Говорят не по-русски: 5 проблем, которые тревожат учителей-словесников в школах
Уроки русского языка в школе, как известно, существуют не только для того, чтобы ребенок после 11 лет зубрежки успешно сдал ЕГЭ. Детей также учат думать, рассуждать, анализировать прочитанное.
Советские школьники, освоившие школьный курс русского, могли идти с этими знаниями и в пир, и в мир. Информацию, которую школа закладывала в них, становилась большим подспорьем в работе, не так важно, какую профессию выбирал ученик — филолога или плотника.
Читайте также
А что школа дает сейчас, что она дает детям в отношении русского языка?
Мы живем в эпоху перемен, когда на смену привычным методикам обучения, оценки знаний приходят новые системы подачи информации, измерения уровня подготовки. Хорошо это или плохо, покажет время.
Но некоторые проблемы видны уже сейчас. О них «Летидор» попросил рассказать учителей русского языка и литературы.
1. Сокращение часов в программе
Если в 2004 году, согласно «Федеральному базисному учебному плану», ученики приходили в 5-й класс и получали 6 часов русского языка в неделю, то по новому ФГОСу (Федеральный государственный образовательный стандарт — прим. редакции) они получают ровно на один час меньше.
Похожая тенденция наблюдается и в классах старших параллелей.
2. Дети разучились учиться
Об этом сейчас говорят почти все учителя.
Недавно на Общероссийском родительском собрании сама Ольга Васильева, министр просвещения, заявила, что четверть населения России не владеет функциональным чтением (способность к осмыслению прочитанного и возможность использовать информацию для достижения собственных целей).
Она отметила, что проблема зарождается, когда дети учатся в младшей школе, и усугубляется к средним классам, а затем переходит в категорию неразрешимых.
Получается, что школьники просто не в состоянии читать учебники, выполнять домашнее задание — просто потому, что не могут понять, что от них требуется.
Соответственно, дети быстро теряют мотивацию, заинтересованность в самом процессе обучения.
3. Некорректная подача материала в учебной литературе
Учебники, рекомендованные Министерством просвещения, не всегда удовлетворяют запросам учителей, причем требования у них самые обыкновенные. Многие словесники отмечают, что в учебнике русского языка Разумовской информация подается сумбурно, «галопом по Европам». Дети не успели закрепить одну тему, как по плану перескакивают на другую.
«Проработала по Разумовской 7 лет. И думаю: хватит мучиться и ребят мучить. Уж лучше работать по Ладыженской, чем краснеть перед учениками за ляпы (да что там ляпы — фактические и орфографические ошибки) в учебнике русского языка», — отмечает учитель Ольга Л. на одном из профессиональных форумов в Сети.
Такие комментарии очень распространены на площадках, где педагоги обмениваются мнениями.
4. Дети не выполняют домашнюю работу
Из-за этого им сложнее продвигаться по учебному плану, закреплять пройденный материал и переходить к новым темам.
Незнания накапливаются и постепенно превращаются в огромный ком, на разгребание которого нужен не один месяц.
Поэтому учителя обращаются к родителям и просят их как минимум контролировать наличие выполненной домашней работы у своих детей.
5. Дети запуганы экзаменами
Ученик, который переступает порог школы, уже с первого класса включается в гонку под названием «Подготовься к ЕГЭ». Что говорить о девяти- и одиннадцатиклассниках, которых со всех сторон запугивают: «Как планируешь сдавать экзамены?», «Не сдашь, будешь туалеты убирать», «В прошлом году столько-то человек не дотянули до тройки»…
Адекватные педагоги понимают, что ЕГЭ — это всего лишь экзамен, не от него зависит будущее выпускников.
Жаль, что это признают не все учителя и родители.
И не стоит забывать о том, что главные проблемы неуспешности детей на ЕГЭ связаны с невнимательностью, вызванной сильным волнением выпускников.
Фото: Shutterstock.com