Образование

Как помочь школьнику учиться с удовольствием

Существует много стереотипов о роли родителя в образовательном процессе и подходах к воспитанию школьника. Насколько они оправданы – разбирается психолог.

В своей первой колонке психодраматерапевт и мама двоих сыновей Вита Малыгина рассуждала о правомочности наказания ребенка в воспитательных целях. На сей раз речь пойдёт, казалось бы, о куда более приятных вещах – внимании, поощрении и подарках… Но и тут не всё так просто.

Вита Малыгина рассматривает главные вопросы, которые могут возникнуть у родителей школьника, развенчивает популярные мифы, а главное – рассказывает, что же делать, чтобы помочь ребенку с учебой, а не нанести своей помощью вреда.

Вопрос №1. Хорошие оценки – это критически важно?

Многие родители очень остро реагируют на плохие оценки своего ребенка. В первую очередь, важно понимать, что это не их ошибка. Дело в том, что школа оценивает ребенка в основном именно по этому признаку, и родители попадают под влияние такой оценочной системы. Все мы склонны переживать за свою несостоятельность, и когда успехи ребенка определяются исключительно отметками в дневнике, то успехи родителей определяются тем же. Разумеется, трудно с этим чувством справляться в одиночку, если школа никак вам не помогает.

На самом деле: Относиться к оценкам ребенка нужно спокойно, как к некой температурной отметке. Может быть 36,5, может быть 36,4, а иногда бывает и 37 градусов – и это говорит лишь о том, что в организме что-то происходит. Плохая оценка тоже всего лишь показатель. Она сообщает родителю, что ребенок чем-то не овладел и что-то пока ему недоступно. Таким образом вы узнаете, что ребенок недостаточно усвоил определенную тему, и сможете придумать, что сделать, чтобы ему помочь.

© МИА «Россия сегодня»

Чего делать не стоит: Очень часто мамы, особенно в начальной школе, стараются делать домашние задания за всех, подтирать неправильно написанные буковки, править ошибки… Учебному процессу это только вредит. Почему? Потому что маленький человек таким образом понимает, что допустить оплошность – это своего рода драма, трагедия. И при этом у него нет возможности на свои ошибки посмотреть как на опыт, проанализировать его и разобраться, почему он выбрал именно этот ответ.

Что делать: Для того, чтобы не нервничать по поводу любых оценок успехов вашего ребенка, нужно обладать достаточной личностной зрелостью, стараться быть свободным от мнения, которое, возможно, навязывается вам школой. Разумеется, это удается не всем, но важно напоминать себе:

Плохая оценка – это всего лишь информация для меня и для ребенка, ЧТО нам нужно уточнить, узнать получше.

Ребенок может ошибаться, безобразничать, шалить – ничего страшного, это значит только то, что он живой. Тройка? Ну, тройка. Сделали выводы, посмотрели, с чем это связано, попытались это скорректировать и пошли дальше. Постарайтесь относиться к этому спокойно и транслировать такое отношение своему ребенку.

Вопрос №2. Помогать ребенку с домашним заданием или нет?

Существует два диаметрально противоположных взгляда на то, стоит ли помогать школьнику с домашней работой. Во многом это объясняется тем, что не совсем понятно, что же такое кроется за фразой «помогать ребенку с уроками». Как говорится, начнем с начала. В возрасте от 6 до 12 лет волевая сфера и зоны мозга, отвечающие за целеполагание, ещё только формируются. Не следует ожидать от маленького ребенка, что он будет сам регулировать свое поведение, что будет ставить перед собой цели – например, позаниматься одним предметом, затем другим, переключиться и поиграть на фортепиано. Такого не может быть так же, как полугодовалого ребенка бессмысленно ставить на ножки, чтобы он пошел.

