Образование5 мин.

Это отличный тренажер: колонка поэта и мамы о том, зачем учить стихи

© Depositphotos

А также несколько упражнений, как научиться сочинять стихи самим!

Надежда Подколзина, поэт и журналист, мама шестилетнего сына (@korol_kontrastov), написала для нас полезную колонку о том, как стихи помогают развивать воображение, эмоциональный интеллект, а также запоминать школьную программу.

Поэт и журналист Надежда Подколзина

Стихи нужны для того, чтобы их бабушкам рассказывать. А еще — память тренировать.

Так думают сами дети, и они совершенно правы! Бабушки стихам очень рады. И память, когда учишь наизусть, действительно совершенствуется.

А еще развиваются фантазия, способность концентрировать внимание, умение структурировать информацию и доводить дело до конца.

Стихи — это настоящий эликсир для супергероя. С их помощью можно практически все!

Сочиняете вы, учите или просто читаете — в любом случае развивается воображение и эмоциональный интеллект. Последний современные педагоги называют навыком будущего.

Стихи — это отличный тренажер, благодаря которому и малыши, и взрослые могут держать себя в прекрасной ментальной форме.

Расскажу, как наша семья использует стихи. Многие из них мы придумываем сами!

Тренируем память

Правила, факты или исторические события в стихотворной форме усвоить проще. «Пифагоровы штаны во все стороны равны», «биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам» — все это здорово пригодилось на уроках и вряд ли когда-нибудь сотрется из памяти.

Это очень эффективный прием, и его можно использовать даже в более крупной форме.

Например, чтобы помочь ребенку запомнить что-то из школьной программы или просто расширить кругозор:

От Новой Гвинеи за пол тыщи миль

(Скажу по секрету и дружбе)

Таинственный есть регион Бугенвиль

Туда-то нам с вами и нужно

Скучать не придется, там жизнь как в кино:

Есть змеи и райские птицы

Мы будем рыбачить, кормить кабанов

И в школе, конечно, учиться

Сомнения нет, в бугенвильский их класс

Захочется всем записаться

Там учат ребята язык ро-то-кас

И букв в нем всего лишь 12!...

© Depositphotos

Познакомиться с подробностями жизни известного человека:

Шел в школу Дима Менделеев

За ручку с мамой по аллее

Он говорил, что негуманно

Детей своих будить так рано

А Мама говорила:

— Дима,

Да ты лентяй непроходимый

Будить тебя, боюсь, придется

Задолго до восхода солнца

Ты дрыхнешь, как медведь в берлоге, —

Сказала мама Диме строго…

Или запомнить какое-то сложное правило:

... Пускай класс сегодня загружен

Приснятся во сне буквари

Зато мы узнали, что лужи

Кончаются буквами «И»!

Учимся визуализировать

Мы, взрослые, уже знаем, как это важно – представлять максимально четко то, чего мы хотим. Ведь именно так и сбываются мечты.

Вот бы помочь и детям освоить это умение. Можно вообразить необычное приключение:

...Чтобы чаю завариться,

Нужен правильный настрой,

Пара чашек, чуть корицы

Друг один и друг другой.

⠀⠀ Можем пить его где хочешь

Тыкай в карту наугад

В Антарктиде или в Сочи

Или даже в Тринидад.

А еще можно представить путешествие, профессию, удивительного друга или вообще замахнуться на собственное будущее!

...Облако машет пушистою гривой

Астры как кляксы бегут по холсту

Пусть будет так же легко и красиво

Даже когда я совсем подрасту!

© Depositphotos

Учимся быть уверенными

Ребенок, который читает, знает больше. Ему встречаются новые слова, которые он «расшифровывает» с помощью взрослых. В его голове больше интересных сюжетов, ситуаций и ответов.

Есть серьезная причина

Недолюбливать постель

Она — крейсеру пучина

Или бригантине мель

Кто попал — аривидерчи

Волны, брызги и муссон

До утра теперь приверчен

И подушками пленен…

Любопытно обсудить, что такое крейсер и бригантина, откуда появляется муссон и в какой стране говорят «аривидерчи». А что там еще в этой стране интересного?

