Образование

Как научить ребенка говорить букву «р»: инструкция от логопеда

Логопед Анастасия Сперанская рассказывает о том, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать звук «р».

Для начала я советую родителям всё-таки обратиться за первичной консультацией к логопеду. Это необходимо, чтобы понять, почему у ребёнка отсутствует в речи звук «р». Причин может быть много, и логопед точно скажет, как именно лучше работать с вашим ребёнком. Если нет возможности прийти на очную консультацию, посоветуйтесь со специалистом хотя бы по телефону или Skype, опишите ситуацию максимально подробно.

Когда вы выяснили, на какие особенности вам стоит обратить внимание при отработке звука, постепенно приступайте к занятиям дома. Только не забудьте про важные условия, с которых начинается постановка любого звука.

5 правил постановки звука «р»: как не навредить

1. Помните, что звук «р» — единственный вибрант в русском языке. Когда мы произносим его, язык напряжён, он находится за верхними зубами. Воздух проходит между верхними зубами и языком так, что язык дрожит. Так получается звук «р». Это один из самых сложных звуков, поэтому говорить его быстро и правильно получится у ребёнка не сразу.

Главное в постановке «р» — никуда не торопиться.

2. Не настаивайте на занятиях. Не надо давить на малыша, постоянно обращать внимание на то, что он плохо говорит. Если это единственное нарушение в его речи, оно вряд ли ему мешает. Так что первым делом нужно создать у дошкольника мотивацию для занятий.

3. В случае со звуком «р» мотивация с помощью награды не работает. Если мама говорит: «Скажи правильно "р", тогда получишь конфетку», занятия провалятся. Всё потому, что звук «р» поставить быстро, тем более в домашних условиях, совсем не просто.

Это трудозатратное дело, сложное с точки зрения мышечного и психологического напряжения.

На постановку уйдёт в среднем 1,5-2 месяца.

Конфетами тут не отделаешься.

4. Перед первыми занятиями объясните малышу, что с первого раза ни у кого не получается произнести звук «р». Младенцы с самого рождения готовятся произносить его, должным образом тренируя свой артикуляционный аппарат. И звук «р» окончательно формируется у деток к 5-7 годам.

Скажите: «А мы с тобой берём и делаем всё, что другой малыш проходил от рождения до 6 лет, и делаем это за 2 месяца. Вот здорово!»

5. Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи. Лучше всего снимайте уроки на видеокамеру, а потом пересматривайте их вместе с малышом. Так будет проще отследить его прогресс. И родителю, и ребёнку.

После того, как вы подготовитесь к занятиям, можно начинать.

Занятия не должны быть утомляющими. Старайтесь, чтобы они были регулярными, по 10-15 минут в день.

6 уверенных шагов к звуку «р»

1. Делайте артикуляционную гимнастику

Вся артикуляционная гимнастика хороша. Но ваша главная задача — научить ребёнка держать язык за верхними зубами. Чтобы добиться хороших результатов в этом деле, делайте следующие упражнения:

-«Качели». Широко открываем ротик и цепляемся кончиком языка сначала за верхние зубы, затем опускаем язык на нижние зубы, как бы изображая качели.

  • «Часики». Высовываем язык вперёд так, чтобы он был в напряжении и не опирался ни на одну губу. И начинаем водить (тянутся языком) от правого уголка губ к левому и обратно. Это упражнение разрабатывает корень языка. Чем медленнее оно выполняется, тем лучше.
  • «Заборчик». Попросите ребёнка резко улыбнуться так, чтобы у него были видны зубы. Пусть 2-3 секунды удерживает губы в таком положении. Затем надо расслабить рот и повторить упражнение ещё раз.
  • «Иголочка». Резко вытягиваем язык вперёд, чтобы он стал прямым и острым, как иголочка.
  • «Месим тесто». Высовываем язык и начинаем шлёпать губами и произносить звук «пэ-пэ-пэ». Язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Широко откройте рот, сделайте так, чтобы язык присосался к нёбу. Не забывайте, что рот должен быть широко открыт.

