Художник Мила Наумова: позвольте ребенку творить без границ
Творчество – это дар, которым наделены практически все дети. Малыши не сомневаются, не мучаются вопросом «Смогу ли я?». Они без страха берутся за дело, и если в процесс не вмешиваются скептически настроенные взрослые, добиваются успеха.
Наша героиня Мила Наумова – профессиональный преподаватель живописи, рисунка и композиции, создатель проекта «Рисовать могут ВСЕ!», уроков рисования и мастер-классов, а также автор книг «Учимся рисовать карандашом», «О каляках-маляках, или Как Стать Художником?» и «Капля смелости для художника». Она рассказала нам, как при помощи рисования развить способности ребенка.
Мила, как давно Вы в профессии? С чего началось увлечение изобразительным искусством?
Рисую с младенчества. Мама утверждает, что рисовать я начала раньше, чем ходить. Самое первое ее воспоминание о моем творчестве – это как я «высокохудожественно» мазала на стену манную кашу, которую не хотела есть. Сейчас, чтобы занять малыша, родители часто включают мультики, а мне давали цветные карандаши и бумагу, и я исчезала из реальности, пока не сломается карандаш или не закончится бумага. Получается, что я рисую с пеленок. Впрочем, как большинство детей.
От выкройки до стежка: кто и как создает handmade-игрушки
Жизнь в картинках: Sasha Kru и ее волшебные иллюстрации
Как Вы считаете, зачем ребенку учиться рисовать?
Рисование развивает мелкую моторику пальцев. Психологи утверждают, что развивая моторику пальцев, мы развиваем головной мозг, в частности области, ответственные за речь и мышление.
Естественно, рисование развивает пространственное видение – художнику очень просто представить объект в пространстве в любом положении. Занятие живописью улучшает зрение, а именно расширяет границы восприятия цвета. Например, не рисующим людям все тени кажутся серыми, а художники различают множество цветных оттенков в обычных тенях. Весь окружающий мир для художников разноцветнее, чем для не рисующих людей. Не знаю, насколько это ценно, но лично мне в сером мире жить не хочется.
Я не считаю, что рисование нужно всем детям поголовно. Есть энергичные детки, которые даже минутку не могут посидеть на месте, таких ни в коем случае не нужно заставлять рисовать, потому что тогда это занятие будет восприниматься как наказание. А провоцировать негативные эмоции бессмысленно. Если ребенку неинтересно рисовать, то не нужно его принуждать.
Но если вы хотите заинтересовать ребенка, то сделать это можно, рисуя вместе любимых героев или показывая, как просто и быстро можно изобразить животных. Сейчас на эту тему много подходящей литературы.
Нужно ли пробуждать интерес к изобразительному искусству, если у малыша нет явного таланта?
Что значит «нет явного таланта»? Если ребенку нравится рисовать, – это и есть показатель таланта. Главное – его развивать, а не блокировать. Кстати, родители очень часто именно блокируют детские таланты. Я обучаю взрослых, которые в детстве мечтали рисовать, но их мечта, их желание было заблокировано в детстве родителями или учителями.
Желание – показатель способностей и таланта. И большинство детей изначально – талантливые художники, просто взрослые оценивают детское творчество с позиции своих взрослых ценностей и губят творческое начало навязыванием привычных шаблонов изображения реального мира.
Думаю, вы часто наблюдали, как взрослые говорят ребенку: «Ты неправильно нарисовал солнышко. Вот как нужно». Это создание барьера и шаблона, после такого ребенку уже трудно рисовать так, как он видит и чувствует, а не так, как принято и «правильно». С подобными встроенными шаблонами мне приходится бороться на своих учебных курсах рисования, и это самое трудное в обучении, потому что мозг с огромной неохотой меняет правила, записанные в детстве.
Если вы решили учить ребенка, то ни в коем случае не говорите ему, что он рисует неправильно! Этой фразой вы гасите творческий потенциал. Страх рисовать не так, как следует, будет останавливать малыша, мешая создавать свои образы. Похвала «Молодец, ты – настоящий художник!» – тоже является блокатором развития. Ребенок думает, что если он уже замечательно рисует, то ему не нужно учиться.
Если нельзя критиковать и нельзя хвалить, как тогда учить, спросите вы? Скажите ребенку, что он интересно или необычно нарисовал солнышко, и покажите другие варианты изображения. Когда вы даете начинающему художнику варианты изображения одного и того же, то, во-первых, он не останавливается на ступеньке «правильных» шаблонов; во-вторых, он получает много информации о том, куда можно стремиться, как развиваться в творчестве дальше, на кого равняться; в-третьих, вы не создаете ребенку психологические барьеры, и он развивается быстрыми темпами.