Накопленная информация легче раскладывается по полочкам, так как стихотворение сложено согласно четкой логике и имеет определенную структуру, которая впитывается при запоминании.

Как придумать свое стихотворение: 5 классных игр для малышей и школьников

Дети обожают придумывать стихи. И это здорово! Поиск нужного слова развивает гибкость ума, художественный вкус, сообразительность. А процесс получается увлекательным и веселым.

Для того, чтобы ребенок почувствовал рифму, предложите ему закончить двустишие.

Веселее всего получается с именами одноклассников, дома можно попробовать загадать родственников, друзей или питомцев.

В темноте всегда по храпу

Своего узнаю... папу

Тарарам устроил дома

Мой любимый братик... Рома

Кто погрыз мне ночью лыжи?

Ну конечно это … Рыжик!

Хочешь шире кругозор?

Подпишись на... «Летидор»!

© Depositphotos

Если интерес проснулся, можно немного усложнить. Напишите на бумажках 10-15 слов, к которым надо подобрать рифмы и предложите вытягивать наугад.

Книга — лига

Стакан — таракан

Лук — стук

На данном этапе — чем проще, тем лучше.

Если детей двое и больше, можно попробовать парные рифмы. Это уже не только заявка на более крупную форму, но и ценный опыт командной работы.

Веселее, когда собирается целая компания. Надо искать свою пару (например, «пес» и «нос») и вместе придумывать двустишие.

Лучше всего выбирать легкие и подходящие по смыслу слова, чтобы у детей получилось наверняка. Потом при желании можно усложнять, но первый опыт — это важно — должен быть положительным и радостным.

Поэт-обед

Очень грустный стал поэт

Не дают ему обед

Карман — океан

Он бездонный, мой карман,

И похож на океан

Овсянку — спозаранку

Встану утром спозаранку

И скорее есть овсянку

Пять — тетрадь

Не поставите ли пять

В мою новую тетрадь?

А еще в стихи можно играть!

Например, есть такая интересная форма — Perpetuum Mobile. Это бесконечные стихи.

В них длина не имеет никакого ограничения. Их можно продолжать хоть до самой старости!

На практике получается очень смешно. А ведь это серьезное упражнение на внимание и выдержку! Шутка ли, прочитать такое хоть 10 минут без передышки, постепенно ускоряя темп, и ни разу не сбиться. Не всякий взрослый справится.

Например, «у попа была собака»…

Но этот стих мне по ряду причин не очень нравится. И мы с детьми придумываем свои.

Я лечу вокруг планеты,

Вижу: подо мной Москва.

Шлю я городу приветы

И приятные слова.

Скоро круг мой повториться,

Будет подо мной Москва.

Я пошлю привет столице

И приятные слова.

Вновь лечу вокруг планеты...

Поэты любят фантазировать на эту тему. У Андрея Усачева есть стих про жучка. Был жучок, у жучка значок, а на том значке жучок, у которого значок и т.д.

© Depositphotos

Главная сложность — придумать какой-то бесконечный процесс, а завернуть его в стихотворную форму получится обязательно.

Есть еще многофункциональные акростихи. Они могут быть загадками:

С нами вместе они с детства:

Колдуны и королевства

Алый цветик, гном, кащей,

Злой разбойник соловей,

Кони на опушке леса

И прекрасные принцессы

В таких стихах надо угадать, о чем идет речь.

Еще можно загадывать в таких стихах чье-то имя, ответ на задачку, сделать такое стихотворение этапом квеста, в котором зашифрована подсказка к разгадке тайны.

Игр с рифмами огромное количество. Детям очень нравится, как все это забавно звучит и просто запоминается. А еще им нравится, когда у них получается. Так важно почувствовать: я могу! Первые успехи невероятно окрыляют, делают смелее, заряжают настроением узнавать, открывать и пробовать.

Очень важно, чтобы дети научились верить в себя. И стихи в этом действительно здорово помогают!

В статье приводятся стихи автора

Фото: Depositphotos

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!