Как отстоять малокомплектную школу
По каким критериям родители выбирают школу для своего ребенка? Это может быть близкое расположение к дому, хорошая репутация школы, качественное образование. Но есть еще один пункт, на который теперь нужно обращать внимание, - это количество учеников в школе. Если их будет меньше нормы, школу могут признать малокомплектной, а значит, нерентабельной, и объединить с другой школой, не спрашивая у вас разрешения. Школа ведь муниципальная, поэтому собственник может с ней делать все, что хочет. **Сад вместо школы** Месяц назад случилось нерядовое событие для райцентра Черепаново в Новосибирской области. Родителям и учителям удалось отстоять малокомплектную школу №2, которую хотели закрыть. 149 учеников (с 5 по 11 классы) и 18 учителей планировалось перевести в школу №1, расположенную в этом же микрорайоне в полукилометре, а здание перепрофилировать в детский сад. "Тревожит то, что ни родителей, ни учителей никто не поставил в известность. Я знаю, что в администрации вообще были возмущены, что до родителей эта информация дошла. Они бы за лето сделали в здании нынешней школы ремонт, превратили ее в детсад, а мы бы в другую школу пошли, нас бы никто и не спросил даже. Вот так тихо три года назад отдельно стоящее здание начальной школы у нас под детсад забрали", - рассказывает председатель родительского комитета школы №2 Лариса Ковнер. Звонок в районную администрацию во всех красках подтвердил слова неравнодушной мамы. Начальник управления образования Черепановского района Людмила Сластухина так прокомментировала случай, связанный с закрытием школы №2: "Ничего необычного не произошло, просто глава района отменил свое постановление, по закону он имеет на это право". На мой взгляд, жители маленького городка сделали невозможное – добились отмены уже подписанного постановления. 6 февраля глава Черепановского района Аркадий Звонков своей подписью узаконил объединение школ №1 и №2, в здании последней должен был разместиться детский сад на 40 мест, ведь в школе недобор учащихся, а в детсады – очередь. В школе появились незнакомые люди, стали окна измерять, расспрашивать о состоянии канализации, - грядет ремонт, обрадовались местные. "У меня у самого дочь, как отец, я одобряю открытие детского сада рядом с домом, - комментирует директор школы №2 Сергей Левкович. - Здание наше не типовое, приспособлено под школу 25 лет назад, до того здесь было общежитие школы строймастеров. Отсюда много трудностей: школа не соответствует современным требованиям, нормам и правилам. Это и наличие холлов, и квадратные метры на 1-го учащегося. Когда-то из-за переполненности школы № 1 сюда вывели часть учеников и учителей. Сейчас хотели произвести обратный процесс. А здание школы № 1 строилось позднее, там и классы больше и спротзал есть. Я сам ее когда-то окончил". У родителей своя правда. "Почему здание, не типовое для школы, вдруг станет типовым для детсада? – возмущается Лариса Ковнер. – У нас есть детсад №1, который 12 лет назад был отдан СЭС, обществу охотников и рыболовов, сейчас там находится Росстрах. Правда, треть здания отданы приюту для беспризорников, там находится от 6 до 20 детей. А сад большой, на 120 мест. Почему это здание не хотят от непрофильных организаций освободить? В другую школу перевести – там нас никто не ждет. Не устраивает то, что будем учиться в две смены. Во-вторых, если класс большой, его, может, и переведут полным составом. А остальные-то расформируют! И учителя останутся не у дел. В маленьком городе идти им некуда". Родители и учителя обратились в областные СМИ, написали письма губернатору, депутату Законодательного собрания области, президенту Медведеву. Была инициирована прокурорская проверка законности действий главы района. Областная новосибирская прокуратура установила следующее: "Решение о реорганизации образовательного учреждения издано с нарушением требований ст.13 Федерального закона „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“. Принятию решения о реконструкции должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого решения. При издании правового акта не было учтено его возможное негативное влияние на обеспечение образовательного процесса в школе, оказание детям медицинской и лечебно-профилактической помощи, их социальной защиты и обслуживания", — сообщается на сайте ведомства. В итоге, Аркадий Звонков подписал другое постановление, которое отменяло предыдущее решение. Кажется, победа. Но победа в битве или в сражении? "Школа у нас недоукомплектованная, - сожалеет Сергей Левкович. – На город у нас 5 школ, из