Стоит ли отдавать в художественную школу ребенка, который хочет рисовать, но пока что не делает особых успехов?
Если ребенок хочет рисовать и ему нравится этим заниматься, то он уже обладает особым даром, далее – дело за учителями. Главное – найти хорошего педагога. Очень важный момент: родители должны выбирать не школу, а учителя.
Чаще всего ребенок, попадая в художественную школу, прикрепляется к одному педагогу, который ведет основные предметы: рисунок, живопись, композицию. Прежде чем отдать сына или дочь в художественную школу, обратите внимание, какие учителя набирают классы в этом году, а именно на то, каких художников воспитали эти педагоги.
Если картины учеников выглядят так, словно их рисовал один и тот же человек, значит, учитель «ломает» детей, подстраивая под себя, то есть не учит их творчеству, не раскрывает личный стиль, а заставляет копировать свой. В этом нет ничего плохого, кроме одного «но» – подавление индивидуальности в рисовании обычно заканчивается полным отвращением к изобразительному искусству. Сперва вашему ребенку станет скучно, потом он будет ходить в школу через силу, а в конечном итоге начнет ненавидеть рисование.
А вот если рисунки детей у одного мастера различаются и техникой, и стилем изображения, то это правильный педагог, который не только учит рисовать, но и развивает творческую индивидуальность.
Со скольких лет дети становятся наиболее восприимчивы к познанию азов изобразительного искусства? Есть ли оптимальный возраст для того, чтобы начать учить ребенка рисовать?
Все индивидуально. Критерием является заинтересованность ребенка. Если вы дали ему карандаши или краски, и это захватило его внимание, значит, можно показывать, как этими инструментами пользоваться. Рекомендую родителям учиться вместе с ребенком, тогда процесс пойдет еще быстрее. Раньше я обучала детей, сейчас обучаю взрослых, и в любом возрасте люди легко овладевают навыками изобразительного творчества, если у них есть жгучее желание научиться. Тем более, в наше время в интернете можно найти нужные видео-уроки и даже учителей, которые будут обучать онлайн.
Сколько часов в день ребенок должен посвящать рисованию для того, чтобы добиться определенного мастерства?
Если ребенок ежедневно будет рисовать, да еще и по нескольку часов, это превратится в пытку. Рисовать лучше не менее трех раз в неделю, и при этом важно следить за настроением. Если ребенок будет часто рисовать то, что надо, а не то, что хочется, то его развитие в творчестве остановится. Возникнет психологический протест. Поэтому не запрещайте сыну или дочери рисовать всякие «глупости»: машинки, самолетики, героев мультфильмов и так далее, это принесет больше пользы, чем рисование скучного натюрморта.
А еще более полезным будет рисование «глупостей», если на их примере вы расскажете и покажете все скучные правила: тоновую азбуку, воздушную и линейную перспективу, правила передачи объема и материальности предметов, суть «золотого сечения» в композиции. Такие правила кажутся маленькому художнику скучными и не интересными, но всему этому можно учить при изображении любимых мультфильмов, героев сказок, машинок, самолетиков. В результате малыш быстрее и легче усвоит информацию.
Опыт молодой мамы: как я стала дизайнером украшений
На столе чистый лист: зачем детям делать оригами
Какие рекомендации можно дать мамам и папам, которые хотят, чтобы их ребенок научился рисовать? С чего им начать, на что обратить внимание в первую очередь?
Сперва нужно понять, почему родители этого хотят. Возможно, они перекладывают на ребенка свои собственные желания? Если родитель жалеет, что не умеет рисовать, то лучше ему начать самому учиться, и если ребенку это занятие будет интересно, он не останется в стороне, а включится в процесс обучения.
В любом случае нужно продемонстрировать малышу инструменты художника и попробовать с ним что-то нарисовать совместно, если ему понравится процесс, то это и будет первый шаг к обучению. Тогда можно узнать у крохи, что именно он хотел бы изобразить, и учиться рисовать именно это.
Мила, на своем примере Вы показываете, как важно найти любимое дело. Оно – и вдохновение, и стимул для решительных шагов на пути к мечте. Что бы Вы хотели посоветовать тем, кто все еще находится в поисках себя, кто эмоционально выгорает на нелюбимой работе и не имеет времени на творчество?
