Образование

Эти правила на развитие логического мышления у детей должна знать каждая мама

Рассказываем, когда и как начинать развитие логики у малыша.

Умение логически мыслить в разной степени присуще любому взрослому человеку, однако этот полезный навык не дается нам от природы, а воспитывается и развивается в детские годы. Причем для того, чтобы ребенок пользовался логикой, недостаточно накупить или скачать игр с соответствующей пометкой, нужно соблюдать ряд важных правил.

Чем раньше, тем лучше

Формирование мышления у детей проходит в три этапа:

  • Наглядно-действенное мышление формируется в первые годы жизни, позволяет манипулировать окружающими предметами, практически не требует речи;
  • Наглядно-образное мышление формируется к 2,5-3 годам, позволяет малышу заменить часть предметов на образы, мыслить более абстрактно;
  • Словесно-логическое мышление проявляется в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), позволяет ребенку размышлять с помощью слов, а не образов.

Несмотря на это, развивать у ребенка логическое мышление можно и нужно с первых лет жизни. Конечно, не стоит думать, что двухлетний кроха способен решать логические задачи для школьников, однако выполнять простейшие задачи (искать отличия на картинках, группировать предметы по основному признаку) ему вполне под силу. Задачи и игры на развитие логики можно купить или изготовить самим, подобрав задания, подходящие вашему ребенку по уровню развития.

Начинать развитие необходимо вместе с мамой

Все занятия на развитие логики требуют активного участия взрослых. Практически никогда малыш не сможет понять задание с первого раза и выполнить его самостоятельно, поэтому родителям необходимо будет несколько раз повторить правила, показать примеры игры, ответить на дополнительные вопросы.

Кроме того, дети часто пытаются действовать интуитивно или выполнять задания по аналогии с предыдущими, а нам важно, чтобы ребенок понял принцип действий. Поэтому в процессе игры нужно вызывать его на обсуждение, рассказывать о том, что он делает и почему.

Выполняйте упражнения каждый день

В идеале стоит посвящать занятиям 15-20 минут ежедневно, однако в ритме современной жизни на это может просто не быть времени. Чтобы ребенок не терял навыков, старайтесь заниматься понемногу в ходе повседневных дел. Выстраивайте причинно-следственные связи и логические цепочки (например, помогите ребенку найти потерявшуюся игрушку с помощью наводящих вопросов), группируйте предметы по основному признаку (например, овощи и фрукты в магазине, птиц и животных на прогулке, мягкие и твердые игрушки во время уборки и так далее), считайте все, что попадается ребенку на глаза (фонари, машины, лужи и так далее).

Конечно, такие занятия не могут полностью заменить работу с дидактическим материалом, однако подкрепить уже полученные раньше знания помогут.

Подбирайте игры в соответствии с развитием и потребностями ребёнка

Каждому периоду формирования детского мозга соответствуют свои типы развивающих занятий. Проще всего распределить их по возрастным группам, однако стоит помнить, что все индивидуально, и ориентироваться не только на маркировку на упаковке, но и на собственного ребенка.

  • 2-3 года: карточки «Разложи по порядку» с животными и их детенышами, сюжетами сказок; карточки «Закончи цепочку» для группировки по типу предмета с растениями, мебелью, одеждой и так далее; карточки «Чей предмет» с инструментами для разных профессий, частями тела или деталями машин; карточки «Убери лишнее» с различными предметами и явлениями; простые крупные конструкторы, пазлы из 4-10 кусочков.
  • 4-5 лет: занятия и игры на ранжирование предметов по определенному признаку (размеру, интенсивности цвета); игра «Найди отличия»; логические лабиринты; игра «Общее и частное»; пазлы, тематические конструкторы.
  • 6-7 лет: игра «Подбери узор» с картинками, интересными ребенку; логические ряды (проще использовать интерактивные); задачи на установление истины и лжи; математические примеры; простые физические и химические опыты (важно добиться от ребенка понимания процесса); задачи на разрезание, взвешивание и переливание; шашки и шахматы.

Выбирайте дидактический материал по способностям малыша

На современном рынке сотни игр и пособий, призванных развивать у ребенка логическое мышление, однако лишь малая их часть подойдет именно вашему малышу. Связано это отнюдь не с тем, что часть пособий некачественны, а с тем, что все дети уникальны и требуют индивидуального подхода.

Выбирая пособия, ориентируйтесь на темперамент, предпочтения и вкусы малыша. Если ребенок подвижен, то включите в занятие элемент активности, например, спрячьте кусочки пазла в разных частях квартиры или чередуйте упражнения с танцевальными минутками. Если он интересуется драконами, машинами, животными или чем-то еще, подбирайте тематические игры с соответствующим оформлением.

Не старайтесь ограничиться лишь интерактивными играми — компьютер и планшет, даже с самыми полезными приложениями, негативно повлияют на зрение малыша и снизят коммуникационные навыки. Не забывайте о книгах, причем не только сборниках задач, но и обычных рассказах и сказках. Одним из отличных упражнений на логику станет попытка ребенка завершить рассказ или пересказать его, не забыв основных событий, и последующее обсуждение сюжета.