На самом деле: В начальной школе совершенно нормально помогать ребенку с домашним заданием, иначе это попросту несправедливо. Многие мамы активно занимаются с дошколятами, во всём им помогают и следят за каждым шагом. И тут наступает пора идти в первый класс – и ребенку сообщают:

Ты уже взрослый и поэтому должен сам нести ответственность, делай, что хочешь, но чтобы всё было хорошо.

Но ведь до этого момента в его жизни всё было совершенно по-другому! Конечно, он научится делать всё сам, но на этом этапе ребенку всё ещё нужна ваша помощь – не спрашивать формально, сделал или не сделал задания, и не делать уроки за него, а сопровождать процесс. Сейчас именно взрослый человек выполняет роль воли и целеполагания у ребенка.

Чего делать не стоит: Не нужно сидеть и проверять за ребенком каждый пример – излишняя дотошность только помешает. Мы хотим, чтобы ребенок чему-то научился. Вспоминаем: плохие оценки – это показатель того, насколько ребенок усвоил тему. А что они скажут нам, если скрупулезно вычитывать домашнюю работу в соответствии со школьными познаниями родителей? Мы никогда не узнаем, учится ребенок или нет, он просто будет постоянно выдавать вот эти готовенькие домашние задания.

Хороший вариант: поглядывать иногда в тетрадь и, если увидите там ошибку, обращать на неё внимание своего школьника, давать возможность самому присмотреться и подумать.

Что делать: Можно сидеть где-то рядом с ребенком и заниматься своими делами, но находиться в постоянном контакте. Спросите, с чего он хочет начать. Когда заметите, что ребенок устал, начал бузить, устройте ему пятиминутку отдыха, а потом верните назад к занятиям. Старайтесь соблюдать, чтобы на один предмет уходило не больше 40 минут. Это принципиально: именно так вы научите его укладываться во временные рамки. Говорите ему: «Вот, смотри, через 40 минут зазвонит будильник, и всё, ты свою математику отложишь, отдохнешь и перейдешь к другому предмету».

Доделал, не доделал – не важно. Если следовать этой тактике, человек привыкает укладываться в отведенное время и учится всё успевать.

Взрослый таким образом показывает ребенку, что у него внутри должен существовать режим. Вы даете маленькому человеку основу, на которую он будет нанизывать свою жизнь.

Вопрос №3. Чтобы ребенок не увлекся чем-то плохим, нужно дать ему как можно больше дополнительных занятий?

У многих родителей такая позиция – максимально забить время ребенка, чтобы у него было ни одного свободного момента. Источник такого желания понятен, потому что родителям действительно страшно, что с ним что-то плохое произойдет в промежутках между делами. Но в реальности для ребенка подобная стратегия оказывается вредной. Почему?

На самом деле: Первая, вполне понятная причина опасности этого подхода, конечно, в перегрузках. Они приводят к тому, что дети в старшей школе такие замученные и измотанные, что им вообще больше ничего не надо и они ничего не хотят, у них даже нет особого понимания, что им нравится, а что не нравится. И это, конечно, недопустимо.

Есть и другая причина – неочевидная, но очень неприятная.

Для того, чтобы человек развивался, ему нужно свободное время, он должен перерабатывать знания, обиды, чувства, эмоции других людей.

Ребенок делает это в одиночестве, в свободное время. У него должна быть возможность расслабиться, просто валяться на полу или на диване. Вы в такие моменты вообще не понимаете, что ребенок делает, а его психика работает на полную, усваивая новые впечатления.

Если лишить его такой возможности, психика попросту не созревает. Вырастает человек, очень компетентный в разных сферах, например, в шахматах, гимнастике, английском языке… но абсолютно не существующий как личность, потому что он остался на психологическом уровне второклассника или третьеклассника. Он так же воспринимает себя, того же ждет от мира и так же с этим миром взаимодействует.

Это самое неприятное следствие забитости детского времени множеством разных занятий.