2. Делайте упражнение «Барабанщик»

Когда у малыша получаются эти упражнения, можно целенаправленно переходить к постановке звука «р». Для этого делайте упражнение «Барабанщик».

Улыбайтесь, открывайте рот, растягивайте губы, остреньким кончиком языка касайтесь за верхними зубами и начинайте сначала медленно, потом быстрее произносить звук «д». Получается: «дэ-дэ-дэ-дэ-дэ». Подбородок при этом не двигается, рот открыт широко, губы растянуты!

3. Добавляем в упражнение «Барабанщик» движения шариковым зондом

Когда ребёнок делает упражнение «Барабанщик» хорошо (в течение 30 секунд чётко и быстро произносит звук «д»), можно приступать к следующему этапу.

Заранее приобретите шариковый зонд (инструмент для занятий логопеда) или палочку с круглым наконечником (подойдёт и ватная). Также для следующего упражнения можно использовать палец. Ребёнок делает упражнение «Барабанщик», а вы в это время ставите палочку рядом с кончиком языка и начинаете водить ей справа налево (перпендикулярно языку).

Делать это надо быстро. Получается «болтушка» из звуков.

Таким образом вы вызываете у ребёнка механический звук «р». Проще говоря, появляется призвук «р».

4. Делайте «болтушку» не менее 2-х недель

Делайте «болтушку» продолжительное время. Когда призвук «р» будет отчётливым, начинайте добавлять к нему звук «а». Будет получаться «болтушка» — «р» — «а». Не надо сразу переходить к автоматизации звука.

5. Тяните звук «р»

Итак, «болтушку» отработали, и у малыша уже отчётливо проскальзывает в речи звук «р». Начинайте его тянуть: «ррррр» или «дддрррр».

Затем приступайте к его автоматизации. Для этого возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем линии, похожие на горы. Расскажите ребёнку, что это опасная дорога, по которой он едет на машине, и чтобы добраться с одного конца листочка до другого, ему надо как можно чётче произносить звук «р» (или придумайте другую историю). Затем дайте ему карандаш и попросите его вести им по дороге и одновременно произносить «рррр».

Как только он делает перерыв, что набрать в рот воздух, он ставит на этом месте крестик.

Надо стремиться, чтобы всю дорогу ребёнок проходил на одном дыхании. Разумеется, это произойдёт не сразу, а через 1,5-2 недели регулярных занятий.

Звук не должен угасать или становиться прерывистым.

6. Отрабатывайте простые слоги и слова

Автоматизируйте звук «р» с помощью простых слогов: «ра», «ру», «ро», «рэ» (не «ря», «рю», «ре» — там уже не твёрдый звук, а мягкий, и произносится по-другому). Потом произносите простые слова. Сначала односложные, чтобы «р» стоял в начале слова. Потом — двусложные («р» в середине), а потом — чтобы «р» был в конце.

Списки слов по автоматизации звуков без труда можно найти в Интернете.

7. Позвольте ребёнку самому контролировать звук «р» в его речи

После того, как малыш научится выговаривать «р», он какое-то время всё равно по привычке будет заменять его в словах звуком «л»: «лыба», «лак», «лука». В этом нет ничего страшного.

Чтобы звук «р» вошёл в обиход, предложите ребенку поиграть в такую игру.

Возьмите лист бумаги, разделите его пополам, повесьте на холодильник и объясните малышу правила. Как только мама услышит в речи ребёнка звук «р», она подходит к листочку и ставит на половинке малыша плюсик. А малыш ставит плюс на другой части листочка, как только заметит этот звук в речи мамы. Так вы проверите, насколько хорошо кроха слышит звук «р» не в своей речи.

Желаю вам удачи в этом непростом деле. И помните, что звук «р» — один из самых сложных в русском языке, так что на быстрый эффект рассчитывать не стоит.

Фото: Depositphotos.com.