Образование7 мин.

Как отправить особого ребенка в школу: инструкция для родителей

© Depositphotos

Эксперт Центра лечебной педагогики «Особое детство» Татьяна Бондарь — о том, что важно знать семье особого ребенка, которая планирует его образовательный маршрут.

По закону с 1 сентября 2016 года все общеобразовательные школы России обязаны принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. Вне зависимости от региона проживания, состояния здоровья и способности к освоению программы каждый ребенок имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Конечно, когда подходит время отдавать ребенка с особенностями здоровья в учебное заведение, родителей охватывает множество сомнений. Стоит ли делать выбор в пользу «школы во дворе»? И если да — что нужно учитывать? Как выбрать школу и наладить с ней нормальную коммуникацию? Что делать, если не получилось получить тьютора?

На эти и другие вопросы «Летидор» попросил ответить Татьяну Бондарь, эксперта Центра лечебной педагогики «Особое детство», соавтора книги «Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе».

Раннее обучение — нужно ли оно особым детям

Если под ранним обучением подразумевается чтение и счет до 5–6 лет по модным методикам, то я считаю его просто вредным. Примерно в 6 лет у ребенка возникает интерес к буквам и цифрам. Именно в этот момент и стоит начинать систематическое обучение чтению и письму.

Бывают ли ситуации, когда раннее обучение чтению и счету может быть полезно? Редко, но да.

Например, когда у ребенка есть выраженные проблемы с пониманием речи из-за специфического формирования речевого слуха. Для таких детей обучение чтению —дополнительный способ понять окружающих. Логопед, занимаясь с малышом, помогает ему сформировать речевой слух.

Еще пример: у некоторых детей с аутизмом бывает сверхинтерес к цифрам. Тогда педагог может именно через обучение счету выстраивать взаимодействие с таким ребенком, играть и постепенно расширять его интересы.

© Depositphotos

Часто особым детям нужно больше времени на освоение каких-то вещей. Поэтому бывает целесообразно начать освоение каких-то навыков чуть раньше. Этот вопрос лучше решить вместе с тем специалистом, который и будет заниматься с ребенком.

Что должен уметь особый ребенок, чтобы учиться в школе

Особый ребенок, как и любые другие дети, должен обладать способностью заниматься в группе сверстников под руководством учителя.

Казалось бы, ничего сложного. Но школа совсем не похожа на семью или детский сад. Попадая туда, ребенок должен соблюдать множество требований и ограничений. Только приспособившись к новым условиям, дети начинают полноценно учиться.

Адаптация проходит непросто у всех ребят, но у детей с особенностями развития могут возникнуть дополнительные трудности.

Возьмем, например, историю с переодеванием учеников в школе. Когда ученик приходит на занятия, он должен самостоятельно раздеться и переобуться, повесить свои вещи на вешалку, запомнить это место и потом в конце дня найти его. Усложняет эту задачу наличие формы на ритмику или физкультуру — ребенок должен не просто снять или натянуть ту одежду, которую ему подают в руки, но самостоятельно разобраться, что и в какой последовательности надеть. И при этом не растерять все свое добро.

А есть еще и проблемы принятия пищи в школе, посещения туалета и другие.

На уроке учащийся должен выполнять множество правил. Сидеть на месте от звонка до звонка, говорить, только когда спросят, игнорировать «интересные» события и детали (например, то, как сосед по парте качается на стуле или как он пишет в тетради очень красивым карандашом).

Всему этому желательно научить особого ребенка до школы. В своей работе по подготовке к школе мы в Центре лечебной педагогики делаем упор на создание школьной ситуации, учим детей вести себя на уроке и на перемене, в раздевалке и за столом и делать это максимально самостоятельно.

© Depositphotos

Как выбрать школу

Выбирать школу нужно так, чтобы в ней можно было жить, а не выживать, ведь школьное обучение — долгий процесс и значительная часть жизни.

Сейчас у родителей есть много вариантов обучения: от семейного до занятий в инклюзивном классе в ближайшей общеобразовательной школе.

Выбирая конкретное учебное заведение или форму обучения, спросите себя, что вы хотите получить в результате? Сколько у вас сил, чтобы с этим обучением справиться?

Посоветовавшись с педагогами, которые знают ребенка, нужно трезво оценить свой и его ресурс.