них только школа № 3 наполнена по своим мощностям. Я знаю, что по лицензии у остальных немножко больше численность учащихся должна быть, на фактах меньше". Хотя это и непростое решение, рано или поздно малокомплектным школам придется объединяться. И приписные "мертвые души" не изменят ситуацию. **Школа стоит 400 учеников** Ситуация с малокомплектными школами в самом Новосибирске выглядит по-иному. В полуторамиллионном городе малокомплектных школ быть не может, - ответили мне в управлении образования мэрии города через официальный запрос: "Еще до вступления в силу федерального постановления, рекомендующего порядок зачисления в школу детей, приписанных к микроучасткам, у нас соблюдался этот принцип. Поэтому в Новосибирске малокомплектных школ нет". Между тем, проблем в большом городе побольше, чем в райцентре, и страсти вокруг них разгораются покруче шекспировских. Подушевое финансирование породило конкуренцию за учеников и финансовые потоки, за ними следующие. Не наберет учеников директор, будет сидеть с минимумом учителей, скудной материально-технической базой в здании, 15 лет не видевшем ремонта. А потом такую школу закроют или объединят с другой. Вот и появляются на фасадах школ странные объявления о дополнительном наборе учащихся. Одно такое увидела на школе №84 Новосибирска, расположенной близ улицы Владимировской (рабочий район). Звоню в школу, там мне объясняют, что готовы принять учеников с 1 по 11 классы. И это в апреле, когда через месяц будет конец учебного года. В школе учится около 200 учеников. По нормативам Новосибирска должно быть минимум 400, чтоб школа не вошла в число малокомплектных. Такие школы становятся малокомплектными, потому что они вне рейтинга родителей. Таких полно на окраинах и в рабочих районах любого большого города. Уровень знаний там дают базовый, не выше. Единственный плюс такой школы – близкое расположение к дому. Но для родителей, которые думают о будущем своего ребенка в перспективе, плюс этот не значителен. Они готовы возить своего ребенка в школу в другой район, лишь бы там он получил качественное образование. Недавно беседовала с одной учительницей из школы "возле дома". Так вот она сетовала, что ученики приходят совсем слабые, что учителей не хватает - все увольняются, что в начальной школе учитель по два класса стандартно ведет (еще и классы в началке по 35 человек, из-за дефицита учителей из трех классов комплектуют два). Получается, если учителю есть куда из такой школы уйти, он уходит. Потому что, если в школе один профессионал и 30 слабых учителей, то профессионал там долго работать не сможет. Городским чиновникам кажется нормальным слабую школу дополнить сильной. Так случилось с объединением 33-й школы и гимназии №9 , гимназия переехала в здание малокомплектной школы №33. Школьный форум Новосибирска пестрит недовольными отзывамиродителей, вот один из них: "Моей учителя с бывшей 33 не нравятся. Хамовитые, грубые, говорит, на ребят срываются. У нас в первую четверть в сравнении с прошлым годом резко успеваемость упала за счет новых учителей. 7 класс. А еще в 33 постоянный педикулез. Осматривайте детей периодически. Я уж не знаю, с чем это связанно". **Когда стенка на стенку**
Урок хоровой студии школы Журавушка Но подходить формально к вопросу успешности школы, руководствуясь только количеством учащихся, нельзя. Бывает, так исторически складывается, что школа находится в небольшом здании, но у нее богатые традиции, хорошая репутация и достойный уровень образования. В Новосибирске такой школой можно считать школу №85 с музыкальным уклоном "Журавушка". У школы нет микроучастка, сюда возят талантливых детей со всего города. И пусть из муниципального бюджета (исходя из подушевого финансирования) деньги школа получает небольшие, ее готовы поддерживать родители. Год назад в управлении образования Новосибирска решили 85-ю школу, где организовано обучение в рамках культурно-эстетического профиля, сформированы хоры (по классам), объединить с "обычной" школой № 74, куда ходят ребята из окрестных домов, хорошая в общем-то школа, просто маленькая. В марте ученикам и родителям сообщили, что 1 сентября на линейку они пойдут в объединенную школу "№74 и Журавушка". В здание 74-ой школы переведут 85-ую. Последняя пока арендует помещения, и там не хватает кабинетов на всех. В 74-ой наоборот - недокомплект учеников. Она рассчитана на 900 человек, но учится там вполовину меньше. После такого события началось противостояние, вылившееся во взаимную ненависть детей и родителей. Объединения не хотели ни в 74-й школе, ни в 85-й. Обычную школу