Как и чем родители могут помочь своему ребенку-первокласснику
Ребенок пошел в первый класс! Это торжественный, счастливый момент, которого ждала вся семья: портфель, красивые банты, новенькие пеналы и ручки. Вечером перед первым сентября – альбомы с фотографиями, родительские воспоминания о школьных годах.
Но вот прозвенел первый звонок, наступили будни, и приходится жить по новому: соблюдать режим дня, меньше играть в куклы, реже смотреть мультфильмы, вовремя ложиться спать. Привыкать к новым школьным требованиям, к новому коллективу и условиям, учиться навыкам школьной жизни – и все это в период адаптации к школе. Ко всему прочему, приближается кризис семи лет.
Как все это пережить с минимальными потерями? Как сохранить и поддержать желание ребенка ходить в школу? Как, провожая его в школу по утрам, не переживать о том, как проходит его день, а вечером вместе с ним вновь переживать его эмоции – причем не только радостные? Существует несколько простых правил, которые помогут родителям в общении с детьми в период адаптации к школе и в кризисный период.
11 добрых советов родителям первоклассника в период адаптации к школе
-
Ребенок еще читает по слогам и не решает алгебраические уравнения? Не стоит торопить события и ждать домой взрослого школьника. Главный мотив первоклассника все еще игровой и внешний, позиционный. Детям нравится представлять себя «важными», ведь у них теперь есть портфель, как у папы, и красивые ручки, как у мамы.
-
Старайтесь интересоваться школьной жизнью вашего ребенка ежедневно. Первоклассники очень эмоциональны, их восхищает все то, что они увидели и прочувствовали в школе в течение дня. Дети могут долго рассказывать о новом вкусном блюде в школьной столовой, о том, какая красивая у них учительница и какого цвета бантики у одноклассницы Насти. Важно слушать и активно участвовать в процессе обмена пережитым, иначе в следующий раз у ребенка пропадет желание что-либо рассказывать о школе.
-
Задавайте своему ребенку конкретные вопросы : «Что сегодня интересного было на математике?», «С кем ты сегодня играл на перемене, на прогулке?», «Как зовут твоего соседа по парте? Чем он увлекается?»
Многие родители переживают: прошел месяц, как ребенок ходит в школу, а друзей у него до сих пор нет. «Сегодня с Ваней дружит, завтра с Олей, а на днях перезванивались с Колей из параллельного класса» – почему так? Ответ – в пункте №4.
-
В жизни первоклассника будет еще много новых впечатлений, друзей и приятелей: главное – не навязывать ребенку дружбу с конкретными детьми. Они сами – по интересам, по схожести темперамента, характера, – находят себе друзей. Ошибку делают те родители, которые навязывают дружбу своим детям: «Посмотри, какой хороший Петя, добрый, вежливый, не конфликтный. Играй и дружи только с ним! А Толя – забияка, не подходи к нему!» В первые несколько месяцев школьной жизни ребенок должен самостоятельно выстраивать отношения с одноклассниками – это важно для развития навыка конструктивного общения.
-
Важно радоваться положительным моментам общения с одноклассниками вместе с ребенком. Например, он с восторгом рассказывает о том, как помог своему товарищу – поделился на уроке своим любимым красным карандашом или новым ластиком. Как сегодня, преодолев страх, вышел к доске и выступил перед всем классом.
Такое поведение достойно восхищения: ребенок не только добрый, но и уверенный в себе школьник. Такие чувства можно и нужно выражать: «Я горда и рада, что у меня ….», «Мне так приятно слышать от тебя, что ты…», «Как я радовалась, когда учительница говорила о тебе…» – и так далее.
- В период адаптации первоклассника важно настраивать на новый режим дня.
Старайтесь, чтобы по утрам ребенок просыпался бодрым: для этого вечером его стоит укладывать не позднее 21.00. Прямо перед сном не рекомендуется читать книги или смотреть мультфильмы – многие дети впечатлительны, и им потом сложно заснуть.