© Legion-Media.ru

Чего делать не стоит: Не лишайте ребенка «своего» времени. Конечно, его предостерегает множество опасностей: плохая компания, алкоголь, наркотики, но есть проблемы и с другой стороны. Когда у ребенка нет возможности даже дернуться в сторону свободы, всё его время расписано по часам, и родители строго следят за тем, чтобы он не отлынивал от занятий, включается процесс соматизации («бегства в болезнь»). Например, если такие детки с вашей подачи занимаются спортом, они получают какие-нибудь неприятные травмы, лишь бы только выскользнуть из-под этого гнета и хоть как-то почувствовать себя отдельным человеком.

Что делать: Как же сохранить баланс? Очень просто. Правда в том, что баланс сохраняется за счет нормальных, человеческих взаимоотношений. Если к этому моменту отношения нарушены, никто не делает ничего, чтобы их наладить, без разницы – забито у ребенка время или нет. Он в опасности, с ним может случиться что-нибудь нехорошее. Чтобы меньше переживать из-за того, что ваш подросток может сделать неправильный выбор и угодить в неприятности, выстраивайте с ним доверительные отношения и вкладывайтесь в вашу связь с самого раннего детства.

Вопрос №4. Надо ли поощрять ребенка деньгами и подарками?

Я знаю множество семей, у которых это действительно работает и все кажутся счастливыми. Однако, как специалист и как человек, я считаю, что это плохая политика. Почему? Потому что таким образом мы учим ребенка, что за каждый его хороший поступок ему обязательно что-нибудь перепадет, и это становится именно тем, что им руководит. А это не совсем правда. Или, скажем, это совсем неправда.

На самом деле: Когда мотивация находится лишь во внешних благах, для ребенка значение имеет только эта награда. И тогда он сам не понимает, зачем ему это. Кроме того, это мешает ему выбирать занятия действительно себе по душе. Не так-то легко сказать:

Знаете, мне вообще плевать на ваши конфетки и подарки, я не хочу заниматься скрипкой.

Если он уже «подсел» на вознаграждение, которое он за это получает, он будет ходить на эту скрипку, теряя возможность понять, нужна она ему или нет. Таким образом, этот подход негативно сказывается на уровне его личностной зрелости.

© Legion-Media.ru

Чего делать не стоит: Подарки, конфетки, деньги, которыми родители стараются приучить своих детей к каким-то занятиям, могут быть способом быстрым и на первый взгляд довольно эффективным. Но не торопитесь выбирать этот легкий путь. Когда придёт время, ребенок уже не сможет понять, зачем он что-то делает и хотел ли в принципе тратить на это свои силы. Куда больше дети нуждаются в любви и понимании – и на самом деле, за это они готовы на многое.

Что делать: Лучший способ поощрить ребенка – это, во-первых, быть с ним в хорошем контакте и слышать его, когда он что-то пытается до вас донести. А во-вторых, понять, что происходит. Потому что не всегда ребенок в состоянии объяснить, почему он больше не хочет чем-либо заниматься. И часто родители, если они чуть-чуть приложат усилия к этому, смогут проблему разрешить. Не нужны будут ни вознаграждения, ни репрессии – просто нужно чуть-чуть разобраться. Похвала тоже может вам помочь, но не любая. Важно показывать ребенку его прогресс и свой подлинный интерес к тому, что он делает. Обращайте ваше внимание на конкретные успехи ребенка:

Слушай, ты еще месяц назад вот эту планку не делал на гимнастике, а сейчас уже делаешь, вообще круто, ты такой молодец!

или

Вспомни, раньше ты в этом месте никогда не мог сыграть вот такие аккорды, а сейчас у тебя уже получается!

Это покажет, что вы действительно переживаете за его достижения и за его путь. К тому же, он сможет вам возразить:

Да ну нафиг, мне это вообще не кажется важным.

Вот тогда вы выясните, что для него имеет значение что-нибудь совсем другое, и получите возможность помочь ребенку заняться тем, что ему действительно интересно.

Фото: МИА «Россия сегодня», Legion-Media.ru