Фотография для детей
Три ключевых совета, как благодаря фотоаппарату сделать жизнь ребенка более интересной.
Фототренинг
Мария Владимирова, режиссер детского театра «Гнои-и-Дом», г. Киров
Когда сформировался первый коллектив студии «Гном-и-Дом», муж подарил мне фотоаппарат. Я снимала повседневную жизнь на сцене и за кулисами, но понимала, что кадры получаются довольно одинаковыми и скучными. Кто-то из «Гномов» предложил устроить фотосессию в театральных костюмах. Первым опытом остались довольны все – и я, и дети – при том, что костюмерная тогда была довольно скромной. Я выбрала самые удачные снимки и доработала их в программе Fotoshop. Дети были в восторге от результата, решено было продолжать. Вот уже пять лет мы проводим фототреннинги два раза в год с каждой группой. Самым маленьким «гномам» 2–3 года, а старшим обычно 15–16 лет. И для всех съемки – это долгожданное событие. Дети любят наряжаться в костюмы, позировать, наблюдать за фотосессией других детей. Подробная структура фототренинга описана на сайте http://gnomidom.ucoz.ru/.
Процесс начинается с выбора образа. Например, будем создавать пирата! Вместе с детьми придумываем ему имя, воображаем, где он живет, что любит, какой у него характер. По опыту могу сказать, что вымышленный образ снимает детскую зажатость, так как фотографируется не Петя Иванов, а коварный пират Флинт! И Флинт может позволить себе от души подурачиться. Самый необычный персонаж, с которым мне приходилось встречаться – это влюбленный мухомор.
Я замечаю, как после тренинга меняется отношение между детьми в группе: проявляется забота, сострадание, единение. Меняется отношение ребенка к самому себе, он начинает ценить себя, верить в свои возможности и не бояться себя проявлять. И эти метаморфозы чрезвычайно полезны для маленьких актеров.
Фототреннинг – это игра. Полезная, развивающая, раскрепощающая, обучающая. Думаю, фотореннинг можно организовать и дома, если с фантазией подойти к вопросу гардероба, то наверняка найдется одежда для создания нескольких сказочных образов.
Светлана Ранджелович, автор блога 44 конверта, г. Заечар, Сербия
Цифровой фотоаппарат я получила в подарок пять лет назад, и это стало для меня личной революцией. С его появлением я стала «богатой»: оказалось, есть возможность отображать мир вокруг, причём, как говорят в Сербии, «на свой начин» (по-своему). Еще фотоаппарат очень хорошо тренирует наблюдательность.
В самом начале я просто «щёлкала» и смотрела, что получается. Потом мне захотелось поделиться тем, что у меня, на мой взгляд, получилось хорошо. Я зарегистрировалась в одном фотосообществе и стала выкладывать снимки. Как-то я задумалась, что в фотоаппарат можно играть с детьми и удивилась: «А почему об этом никто не пишет, это же так интересно!», и решила быстренько набросать пост с идеями. Сейчас «Игр в фотоаппарат» уже 15.
Например, фотографирование тенидает невероятную свободу для творчества. Простое задание «фотографировать цветы снизу вверх» может также дать неожиданные результаты. Также с помощью фотоаппарата и фантазии можно делать основы под открытки с готовыми рамками. А можно идти фотографировать «эмоциональные» сюжеты: «влюблённые» цветы, «грустный» фонарь, «перепуганные» листья. Можно даже отправиться фотографировать ветер! Серию фотографий, навеянных этой темой, мне прислала девочка Рита Шерстюк, 6-ти лет. И у неё получилось лучше, чем у меня.
Екатерина Степанова, детский фотограф, г. Москва
В два с половиной года моя дочка всё настойчивей стала просить разрешения поснимать моим фотоаппаратом. Преодолев страх за сохранность техники, я показала дочке заветную кнопку и водрузила громоздкое устройство на её тоненькую шейку. Дочка с восторгом прижимала камеру к лобику, не обращая на мои советы никакого внимания и фотографировала. Через два дня после наших упорных объяснений юный фотограф уже понимал, что картинку надо ловить глазками в видоискателе, и тогда на дисплее отображается не просто картинка, а увиденное. Несколько дней дочь просыпалась с вопросом: «Мы пойдём фотографировать?», и после завтрака я ходила с ней по двору и улицам, держа дочку за ремешок фотоаппарата как за поводок, дабы фотограф в азарте не грохнулся вместе со своим орудием труда. А вскоре мы подарили дочке мой старый фотоаппарат, укоротив на нём ремешок, и она уже сама разгуливала с ним, делая сотни кадров со всеми предметами и видами, попадающимися на её пути, при этом мастерски размещая их в центре кадра.
В результате дочкиного творчества родилась идея фотопрогулок. Например, можно сочинить историю и снимать к ней картинки. Допустим, «10 интересных занятий в парке»: кормим голубей, играем в догоняшки, в мяч, запускаем воздушного змея и т.д. Героями фотосессии можно сделать птиц. Или предложить ребенку снимать деревья, распечатанные фото станут отличным обучающим материалом. Фотопрогулка поможет запомнить породы собак. Задайтесь целью, гуляя, найти как можно больше разных собак. Результатом таких прогулок может стать фотокнига, или просто тематический фотоальбом.
Кстати, в нашей стране ежегодно проводятся фестивали детского и юношеского кино-видео творчества, а участниками таких мероприятий становятся дети от шести лет, и снятые ими фильмы по своей художественной ценности порой ничуть не уступают работам их взрослых коллег. Вот фотография, которую сделала моя дочка в два годика и семь месяцев: