Как перевести ребенка в другую школу
Необходимость перехода в другую школу может возникнуть как по причинам личного характера (переезд, не сложившиеся отношения в классе, неудовлетворенность условиями обучения), так и в связи с внешними факторами. Например, в связи с прекращением деятельности школы, аннулировании ее лицензии, лишении госаккредитации.
В любом случае возникают вопросы: какие документы нужны для перевода в другую школу и как проходит эта процедура. Рамблер/Семья попросила рассказать об этом юриста Анну Тарасенкову. Итак, процедура урегулирована на федеральном уровне и не может быть кардинально изменена решением местных властей или администрации школ. Есть особый Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки от 12.03.14 № 177 (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.14 № 32215; далее – Порядок).
Перевод ребенка в другую школу по личной инициативе
Если речь идет о переводе по инициативе самого школьника и (или) его родителей, то алгоритм действий будет следующим.
Процедуру перевода из школы в школу предваряет «разведка»: необходимо выяснить, имеются ли в новом учебном заведении свободные места. Конечно, если ребенок зарегистрирован по новому месту проживания, то проблем быть не должно. В ином случае ребенка могут принять в школу лишь при наличии свободных мест, причем с учетом приоритетного зачисления в них лиц, которые проживают на территории, закрепленной за конкретной школой (п. 4 Порядка).
Поэтому необходимо получить подтверждение от новой школы о том, что ребенок будет принят. Это может быть, например, письмо, подписанное директором и скрепленное печатью школы.
Если же мест нет, то следует обращаться с заявлением в районное управление образования, которое определит для вас принимающую школу из числа муниципальных образовательных организаций.
Далее в школу, в которой ребенок обучается в настоящее время, необходимо подать заявление об отчислении. Такое заявление может подать сам ребенок (достигший совершеннолетия или ставший дееспособным досрочно — вступив в брак или пройдя процедуру эмансипации), но, разумеется, чаще всего подобные заявления подаются родителями.
Заявление на имя директора школы составляется в произвольной форме и должно содержать Ф. И. О. обучающегося, дату его рождения, класс, профиль обучения (если применимо), наименование принимающей школы (в случае переезда указывается только населенный пункт и наименование субъекта Российской Федерации).
Это заявление станет основанием для издания в трехдневный срок распорядительного акта: приказа об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей школы (п. 7 Порядка). Из школы надо забрать (п. 8 Порядка):
• личное дело обучающегося; • документы об успеваемости – выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации, – заверенные печатью школы и подписью ее руководителя (уполномоченного лица)
Внимание! Требование предоставить другие документы в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую организацию в связи с переводом из исходной организации не допускается (п. 9 Порядка)! Это касается и медицинских документов, в том числе сведений о прививках.
В новую школу предоставляются паспорт родителя и следующие документы (п. 10 Порядка):
• заявление на имя директора школы о зачислении обучающегося в принимающую школу в порядке перевода из исходной школы; • документы, полученные в прежней школе (см. выше).
На основании заявления и приложенных документов в течение трех дней издается приказ о приеме ребенка в новую школу (п. 11 Порядка).
Прежнюю школу при этом уведомлять не надо: новая самостоятельно, в течение двух рабочих дней с даты издания приказа о зачислении, направит письмо о зачислении, а также номере и дате соответствующего приказа.
Перевод в другую школу в связи с ликвидацией старой
Если же речь идет о вынужденном переводе в другую школу, то тут процедура будет другая. Во-первых, принимающую школу будет определять учредитель образовательного учреждения (орган, ведающий вопросами образования), а от родителей потребуется лишь письменное согласие на перевод.
Сроки предоставления согласия или несогласия определяются в уведомлении о прекращении деятельности, которое школа должна направить родителям в течение пяти рабочих дней с даты издания соответствующего приказа (и опубликовать на своем официальном сайте).
Вопросы свободных мест и возможностей перевода образовательные учреждения решают между собой, а потом уже администрация ликвидируемой школы должна довести до сведения обучающихся и их родителей полученную от учредителя информацию о:
• наименовании принимающей организации (принимающих организаций); • перечень образовательных программ; • количество свободных мест.
В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию родители представляют письменное заявление об этом (и все вопросы, связанные с устройством в новую школу, решают уже самостоятельно).
Автор: Анна Тарасенкова