Образование4 мин.

Как играть с младенцем в буквы, чтобы подготовить его к чтению

Советы педагога и мамы

© Depositphotos

Традиционно дошкольников начинают учить чтению с 3–6 лет. Но есть мамы, которые знакомят малыша с буквами и даже целыми словами буквально с пеленок. К нам в редакцию пришло письмо как раз от такой мамы.

Ольга Восканян, педагог-художник и мама двух мальчиков поделилась историей, как она подготовила детей к обучению чтению в довольно раннем возрасте.

Мы считаем, что опыт Ольги может быть интересен родителям, увлеченным ранним развитием малышей, поэтому хотим поделиться им с вами.

Ольга Васканян, педагог и мама

В сложившейся ситуации, когда каждая вылазка из дома равна практически выходу в открытый космос, покидать свой уютный мир лишний раз не хочется. Но и лишать своих детей развития тоже. К тому же, когда мы находимся вместе с малышом 24/7, нам просто необходимо его чем-то занимать.

Именно поэтому хочу поделиться с вами своими способами подготовки маленьких деток к обучению чтению. Я успешно прошла этот путь два раза – прочитала много статей, ознакомилась с разными мнениями – и беру на себя смелость кое-что порекомендовать из своего арсенала.

Основное достоинство моего подхода — в том, что его можно реализовать, не выходя из дома и не имея каких-то особенных материалов для занятий. Свои знания я почерпнула из трудов людей, известных в мире педагогики и далеко за его пределами, например Глена Домана. Как и многие педагоги-практики, я адаптировала его наработки в соответствии со своими целями и задачами.

Мой подход строится на любви к буквам, чтению и книгам. Любовь должна жить в вас, и вы будете дарить ее своим детям. Если вдруг с чтением у вас не сложилось, то сейчас самое время пересмотреть свои жизненные установки. Именно в обучении чтению личный пример родителей играет, на мой взгляд, решающую роль. Вспомните, сколько художественных книг вы прочитали за последнее время, как часто у вас возникает желание погрузиться в этот совершенно особенный мир?

Если книги в вашей семье – редкие гости, то вероятность, что ваш ребенок полюбит это занятие, стремится к нулю.

© Depositphotos

Но если все иначе, то вперед. В общем, начинать играть можно и с шестимесячным малышом, и с ребенком постарше. Первое главное условие – хорошее настроение всех участников игры.

Начните с визуального знакомства с буквами. Подготовьте набор карточек с фотографиями разных предметов, животных и т.д. с подписями под ними (при желании можно изготовить его самостоятельно). На первоначальных этапах игра занимает 1-2 минуты, не более. Выбираете или делаете несколько карточек со словами, которые ребенок часто слышит в повседневной жизни. Показываете ему карточку и спокойно и не быстро произносите слово. Например, «КОРОВА» звучит как КАРОВА, «СОБАКА» – САБАКА. Делайте несколько подходов в день, не меняйте коллекцию карточек довольно продолжительное время. Примерный набор слов: вода, каша, дверь, собака, кошка, мама, папа и другие простые слова.

Результат будет заметен не сразу, и это нормально – вас ждет долгий, но увлекательный путь.

Главное условие игры – заканчивайте раньше, чем ребенок устанет и начнет капризничать.

Этот же набор карточек можно использовать, когда малыш станет постарше (как минимум будет уверенно сидеть) для игры в «Найди и покажи карточку». Раскладываете карточки на полу и просите показать или дать определенную карточку.

Получаться будет не сразу и не всегда, но прогресс обязательно будет. Хвалите за каждый успех и не обращайте внимания на промахи. Просите ребенка показывать вам карточки, а вы будете читать под ними подписи.

При таком подходе к занятиям ребенок воспринимает не буквы, а образ слова целиком. Одновременно вы работаете и со зрительным восприятием, и с восприятием на слух.

Оставляйте на видном месте карточки, книжки, которые вам не жалко. Ваш маленький гений должен видеть, что в вашем доме любят читать.

Также можете включить в свою рутину задание со звездочкой. Сделайте от руки или напечатайте на принтере карточки только со словами (можно с теми же, что вы использовали в первом наборе, можно с другими). Принцип игры тот же. Вы удивитесь, но все это работает.

© Depositphotos

Чтение книжек – наш незаменимый помощник в обучении чтению. Читайте ребенку постоянно, даже если вам кажется, что он не слушает вас, а занят своими делами.

Может показаться, что игры и занятия, перечисленные мной, – какая-то ерунда и ничего из этого не работает.

Но правда в том, что маленькими шажками и незаметными действиями мы даем нашему любимому ребенку очень много.

Основная проблема моего метода заключается в том, что первые результаты появятся не через неделю и даже не через месяц. Здесь не может быть мгновенного успеха. Вы начали очень интересный проект, который займет несколько лет, но маленькие успехи вашего ребенка будут вас вдохновлять на всем его протяжении.

Играть в буквы необходимо регулярно, но не превращать это занятие в обучение. Все должно быть легко, радостно и ненавязчиво для ребенка. В этом возрасте дети не способны к длительной концентрации внимания. Их память работает непроизвольно, и ее необходимо постоянно подпитывать повторениями.

Фото: Depositphotos