше – для умения задавать вопросы и искать ответы: а почему так, на чем держится вот та штука?

Архитектуру, конечно, лучше всего смотреть в естественных условиях. Но проблема в том, что очень редко на улице можно видеть архитектуру, которая является произведением искусства. Ее приходится смотреть по картинкам. Но детали можно увидеть и на наших многоэтажных домах. Всегда есть возможность обратить внимание ребенка на то, что на последнем этаже многоэтажки нет окон. Там, как правило, ряд глухих плит. Почему? Можно ли их как-то выделить? А если ли на них нарисовать картины? А потом дома или в музее поговорить о греческих фризах и понять, что и наши многоэтажные дома готовы принять в себя это оформление.

Так же в любом городе можно разглядывать окна и видеть, что они разные. Даже на самых простых многоэтажных жилых домах окна хотя бы трех типов – для кухонь (маленьких комнат), для больших комнат, лестничные. А есть еще окна с балконами. И все окна разные. А на детских рисунках часто окна одинаковые. Это из-за того, что дети не заметили, не обратили внимания, не задумались. Если им сказать о том, что окна в домах разные, то, видя фотографии домов в других городах, они заметят, что окна отличаются.

Дело в том, что нужно постоянно общаться и рассказывать про архитектуру. Да, посещать специальные занятия – это, конечно, хорошо. Но на лекции можно показать 20-25 слайдов (дальше информация не воспринимается) и очень многое не запоминается. Поэтому задача не вложить за лекцию-занятие некое знание, а сподвигнуть наблюдать и видеть, что происходит вокруг.

Есть классический подход: увидеть однажды, что «малыш любит строить домики». Строить домики-укрытия любят все дети. Но если из любого конструктора малыш строит в первую очередь дом, а не машинку – скорее всего ему это важно и нужно. И шансы стать архитектором у него есть.

Детская архитектура

Но не обязательно архитектура должна стать профессией. Думаю, что основное количество знаний, которые я даю, пригодятся и любому художнику (в самом широком смысле этого слова) и просто для расширения кругозора. Профессиональная ориентация – это уже у подростков. Готовы ли они идти в архитекторы и заниматься этим всю жизнь, или это просто увлечение – это уже решится гораздо позже.

Я – архитектор-реставратор. Стаж работы – 10 лет. Но довольно много времени я провела в декретах, поэтому это не совсем правда. Тем не менее, я самый настоящий архитектор-реставратор, получила образование в Мархи на кафедре «Реставрация и реконструкция в архитектуре».

Поступать в архитектурой институт решила только в конце 10 класса, до этого специально архитектурой не интересовалась. Но с самого детства у меня были кружки, учителя, художественная школа. Я собиралась стать книжным иллюстратором (а еще, конечно, врачом, биологом, механиком и т.д.). Я не отдавала себе отчета, что меня интересует архитектура. Только теперь, анализируя и вспоминая детство, я понимаю, что это было для меня важно. Смотреть фотографии из поездок дедушки и бабушки. Сидеть на подоконнике у других дедушки и бабушки и видеть дом напротив – простой кирпичный дом – но с карнизом, старым фактурным кирпичом, трубой. Он меня завораживал своей непохожестью на просто жилые дома. И теперь я езжу мимо него и удивляюсь – самый простой дом – но я видела и чувствовала его отличие от панельных многоэтажек.

Я постоянно строила домики из всех конструкторов, которые были доступны. У меня была небольшая коробка Lego, привезенная из Германии, и из этого небольшого набора я строила маленькие дома. Были еще разные конструкторы. А один я храню до сих пор – он имитирует сборку панельного дома – я таких сейчас не видела – всё собираюсь показать на каком-нибудь уроке детям. Но вроде глупо делать урок по панельным многоэтажкам. Хотя это тоже очень интересно.

Elefant.jpg

Люблю проектировать маленькие домики и маленькие замки – у меня довольно много проектов «в стол» для себя.  Из них многие можно по-настоящему построить. Наверное, мне было бы интересно и строить дома. Но пока на это нет энергии – это требует гораздо большего вложения сил, чем просто сесть и нарисовать.
Мне, как архитектору, интересны маленькие, уютные домики. Возможно, потому что я девочка, возможно, это определенный склад ума – малые пространства. Мне кажется, у каждого архитектора есть свой масштаб, в котором ему комфортно работается. Поэтому получаются «сказочные» дома. Особенно когда просто рисуешь, а не специально проектируешь, продумывая планы и разрезы.

С недавних пор я еще и автор книги про архитектурные детали: как появились, что означают. Все иллюстрации в книге я создала самостоятельно. Сначала я хотела делать более серьезную книгу – с фотографиями реальных зданий. Но потом решила ограничиться простенькими иллюстрациями в своём стиле. То, что книжка стала и раскраской – это более поздний дополнительный бонус. Их можно скачать и распечататьдля ребенка.

У меня трое детей. Старшая дочь очень любознательная и открытая новому, но при этом архитектура – не её область деятельности. Она интересуется, спрашивает, читает – но явно не выделяет это в отдельную важную область деятельности. Её больше интересуют люди, общение, взаимодействие, психология, языки. Она самая открытая в нашей семье. Второй ребенок – сын – спокойный, замкнутый, вдумчивый. Но тоже не архитектор по складу ума. Скорее инженер. У него почти чертежные рисунки всяких механизмов, архитектурой он интересуется мало. Ходит с удовольствием на экскурсии по Москве, но кажется, его больше интересуют исторические детали моих рассказов. Младшему 3,5 года. Вот он очень напоминает меня в детстве. Строит домики из всего, что попадется под руку. Всегда сидит рядом со мной, помогая клеить макеты. Если из детей кто и пойдет по архитектурной стезе, то скорее всего он. Но возможно и нет. Всё-таки он еще маленький, чтобы понять. Но в третьем ребенке эти задатки я вижу, в отличие от старших.