Это бывает не просто — зато такое понимание даст возможность научить чадо тому, что ему точно пригодится, и позволит достойно жить тогда, когда семья уже не придет на помощь.

С чего начинать устройство ребенка в школу

Когда вы определитесь, в какую школу хотите попасть, получите заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о специальных условиях обучения и воспитания в школе.

Можно ли обойтись без этого? Попробуйте.

Если ребенок никогда никем не наблюдался, приведите его в «школу во дворе» и скажите — вот наш будущий ученик, возьмите его. В случае отказа настаивайте на своем, и школа примет его на обучение.

Но если у ребенка объективно есть сложности, они рано или поздно обнаружатся, и вам все равно порекомендуют обратиться в ПМПК.

Заключение ПМПК позволяет школе получить финансирование на обучение особого ребенка и предоставить необходимые услуги.

Нужно хорошо понимать, что большинству образовательных организаций не хватает тех средств, которые государство выделяет им на особых детей. Если заключения ПМПК не будет, то учебное заведение не сможет претендовать на дополнительные деньги, положенные ему на вашего ребенка. Как следствие, непонятно, как школа без финансирования будет заниматься с учеником, которому нужны специальные условия.

Учитель останется один в очень непростой ситуации, и в результате начнутся сложности, которые отразятся, в первую очередь, на школьнике.

Поэтому надо получить от государства все, что вы можете. Официально, через комиссию и заранее.

© Depositphotos

Как взаимодействовать со школой

Родители со школой не враги. Конечно, можно действовать исключительно официально-формальным способом: «Мой ребенок имеет право здесь учиться по закону — а значит, будет здесь учиться». Так вы добьетесь многого, но этот опыт, скорее всего, окажется травматичным для всех сторон. Представьте: вы все организовали, ребенок пришел учиться — а учитель его не принял, а значит, и дети не приняли…

Поэтому самое важное в вашей истории — сотрудничать с учителем. Необходимо заранее с ним познакомиться (и родителям, и ребенку) и рассказать то, что пригодится ему в работе с вашим чадом: чем отвлечь, как успокоить, на какие сигналы в поведении обращать внимание.

Как подготовить класс к принятию особого ребенка

Хорошо бы заранее познакомиться с одноклассниками, но, если такой возможности нет — ничего страшного.

Главное, чтобы для детей и их родителей появление в классе особого ребенка не оказалось неожиданностью.

Стоит заранее тактично выяснить, все ли участники процесса в курсе, что класс будет инклюзивным. И если нет, разузнать, кто и когда отвечает за подачу этой информации родителям.

Школа должна сама организовать этот процесс, но и вы можете внести свой вклад. Не надо прятаться на родительском собрании. Лучше расскажите о своем ребенке, используя фотографии из семейного архива, ответьте на вопросы, которые интересуют мам и пап учеников.

Пугает незнакомое, а то что близко и понятно, вызывает сочувствие и желание помочь.

Но все равно вам надо приготовиться к сложностям. Уйти от них вряд ли получится.

Лучше морально настроиться на них, а также подумать над тем, кто станет вашими помощниками. В школе это может быть учитель и администрация. Вне школы — близкие или другие родители особых детей. Не замыкайтесь со своей проблемой, если она возникла. Наверняка в вашем окружении кто-то уже был в похожей ситуации.

Вам обязательно помогут, нужно только обратиться за помощью!

Должен ли родитель находиться с особым ребенком на уроках

Родитель — совсем не лучший тьютор для своего ребенка. Так что если школа не предоставила вашему ребенку наставника, не торопитесь садиться с ним за одну парту.

Узнайте, есть ли в других классах особые дети, которые находятся в такой же ситуации. Если вам повезет, вы сможете договориться с их родителями следующим образом: вы сопровождаете на уроках их ребенка, а они — вашего.

Это возможное решение проблемы, хотя оно бывает не всегда удачным.

В любом случае постарайтесь выработать со школой, учителем, другими родителями совместный план, как улучшить жизнь вашего ребенка на уроках.

Школа — важная часть нашей жизни, но отнюдь не главная. Пожалуйста, помните об этом. А еще о том, что вы хороший родитель независимо от того, как учится ваш ребенок, ведь у него есть вы и ваша поддержка!

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!