смущало, что школа № 85 для избранных, музыкально талантливых детей. А куда деть обычных детей, одаренных в других областях? В какое образовательное пространство попадут эти дети? В Журавушке содержание школы – это прерогатива родительского комитета. Родители учащихся 85-й школы своим примером хотели показать, КАК нужно участвовать в делах школы. В школе №74 опасались, что их обяжут ежемесячно отчислять средства на развитие объединенной школы. Ситуацию комментирует Максим Зенков, у которого в школе №85 "Журавушка" учится дочь: "Мы выступаем за активное участие родителей в управлении делами школы. И не столько через взносы, решение о которых абсолютно осознано (ведь обеспечить качественное образования сейчас невозможно, опираясь исключительно на бюджетные средства). Конечно разный подход к сбору средств. В "Журавушке" он добровольный, при этом размер определяют сами родители, и могут уплачивать его не полностью (учитывается материальное положение семьи, нерегулярное посещение школы ребенком по причине болезни и проч.). Да, сумма больше, чем в 74 школе. Но за счет этого обеспечены дополнительные образовательные услуги, существенно выше, чем в других школах района, материально-техническое и информационно-технологическое обеспечение. Думаю, там, где участвуют в делах школы менее 50% родителей, весьма сложно обеспечить надлежащим образом учебный процесс. В "Журавушке" — противоположная ситуация. Я не сторонник поборов, но в условиях настоящего политического режима именно они и становятся основным инструментом управления учебным заведением. Разве не платят сегодня куда большие суммы за получение высшего образования (при существенно меньшем объеме образовательных услуг, по сравнению со средней школой)?" По сути, столкнулись не интересы двух школы, а два подхода к получению образования. С одной стороны, гарантированное право на получение бесплатного образования, дарованное Конституцией РФ. С другой стороны, если образование выходит за рамки стандартов и муниципальный бюджет не может компенсировать эту разницу (а в "Журавушке" есть учителя из консерватории), управление школой и ее бюджетом берет на себя родительский комитет. В итоге, городские власти приняли единственно правильное решение – оставить обе школы в покое, не объединять их. Потому что нестандартные школы нужны, детям там намного интереснее. И заменить такие школы ДО или кружками - означает потерять коллектив, единый по духу и интересам. **Не малокомплектная, а с индивидуальным подходом** Крупных городов в России, где есть выбор – идти в особенную школу или остаться в обычной, не больше сотни. В России-как-она-есть, состоящей из деревень, сел и небольших городков-райцентров, выбора такого не стоит. Хорошо, если есть возможность идти хоть в какую-то в школу, если школа в данном населенном пункте вообще есть. В 500 км от Новосибирска, на севере области расположился Кыштовский район. На всю его огромную территорию, усеянную озерами и болотами, приходится всего 23 школы, и только две из них - обычные, где учатся больше сотни учеников. Остальные - малокомплектные, где на всю школу - 20 учеников. Закрыть такие школы, значит, лишить село жизни: не будет школы - не будет и людей, так как молодые семьи разъедутся. Возить ребят в другую деревню тоже не выход – кыштовские расстояния тому не способствуют. Поэтому живут такие школы в маленьких деревянных домах-избах, где туалет - на улице, вода бежит не из-под крана, а стоит в бочке с ковшиком. Районные власти приняли стратегическое решение, если есть возможность - школы сохранять. На сайте образовательного портала Кыштовского района большой раздел посвящен дистанционному образованию. Если в какой-то сельской школе нет учителя математики для старшеклассников, учить ребят будут по интернету специалисты из школы №2 в райцентре. Получается, что малокомплектные школы – очень общее понятие, и школы в него попадают очень разные. Понятно, что из соображений рентабельности некоторые школы нужно закрывать или объединять с соседними. Только об этом должны знать родители, должны знать заранее, определяя своего ребенка в эту школу. Ведь мало кому захочется, чтобы твой ребенок проучился год или два в одном коллективе, а потом его насильно отправили в другой. Чиновники от образования должны открыто говорить о малокомплектных школах, предоставлять родителям полную информацию об их наличии и условиях существования в будущем. И если объединять школы, то только после проведения публичной экспертизы условий и последствий реорганизации. Следить за соблюдением всего этого остается нам, родителям.