Образование

Форменное безобразие: что делать, если ребенок не хочет носить форму?

Форменное безобразие: что делать, если ребенок не хочет носить форму?

Жилетки в клеточку и брюки в полосочку, рекомендованные советом школы в качестве формы, наводят тоску не только на родителей, но и на детей. Что делать, если ребенок хочет отличаться от других и отказывается носить школьную форму, бастуя против уравниловки? Отвечает психолог Мария Баулина.

Жилетки в клеточку и брюки в полосочку, рекомендованные советом школы в качестве формы, наводят тоску не только на родителей, но и на детей. Что делать, если ребенок хочет отличаться от других и отказывается носить школьную форму, бастуя против уравниловки? Отвечает психолог Мария Баулина.

Свободомыслие или вседозволенность?

Прежде, чем уговаривать ребенка надеть ненавистную форму или, наоборот, бежать собирать подписи за отмену формы, нужно разобраться в причинах упрямства школьника. Самыми частыми источниками протеста являются следующие:

Эгоцентризм. Конечно, многим родителям приятнее называть эту черту ребенка «нестандартностью мышления» или «яркими проявлениями личности», однако к началу школьного обучения дети должны понимать, что есть ситуации, в которых самовыражение неуместно.

Типичный технарь: как определить склонности и предпочтения ребенка

Например, как-то странно отказываться надевать белый халат при посещении больного родственника из-за того, что «белый цвет полнит», или вести борьбу с бахилами в музеях. Кроме того, не совсем логично считать яркими личностями только тех детей, которые носят оранжевые лонгсливы вместо серых водолазок.

Скромные почитатели формы тоже могут писать пейзажи маслом и танцевать фламенко. Просто они считают неуместным заниматься этим на уроках математики. Поэтому родителям лучше начать с изменения собственного восприятия формы и относиться к ней как к не слишком приятному, но не заслуживающему столь пристального внимания атрибуту школьного обучения.

Восприятие себя как избранного, отличающегося от презренной серой массы сверстников, рано или поздно помешает ребенку адаптироваться в социуме.

Неумение носить «строгие» вещи. Дети, привыкшие к просторным футболкам и джинсам, чувствуют себя мумией в саркофаге, надевая костюм. Носить рубашки, блузки и туфли – навык, требующий тренировки. Поэтому нужно помочь ребенку устранить тот или иной дискомфорт. Например, мальчику можно посоветовать расстегивать верхние пуговицы на рубашке, а девочке – не надевать под жилет блузку из плотной ткани.

Купить

Копирование поведения родителей. Слушая, как родители обсуждают форму из «ужасных тканей» и «уродливых фасонов», в которых ребенок выглядит «как из приюта», редкий школьник отважится явиться в упомянутой одежде на всеобщее обозрение. Постарайтесь быть сдержаннее в оценке работы модельеров и портных, даже если эмоции переполняют вас. Лучше приложить усилия к тому, чтобы сие текстильное изделие всегда украшало радостное и беззаботное лицо ребенка.

История, которая доказывает, что вы плохо воспитали своего ребенка

Эта старая шутка про полную даму, пришедшую к портному, содержит львиную долю правды: даже некрасивая форма должна быть удобной. Выслушав доводы юного бунтаря, дайте ему понять, что не собираетесь поощрять его демарш, однако постараетесь снизить градус дискомфорта, который он испытывает.

  1. Вспомните о таком замечательном свойстве животного мира, как мимикрия, и попробуйте имитировать форму с помощью более привычных для ребенка и удобных вещей. Например, строгий жилет с рубашкой можно заменить джемпером-«обманкой».

  2. Если ребенок отличается по весу или росту от большинства сверстников, можно сшить ему форму в ателье. Если не идти на конфликт с учителями, а преподнести этот шаг как заботу о здоровье ребенка, педагоги обязательно пойдут навстречу.

Типичный гуманитарий: как определить склонности и предпочтения ребенка

  1. Возьмите на вооружение старые добрые хитрости советского периода. Подчеркнуть индивидуальность ребенка можно с помощью необычных воротничков, прически, длины юбки, аксессуаров и т. д.

  2. Обратите внимание не только на физический, но и на эмоциональный комфорт ребенка. Попробуйте найти аргументы в пользу ношения формы. Конечно, рассуждения о том, что форменная одежда дисциплинирует, вряд ли подействуют на ребенка. Однако он может заинтересоваться рассказом о том, что во многих странах форма считается престижным атрибутом школы – наравне с ее флагом и гимном. В конце концов Гарри Поттер с гордостью носил форму своего факультета, и это не мешало ему быть неординарным волшебником.