Чтобы найти любимое дело, нужно пробовать себя во многих разнообразных занятиях и обращать внимание на самочувствие во время процесса. Сейчас по любым видам творчества есть масса учебной литературы и видео-уроков в интернете, поэтому в наше время научиться чему-то новому – не проблема. Пробуйте, сравнивайте свои ощущения, и когда вы в процессе какого-то дела почувствуете огромное удовольствие, кайф, драйв, ощущение счастья – это ваше дело.
Умение найти время на творчество – это вопрос расстановки приоритетов, каждый человек сам выбирает, что для него важнее, у всех 24 часа в сутках. Шесть лет назад я поняла, что мое время утекает, когда я читаю новости, смотрю фильмы, обсуждаю политические события. До тщательного анализа своего дня думала, что телевизор работает как фон и совсем не отвлекает меня от дел, но это был настоящий самообман. Я перестала включать телевизор – и моя жизнь изменилась.
Для общения в социальных сетях я выделяю строго ограниченный лимит времени, и если что-то не успела посмотреть или кому-то ответить, то это переносится на следующий день. Если бы я шесть лет назад не перестала включать телевизор, то у меня бы не было своей художественной онлайн-школы для взрослых, не было бы половины написанных мной картин, я не разработала бы авторские программы обучения и до сих пор не написала бы ни одной книги.
Сейчас, в условиях экономического кризиса, многие мамы (да и папы тоже) опасаются бросать работу со стабильным, пусть и небольшим, заработком и заниматься творческим стартапом (рисовать, шить или печь печенье на заказ). Как Вы думаете, действительно ли выбор в пользу творческой деятельности – рискованное занятие?
Рискованно, только если поступать необдуманно. Ничего нельзя рубить сгоряча. Если вы нашли свое любимое хобби, не стоит сразу бросать работу и кидаться в омут с головой, все нужно делать постепенно. Сначала выделите 1-2 часа, которые посвятите ежедневным занятиям своим любимым делом – для самообучения и оттачивания мастерства.
Параллельно обязательно нужно учиться продвигать свой бренд или имя и продавать свои творческие работы. Потому что если вы не научитесь продавать, то не научитесь зарабатывать своим любимым делом. И только когда оно начнет приносить реальный доход, можно сжигать мосты, увольняться с работы и полностью посвящать себя творчеству.
Как вариант, – можно искать работу в непосредственной близости от известных профессионалов, которые занимаются тем, чем бы хотели заняться вы. Например, если мечтаете шить – наймитесь к успешному портному или модельеру в подмастерья. Даже если считаете, что вы шьете круче этого мастера, учитесь у него успешному ведению дел, это очень важная наука.
Какие, на Ваш взгляд, главные условия плодотворного творчества? И что может помешать человеку творить?
Единственное, что мешает человеку творить, это страх. Вернее, множество страхов. Люди боятся, что не получится, что они покажутся смешными или глупыми перед окружающими, что их не поймут, что они не станут великими и известными, что зря потеряют время, а еще боятся разочаровать или разочароваться. Обычно страшилки необоснованные, нереальные, выдуманные. Это из серии монстриков под кроватью, которых мы пугались в детстве.
Порой кажется, что мы живем шиворот-навыворот. Стесняемся улыбаться на улице, но не стесняемся ходить с недовольным лицом. Почему-то никто не боится, что его засмеют за то, что он меняет Жизнь (свою единственную!) на маленькую зарплату, которую он получает на нелюбимой работе. И никто не боится показаться несчастным. Наоборот, люди часто гордятся тем, что они – несчастные мученики-страдальцы, каждому знакомому, не стесняясь, жалуются на свои проблемы.
Вы не представляете, сколько мне приходит писем, в которых люди жалуются на жизнь, на обстоятельства, на нехватку времени, на безденежье и плохое здоровье. Такое ощущение, что слабыми и больными быть модно. По-моему, это стыдно, когда взрослый человек вместо того, чтобы решать свои проблемы, начинает на них жаловаться. А ведь всего лишь нужно изменить вопрос «Кто виноват?» на «Как это исправить или улучшить?».
Не бойтесь менять свою жизнь, делайте каждый день всего один шажок в сторону цели – и не заметите, как придете к ней. Обязательно!
Чего действительно нужно бояться, так это смаковать свои несчастья, потому что это вредно для здоровья и красоты. И особенно это вредно для детей – глядя на несчастливых взрослых, они учатся быть несчастливыми. Помните об этом, дорогие родители!