Образование

Готовим ребенка к школе: взгляд логопеда

Готовим ребенка к школе: взгляд логопеда

Физиологи и психологи, изучив двадцать тысяч учащихся первых классов столичных школ, сделали вывод, что примерно 30 % первоклассников не готовы к школьным занятиям. Как родителям понять, готов ли ребенок к обучению? Маме и папе нужно учесть как интеллектуальное и личностное развитие ребенка, так и его текущее состояние здоровья.

Ребенку исполнилось шесть лет. Глядя на малыша, родители часто задают ему вопрос. «Ты хочешь в школу?». Дети не всегда до конца понимают, что такое школа (если в семье нет старших братьев и сестер, которые делятся своими впечатлениями об уроках, одноклассниках и учителях). Неуверенные ответы малыша настораживают родителей. И тогда возникает вопрос «А готов ли ребенок к обучению?».

В чем заключается готовность? Определяется она интеллектуальным и личностным развитием. Немаловажную роль играет и состояние здоровья. Физиологи и психологи, изучив двадцать тысяч учащихся первых классов столичных школ, сделали вывод, что примерно 30 % первоклассников не готовы к школьным занятиям. Около 20% первоклассников не в состоянии слушать учителя, выполнять его инструкции. Всего по оценке методистов и психологов, почти 40% первоклассников по разным причинам не смогут успешно учиться в школе.

Шаг №1. Спросите себя, насколько ваш ребенок хочет учиться

Готовность к обучению складывается из различных факторов и формируется в дошкольном возрасте. Первая составляющая готовности ребенка к школе – личностная готовность, желание учиться, понимание своих обязанностей. Важно, чтобы школа привлекала не только внешней стороной (красивый портфель, пенал, новая форма), но и возможностью получать знания.

Чтобы выявить, сформировалась ли у будущего первоклассника мотивация, т.е. знает ли он, для чего нужно ходить в школу, или почему он хочет туда идти, задайте своему сыну или дочери вопрос: «Зачем тебе идти в школу?» или «Почему ты хочешь туда ходить?» Если в ответ на это вы получите рассказ о том, как там (в школе) весело играть с ребятами, то это сигнал об отсутствии мотивации. Для ребенка школа сейчас – это источник развлечений.

Вы можете услышать в ответ слова о том, что он уже большой, а всем большим мальчикам и девочкам надо ходить в школу. Это тоже неправильное понимание назначения учебной деятельности. Если же ребенок отвечает, что ему школа нужна для того, чтобы узнать что-то новое, интересное – это правильное видение себя в качестве ученика.

читающий ребенок.jpg

Правильное понимание значимости школы в своей жизни зависит от того, как взрослые готовят малыша к обучению. Делитесь с ребенком только приятными впечатлениями о своих школьных годах, рассказывайте об успехах и достижениях в то незабываемое для вас время. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять задания, поручения взрослого, четко следуя его инструкциям, управлять своим поведением, эмоциями. В дальнейшем по такому же принципу будет организовываться учебный процесс. Дети работают по теме урока, выполняя задания учителя.

Часто специалисты при приеме будущих первоклашек сталкиваются с такими случаями, когда ребенок имеет высокие интеллектуальные способности, но при этом не способен к систематическим занятиям. Родители чаще обращают внимание на первую составляющую готовности к школе – интеллектуальную. Конечно, определенный запас знаний, развитое логическое мышление, хорошая память, достаточный уровень речевого развития, сформированность зрительно-двигательных координаций – все это будет способствовать успешному усвоению школьной программы. Но помните, что готовности к школе нельзя обучить, поскольку речь идет об оценке не только интеллектуальных навыков, но и о совокупности психических и физиологических составляющих.

Интеллектуальные способности и учебные навыки не всегда живут дружно со способностью ребенка к систематическим занятиям. Это говорит о некой незрелости организма будущего ученика. Поэтому так важно учитывать индивидуальные особенности будущего первоклассника при подготовке к школе, и, в дальнейшем, при обучении.

ребенок разговаривает по телефону.jpg

Определить возможности и особенности ребенка может только детский психолог. Обращали ли вы внимание, как малыш общается со сверстниками? Умеет ли он принимать общие правила взаимодействия в детском коллективе? Этим также определяется социально-психологическая готовность ребенка к школе.

Помимо этого родителям нужно учесть и уровень речевого развития шестилетки. Это базис для успешного постижения грамматики русского языка. Понятие «речевое развитие» многогранно. ​Во-первых, оно включает в себя правильное произношение всех звуков. Вы замечали, как часто с экранов телевизоров и по радио звучит картавая и шепелявая речь, а в жизни мы все чаще сталкиваемся с людьми, которые не могут без ошибок написать простой текст? Логопеды знают, что между неправильным произношением и трудностями при обучении русскому языку существует прямая связь.

ЗАДАНИЕ
Попросите ребенка назвать животных, в названии которых должны быть такие звуки как:
[р] [р'] (корова, река)
[л], [л'] (лось, лиса)
[ш], [ж] (кошка, жеребенок)
[с], [з] (коза, собака)

Неправильное произношение звуков – наиболее очевидное нарушение речи. Их необходимо корректировать до поступления в школу. Даже ребенок, который не умеет читать, должен чувствовать структуру слова, слышать звук и определять его место в слове (начало, середина, конец), называть слова на определенный звук.

Ребенку, поступающему в первый класс, необходимо иметь достаточный словарный запас. К началу занятий он должен составлять не менее 5-7 тысяч слов. Это АКТИВНЫЙ словарь ребенка, т.е. он этими словами активно и правильно пользуется. В словаре будущего первоклассника присутствуют все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, предлоги, наречия, союзы. Ребенок должен владеть обобщающими понятиями: обувь, одежда, посуда, животные и т.д.

ЗАДАНИЕ
Попросите ребенка назвать предметы посуды, цветы или деревья. Вопрос нужно построить в таком ключе: «Какую ты знаешь посуду?», «Какие ты знаешь цветы?», «Назови деревья, которые тебе известны». Далее попросите ребенка ответить на следующие вопросы:
– Подбор признаков к предмету (Какой лимон? – желтый, кислый и т.д.)
– Подбор действий к предмету (Что делают дети? – смеются, играют, танцуют)
– Владение предлогами (Где находится предмет? – в шкафу, на столе)

разговоры детей.jpg

Связная речь – четвертый компонент речевого развития. Все понимают, что речь развивается лучше у тех детей, которым родители много читают вслух. Но не только чтение является помощником в развитии речи. Старайтесь как можно чаще обсуждать прочитанное. Любая книжка – это огромная возможность развивать речь, это источник новых слов и грамматических конструкций.

Слушая чтение художественных произведений, воспринимая на слух грамотную речь окружающих, ребенок учится правильно говорить, произнося слова с правильным ударением. На это надо обратить особое внимание при подготовке дошкольника к обучению.