Как без стресса побеждать в музыкальных конкурсах: 9 советов от члена жюри
Каково сейчас детям, которые участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах? Нужен ли им стресс или лучше обойтись без публичных выступлений? И что делать, чтобы ребенок не боялся принимать участие в соревнованиях и получал от них пользу?
Чтобы разобраться в этом «Летидор» поговорил с выпускницей Академии им. Гнесиных, супер- педагогом, членом жюри многочисленных конкурсов, в том числе онлайн-конкурсов «Угадай-ка музыку» и «Музыкальные страницы» Быковой-Степановой Светланой.
Конкурсы полезны для всех детей
Конкурсы полезны для всех детей вне зависимости от того, обучаются они в музыкальной школе или нет.
Ученики музыкальных школ на конкурсах демонстрируют себе, преподавателям и другим участникам все то, чему они научились. Соревнования показывают, насколько ученик вырос в профессиональном плане, выявляют недочёты. А еще конкурсы помогают открыть новые таланты и дают детям шанс стать известными.
Сейчас очень много способных детей, а их родители даже не догадываются об этом!
Один конкурс может полностью изменить всю жизнь ребенка.
Случай из моей практики: мальчик в 12 лет выступил на музыкальном конкурсе (по классу вокала) и даже не стал дипломантом — просто участвовал. Но ему так понравился сам процесс, что после конкурса он дополнительно записался на уроки гитары… и в 16 лет поступил в музыкальное училище. Получается, человек нашел свое призвание!
В конкурсах нужно участвовать минимум два раза в год
Это необходимо для того, чтобы держать себя в тонусе, быстрее получать новые знания, узнавать актуальные направления развития и тренды. Есть возможность – участвуйте чаще. Если нет возможности выезжать в другие города, обратите внимание на онлайн-конкурсы.
Конкурсы начинают приносить больше вреда, чем пользы, когда педагог занимается «натиаскиванием».
В большей степени конкурсы приносят пользу, но вред от них тоже есть
Например, когда преподаватель начинает «натаскивать» ребенка на конкретное задание. Ученик теряет общие полученные навыки и выполняет вызубренные элементы практически механически. Этакий маленький робот.
Постоянные выступления со временем помогут преодолеть волнение
Чтобы ребенку было проще справиться с волнением, будьте рядом с ним. Верьте в него, спокойно отправляйте на конкурс или олимпиаду. Постепенно он привыкнет к стрессовой ситуации, приобретёт уверенность, а страхи и комплексы останутся позади.
Эти навыки обязательно помогут ему в дальнейшей жизни: умение себя подать, правильно держаться на собеседовании, захватить внимание слушателя, партнера по бизнесу, да просто любого человека – и как результат добиться желаемого.
9 важных советов, которые помогут ребёнку подготовиться к конкурсу
- Чтобы не зажиматься во время выступления, перед выходом на сцену надо сделать три глубоких вдоха с поднятием рук и три выдоха с опусканием рук.
- Покажите, конкурсанту, что перед выступлением вы надеваете «корсет уверенности», и а губы растяните в полуулыбке, но не вымученной – отрепетируйте ее заранее с вашим конкурсантом.
- Никогда не поворачивайся к зрительному залу спиной.
- В зрительный зал юным конкурсантам смотреть бывает очень страшно. Пусть найдут точку наверху, выше голов зрителей, и смотрят в эту точку. В зрительном зале будет ощущение, что ребенок смотрит на них.
- Залом надо управлять. Хлопками ваш ребенок может показать, в какие моменты нужно аплодировать.
- Не уходить со сцены, если зал не начал аплодировать. Дождись аплодисментов.
- Если у вашего ребенка не «народный» номер, то низкий поклон бить не надо. После окончания номера аккуратно опустить голову вниз – сделать легкий поклон.
- Если в какой-то момент ребенок забыл текст – ничего страшного. Пусть продолжает номер так, как будто именно это и запланировано.
- Уходить со сцены нужно так же, как и заходили: плавно, красиво, гордо и с улыбкой. И помните: победа на конкурсе или проигрыш — это всего лишь игра и старт для начала чего–то нового.
Жизнь складывается не по результатам конкурсов. Развивайте свои таланты, узнавайте новое и не бойтесь оценок жюри.