А вот за два-три часа до сна можно дать ребенку возможность порисовать, полепить, поиграть в любимые игры. Играть перед сном с электронными гаджетами также не рекомендуется – быстрая смена ярких картинок влечет за собой перевозбуждение нервной системы.
-
Мама ученика первого класса разводит руками: «В школу собираемся два часа, то портфель не собран, то носки найти не можем…». Если к началу школы ребенок не научился достаточной самостоятельности, нужно набраться терпения. Вместе с ним составлять списки дел, которые ему по силам, собирать с вечера портфель, сверяясь с расписанием по дневнику. К одежде относиться бережно, аккуратно раскладывать ее в том месте, где утром ребенок сможет ее надеть. Если в доме есть домашние питомцы, то детей можно просить заботится о них. Все эти навыки помогают первокласснику в том числе и в школе.
-
Что делать, чтобы у ребенка постоянно было желание учиться? Нельзя пугать ребенка школой. Фраза: «Мы работаем, и твоя учеба – тоже работа!» часто формирует отрицательное отношение к учебе. Если вы почувствовали, что малыш устал, у него не все получается, обнимите его и расскажите о позитивных примерах из вашей школьной жизни.
Чаще хвалите своего ребенка, не сравнивайте с другими одноклассниками, родными, близкими, друзьями. Ребенка можно сравнивать с ним самим – вчерашним и сегодняшним. «Какая красивая буква сегодня у тебя получилась, научи меня…»; «Как мы весело и быстро сегодня посчитали и решили задачки по математике…», «Какой ты молодец, как ты правильно поступил по отношению к…».
- После школы ребенок должен отдохнуть. Для первоклассника уроки в школе – это и эмоциональная, и интеллектуальная нагрузка. После школы нужно сделать перерыв в два-три часа: подвижные игры, прогулка на свежем воздухе. Надолго отдых затягивать, однако, не нужно: от активных игр ребенок тоже утомляется, и за уроки усадить его будет сложно.
Каждые 20–30 минут делайте переменки. Дайте возможность ребенку поработать самостоятельно, не контролируйте выполнение каждого задания. Помощь взрослого нужна только в том случае, если у него действительно что-то не получается, но он добросовестно делает уроки, старается.
Постарайтесь успокоить ребенка, предложите ему доброжелательным тоном: «Разреши мне попробовать разобраться в этом задании вместе с тобой», «Не волнуйся, у тебя все получится». Старайтесь хвалить юного ученика за его усердие, самостоятельность, аккуратность, за успехи.
- Как часто мы перегружаем своего ребенка? Родители всегда стараются записать свое чадо в различные кружки, и это хорошо: кроме интеллектуального развития нужно уделять внимание и другим направлениям. Кому-то ближе творческие кружки, кому-то – спортивные.
Если ребенок самостоятельно хочет попробовать заняться спортом, танцевать или попробовать свои силы в театральной или вокальной студии, то дайте ему такую возможность. Переключение с одного вида деятельности на другой позволит ребенку гармонично развиваться.
Первоклассник хочет попробовать все кружки сразу? В этом нет ничего удивительного. Для него многое в школе в новинку. В конце концов ребенок выберет для себя самые интересные, на его взгляд, кружки, а задача взрослых – родителей, педагога, психолога, – выстроить для него индивидуальный маршрут, который позволит малышу учиться и развиваться без потери интереса.
- Ребенка важно настраивать на позитив с самого утра : просыпаться под веселую музыку, завтракать, собирать портфель, говорить ласковые, добрые слова. Не стоит начинать день с нотаций: «Сегодня хотя бы не балуйся, сколько можно выслушивать замечания о твоем поведении», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня в тетрадях писал аккуратно!». Куда эффективнее и ценнее для ребенка будут улыбка мамы и пожелание удачи. Подбодрите ребенка, найдите для него ласковые слова, настройте его на позитив – и тогда у вас с ним все получится!
Если у вас есть вопросы об адаптационном периоде, подготовке к школе, кризисе 7 лет и общении с ребенком в первые дни обучения в школе, вы можете получить бесплатные консультации психолога, детского врача, логопеда и педагогов на Дне открытых дверей в Школе Сотрудничества.
На правах рекламы