Образование

Играем в географию

Играем в географию

Как с детства привить ребенку интерес к устройству мира? Рассказы о дальних странах, городах и поселениях, необычных природных ландшафтах и огромных водных пространствах наверняка разбудят в нем интерес.

Мы со Степкой очень любим смотреть передачи про животных и природу. Несколько раз сын меня спрашивал: «Африка – это где?» или «А Калифорния – это далеко?». Я раскладывал перед ним географическую карту и показывал страны, континенты. Степка с интересом смотрел… но через несколько дней почти все, что я рассказывал, забывал. Мне даже обидно стало, вроде бы неглупый парень у меня растет, а элементарных географических знаний у него нет!

Все изменилось после моей командировки в Тюмень. Я никогда так надолго не уезжал из дома и сын очень скучал по мне. Когда я вернулся домой, увидел, что не стене висит географическая карта. И там, где находится Тюмень, стоит большой красный крестик.

– Это мама повесила. А я крестик нарисовал, смотрел на него и представлял тебя, - сказал Степка и прижался ко мне.

– Какие вы с мамой молодцы, - похвалил я. – А расстояние знаешь какое от Тюмени до Москвы? 2074 километра.

– Знаю! – удивил меня сын. – Я запомнил, а еще я расстояние по разному мерил: и линейкой, и пробочками, и зубочистками!

Я поддержал игру. Несколько вечеров подряд мы измеряли расстояние от Москвы до разных городов и стран. Измеряли, конечно, в шутку все теми же зубочистками или пробочками, зато Степке это очень нравилось.

Так, постепенно, он уже без труда мог найти Владивосток (город, где родилась наша мама), Калининград (где жил наш дедушка). Потом к игре подключились сказочные герои: Карлсон показал, где находится Стокгольм, а Русалочка – где Копенгаген.

Океанское приключение

Постепенно игра трансформировалась. Теперь из зубочисток и пробочек мы строили мосты, возводили дома на берегу океанов и морей (заодно изучая их названия).

Пупсы ездили в машинках из Москвы в Тюмень, солдатики плавали на корабликах из России в Турцию… Практически все наши игрушки стали путешественниками. Возвращаясь из дальних странствий, они рассказывали нам об обычаях разных стран, климате и животных (в общем всю ту информацию, которую мне удавалось почерпнуть ночью в Интернете).

Я почувствовал, что мне реально не хватает знаний, так что пришлось засесть за энциклопедии и журналы. Когда кто-то из друзей возвращался из поездки, я первым подробнейшим образом расспрашивал его о том месте, где он побывал. Меня не интересовали цены на еду или на отели - я узнавал все о климате, обычаях стран.

У нас появились игрушки-аборигены, которые жили в той или иной стране. Я скачал несколько мелодий - и пупс-грек стал танцевать что-то наподобии Сертаки, а пупс-араб - танец живота. Степка тоже выучил парочку движений и с удовольствием подтанцовывал, когда звучала веселая музыка.

В прошлые выходные к нам подключилась мама. Оказывается, в тайне от нас она тоже выучила танец живота и исполнила его нам со Степкой. Я был настолько ошарашен, что… Впрочем, это уже другая история.

В мире животных

Настоящим спасением для меня стали наборы животных. Для удобства они объединены в наборы «Африканские животные», «Животные Австралии» и т.д.

Для них мы сделали домики – отдельные картонные коробки. Каждый подписали: Африка, Австралия, Америка…. Иногда я специально перемешивал животных и Степка каждого определял на законное место жительства.

Каждый раз приходилось придумывать все новые и новые истории о животных-путешественниках. Больше всего Степка любил быть спасателем. На вертолете он прилетал за незадачливым зайкой-трусишкой, который чуть не свалился в Марианскую впадину, или приплывал на спасательной лодке за кенгуру, которая загадочным образом попала на озеро Байкал и чуть не утонула в нем.

Все другие игры как-то сами собой отошли на второй план. Даже если меня не было дома, Степка сидел у географической карты, читал названия городов. А потом уже мы вместе рылись в Интернете или открывал энциклопедию и читали про эти самые города. Заодно представляли, что за люди там живут, что они любят.

Земля в миниатюре

Недавно я купил глобус и наше общесемейное увлечение географией приобрело еще большие размеры. Например,  мы полюбили играть в «колесо». Эту игру придумали сами. Каждый играющий по очереди раскручивает глобус, зажмуривает глаза, тыкает пальцем и наугад называет материк. Если ответ совпадает с действительностью, то игроку зачисляется один балл. А тот, кто не угадал, должен что-то рассказать о той местности, куда он ткнул пальцем.

Таким образом мы выучили еще массу новых мест. А накопленные баллы можно было обменять на что-то приятное. Например, на внеурочное мороженое.

Готовимся к путешествиям

Пока мы со Степкой ехали в метро или автобусе, придумывали истории о том, как мы едем путешествовать. Решали, какие вещи возьмем с собой, гадали, каких животных встретим по пути…

Если вдруг возникал спор, дома мы обязательно подходили к географической карте, читали энциклопедию и всегда тут же разрешали вопрос. Это очень важно, решить все сразу. Иначе потом что-то забывается и все интересное, что можно было узнать, просто проходит мимо.

Кстати, есть еще очень интересный момент в изучении карты. Недавно Степка заметил, что некоторые водоемы окрашены разным цветом. И это было не случайно! Например, в озере Балхаш вода неоднородна: одна часть пресная, а другая соленая. Поэтому на карте озеро двух цветов: голубого и синего!

Мы пересмотрели кучу познавательных фильмов, ходили в музей и читали много книг по интересующему нас вопросу. Кажется, что теперь мы можем запросто поспорить с любым географом и непременно выиграем спор.

Летом собираемся поехать всей семьей в Крым. Поэтому постепенно начинаем изучать географию этого региона. Мы же не простые путешественники, а туристы-географы, поэтому должны основательно подготовиться к поездке.