Если трудно читать и писать: 8 фактов о дислексии, которые должны знать родители
Не пугайтесь, это не заболевание. У дислексиков есть определенные нейробиологические особенности, которые вызывают проблемы с чтением и письмом. Однако их интеллект полностью сохранен. Вспомните, например, таких выдающихся личностей с дислексией, как Уинстон Черчилль, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Стив Джобс.
Большинство людей имеют ошибочные представления о дислексии, что может доставить их детям немало проблем в будущем. Чтобы этого не случилось, специалисты Ассоциации родителей и детей с дислексией ответили на вопросы, которые больше всего волнуют родителей.
О причинах
Дислексия — это наследственное?
В настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению, что считать основной причиной дислексии.
В зарубежной литературе часто можно встретить статьи, описывающие дислексию как наследственную особенность и указывающие на наличие соответствующего гена.
Отечественные же специалисты считают, что говорить об одном или нескольких генах, влияющих на процесс овладения чтением, нецелесообразно. Ведь в процессе чтения и письма задействованы все отделы головного мозга.
Нарушение функций или недоразвитие определенных участков коры головного мозга вызывает сложности обучения.
Многие исследователи, изучающие проблему дислексии у детей, отмечают наличие патологических биологических факторов :
• осложнения во время беременности,
• трудности протекания родовой деятельности,
• черепно-мозговые травмы у ребенка,
• детские инфекционные заболевания,
• наркоз и так далее.
К социальным факторам развития дислексии можно отнести:
• дефицит речевого общения,
• синдром «госпитализма» (дефицит общения и воспитания),
• педагогическую запущенность,
• билингвизм,
• раннее начало обучения грамоте,
• высокий темп обучения без учета индивидуальных особенностей ребенка.
О признаках дислексии у дошкольников
По каким признакам можно заподозрить у ребенка дислексию?
Не все родители придают значение трудностям обучения младших школьников. Многие считают своих детей неспособными либо ленивыми.
Есть симптомы, по которым родители дошкольников могут заподозрить, что их малыши находятся в группе риска по дисграфии и дислексии:
• трудности при составлении рассказа по картинкам,
• бедность словарного запаса,
• наличие аграмматизмов в речи (ребенок плохо воспринимает и строит предложения),
• низкий уровень фонематического слуха (ребенок воспринимает, запоминает, повторяет и пишет не то, что ему сказали, а то, что он услышал),
• наличие у ребенка СДВГ — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью,
• трудности в выстраивании последовательности, например, времен года или дней недели,
• плохое понимание понятий «право» и «лево».
Возраст 6-8 лет — это период, когда трудности в овладении чтением и письмом хорошо видны, например, по таким признакам:
• плохое понимание и запоминание прочитанного,
• угадывающее чтение,
• неудержание строки в тетради,
• несформированность образа букв,
• пропуски букв в слове,
• дописывание лишних элементов букв либо слогов в слове,
• пропуск знаков препинания и так далее.
О признаках дисграфии у школьников
Какие самые распространенные ошибки встречаются в тетрадях школьников с дисграфией?
Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма.
Эти ошибки не связаны с незнанием правил орфографии.
В тетрадях у детей с дисграфией можно заметить следующее:
• неразборчивость почерка,
• сложности удержания строки в тетрадке,
• пропуск, замена, добавление букв в словах,
• искаженное воспроизведение букв,
• слитное написание предлогов с другими частями речи,
• зеркальное отображение букв и так далее.
О советах родителям
Что делать мамам и папам при обнаружении у ребенка признаков дислексии?
Желательно обратиться за консультацией к неврологу, логопеду, нейропсихологу. Сама по себе дислексия не исчезает.
Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и легче можно скорректировать наличие трудностей.
Полезно организовать развивающие занятия в домашних условиях и соблюдать оптимальный режим нагрузок и отдыха с учетом индивидуальных особенностей детей.
О диагностике
Существуют ли эффективные способы диагностики дислексии у детей?
Чтобы подтвердить или исключить дислексию у ребенка, желательно показать его следующим специалистам:
• неврологу,
• логопеду,
• нейропсихологу.
Нейропсихологи Т.В. Ахутина и О.Б. Иншакова разработали специальный метод диагностики для младших школьников. Он помогает комплексно оценить сложности в овладении чтением и письмом, а также исследовать психические функции ребенка.
О сильных и слабых сторонах людей с дислексией
На что делать ставку при выборе будущей профессии для ребенка с дислексией?
Люди с дислексией — это обычные люди. Да, у них есть трудности при овладении чтением и письмом, но это не означает, что они не могут добиться в жизни поставленных задач.
Для достижения многих целей наиболее значимыми оказываются мотивация и целеустремленность.
Обычно те люди, которым легко что-то дается, меньше прилагают сил для достижения целей.
А люди, у которых что-то получается хуже, вынуждены проявлять больше терпения, усердия и настойчивости. Это формирует характер.
По этой причине дислексик может быть особенно старательным человеком.
При выборе профессии желательно пройти профориентационный тест. Специалист поможет проанализировать способности и интересы подростка и выяснить, владеет ли он важными качествами для выбранной профессии.
Сам факт наличия дислексии не поможет оценить возможные факторы риска в будущей профессии. Для этого придется выяснить причины возникновения нарушения с помощью нейропсихологической диагностики.
О прогнозах
Можно ли говорить о полном избавлении ребенка от дислексии или это состояние поддается только корректировке?
Дислексия у детей поддается корректировке. Но при этом очень важно понимать, какой именно вид нарушения у ребенка и что послужило первопричиной его возникновения. Этот вопрос лучше обсудить во время диагностики со специалистом.
Фото: Shutterstock.com
Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.