Образование

Как дизайн школы влияет на психологический комфорт ребенка

Как дизайн школы влияет на психологический комфорт ребенка

Архитектор Юлия Костина рассказывает, какой должна быть современная школа, чтобы ребенок чувствовал себя в ней комфортно.

Большинство современных российских школ построены еще во времена СССР. Сталинская эпоха прогресса ради выживания не подразумевала таких понятий как «комфорт» и «удобство». Их место занимали «дисциплина» и «коллективизм», поэтому среднестатистическая школа в России выглядит довольно скучно. По сути, это большая прямоугольная коробка, состоящая из маленьких прямоугольников-классов. Неудивительно, что детей в такую школу палкой не загонишь. Современные дизайнеры работают над тем, чтобы улучшить ситуацию и сделать школу более привлекательной для учеников.

Почему российские школы проигрывают европейским в дизайне

Может быть, семьдесят лет назад не думали о счастье детей, зато очень серьёзно подходили к их безопасности. В России до сих пор жесткие требования проектирования детских учреждений. Регламентировано всё: освещение, расположение классов, количество и ширина лестниц и коридоров. В Европе тоже существуют нормы, но более гибкие. Например, в Англии на одного ребёнка приходится в среднем около 8 квадратных метров общей площади школы, у нас — 15 кв. м. Казалось бы, это хороший показатель. Но, выигрывая в площади, мы проигрываем в удобстве. Когда всё строго регламентировано, у архитектора меньше возможностей̆ поработать с пространством. Ребенку очень важно чувствовать себя в школе хорошо. Доказано, что даже цвет стен в классе влияет на успеваемость, психологический комфорт. Что уж говорить о влиянии мебели на детское здоровье.

Инклюзивное образование в детском саду — вам оно нужно

Фото: vk.ru

Что хотят улучшить в школах сами дети

Дизайнеры, педагоги и психологи давно задумались о том, как сделать школу удобной, а пребывание в ней — радостным. Редакция английской газеты «The Gardian» попросила школьников написать эссе на тему «Школа моей мечты». На основе этих текстов Кембриджский университет издал книгу «Школа, которая мне нравится. Дети и подростки об образовании в 21 веке». Любопытно, что в ней много жалоб на недостаток цвета. Британские школьники даже сравнили школу с тюрьмой. В России аналогичное исследование было проведено на базе МАРХИ (Московского архитектурного института). Ответы и пожелания оказались идентичными: дети хотят, чтобы школа перестала ассоциироваться с чем-то тяжелым и гнетущим, ей нужно сменить обличье на более дружелюбное.

Секрет хорошей школы — в многофункциональности помещений

Чтобы сделать школу более дружелюбной, необходимо помнить: все в ней многофункционально. Например, коридоры в школе — это не только пространство между классами, но и рекреационная зона. Там дети отдыхают, бегают, разговаривают, играют, иногда дерутся... Рекреации должны быть спроектированы так, чтобы дети могли общаться и не мешать друг другу.

Для этого пространство холлов следует разделить на зоны: активные, пассивные, зоны психологической разгрузки и зоны, предназначенные для творчества. Делить их можно, раскрасив стены в разные цвета или установив прозрачные перегородки. Важно не жалеть красок: яркое цветовое оформление поможет детям переключиться, отвлечься от напряжённой работы в классе. Скамейки в холлах можно заменить на более мобильные и безопасные мягкие модули. Лестницы должны быть просторными, а также отличаться по цвету — чтобы детям было проще ориентироваться в пространстве. Необходимы также тактильные дорожки для школьников с ограниченными возможностями и разноуровневые перила, чтобы обеспечить комфорт детям всех возрастов. Более удобными и безопасными должны стать столовые и туалетные комнаты.

Личный опыт: мама шестерых детей о том, почему она выбрала домашнее образование

inal.jpg

Как архитекторы делают школьную среду комфортной

Существует множество вариантов благоустройства школ — от практичных до фантазийных. Дизайнеры Калининградской студии Ambito придумали установить в местной школе огромное дерево, как бы прорастающее от первого этажа до самой крыши. На первом этаже — место для объявлений, на втором — зона отдыха, на третьем — дупло, необычная игровая комната и т. д. Планируется, что дети примут участие в создании дерева и затем будут беречь его, постепенно добавлять новые элементы дизайна.

К примеру, в Норвегии дизайнеры решили «открыть» школьное пространство, объединив классы с холлом. Для этого сломали не несущие перегородки, заменив их стеклянными панелями. Привычные одинаково нарезанные прямоугольники можно заменить на классы разных форм и размеров, что позволит проводить занятия в больших и маленьких группах — в зависимости от предмета и видов работы. Школьная мебель должна легко регулироваться под ученика, быть легкой, чтобы можно было сдвигать её и убирать. Привычные ровные ряды парт тоже скоро могут кануть в лету, поскольку работа в классе больше не подразумевает запись теории под диктовку учителя. Появляются всё новые формы работы, для которых требуется более гибкая среда, к тому же в современном учебном процессе большую роль играют гаджеты.

Изменения коснутся и привычных нам рекреаций. Библиотеки в том виде, в котором они сейчас существуют, рано или поздно придётся упразднить. Их место в недалеком будущем должны заменить медийные пространства с доступными книжными стеллажами и зонами для отдыха и общения.

Идей много, главное – помнить, что школа должна делиться на зоны, чтобы каждый ребёнок смог найти в ней место себе по душе. Всё-таки школа — это то пространство, где ребёнок проводит десять лет своей жизни. В школе формируется будущее мироощущение человека. Очень важно, чтобы в ней он мог чувствовать себя легко и непринуждённо.