Образование

ЕГЭ-2015 по русскому языку: изменения в подходе

ЕГЭ-2015 по русскому языку: изменения в подходе

Анализируем предлагаемые нам экзаменационные задания в проекте ЕГЭ-2015 по русскому языку. Тенденция очевидна: ЕГЭ меняется к лучшему, более качественному содержанию. Типичных тестовых заданий, которые можно легко списать или сделать методом «научного тыка», становится меньше. Что еще изменилось в экзамене?

В 2015 году нас ждут изменения в ЕГЭ по многим предметам. На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) можно ознакомиться с примерами экзаменационных материалов на 2015 год, хотя, не исключено, что они еще поменяются: по состоянию на сентябрь это всего лишь проекты.

Проанализируем предлагаемые нам экзаменационные задания в проекте ЕГЭ-2015 по русскому языку. Тенденция очевидна: ЕГЭ меняется к лучшему, более качественному содержанию. Типично тестовых заданий, которые можно легко списать или сделать методом «тыка», становится меньше. Заданий, где надо знать материал и думать – больше. Исчезли ненужные сложные теоретические вопросы и стало больше практических заданий.

Изменения по формату

Исчезло привычное нам разделение экзамена на части А, В и С, в которых в общей сложности было 39 заданий (38 заданий в частях А и В плюс сочинение). Теперь в экзамене 25 заданий, расположенных по порядку. Двадцать пятое задание – это сочинение. Время на выполнение работы осталось прежним – 3,5 часа.

Уменьшилось количество вопросов по орфографии и пунктуации, но увеличилось общее количество вопросов, связанных с развитием речи.

Из экзамена убрали много ненужных теоретических вопросов, например, по видам предложений (односоставные, безличные и т.д.). В прошлом году на экзамене было много вопросов по так называемым тропам – метафорам, эпитетам, сравнениям, причем, в вариантах ответов было большое количество терминов, которые хорошо знакомы лишь специалистам (парцеляция, литота, анафора и др.). В новом варианте экзамена этих терминов нет.

В прежнем варианте экзамена было много типично тестовых заданий с выбором единственного правильного ответа, на выполнение которых можно натаскать. Эти задания вызвали немало критики со стороны специалистов и общественности. В новом экзамене появились задания с несколькими вариантами ответов, где возможны несколько правильных ответов, и выбрать верный, можно только хорошо зная и понимая предмет.

На первый взгляд может показаться, что экзамен стал сложнее, однако это не так. Например, предложения для пунктуационного разбора стали гораздо проще, чем на экзамене в 2014 году. В них даются все возможные способы постановки знаков препинания. Чтобы правильно ответить на вопросы, нужны хорошие знания по обычной школьной программе, а не натаскивание по тестам в последние полгода перед экзаменом. Важно то, что теоретических заданий больше нет, на экзамене – одна сплошная практика – нужно правильно расставить запятые. Заданий на расстановку других, более сложных знаков препинания (двоеточие, тире и т.д.) в предлагаемом нам проекте нет.

Изменения те же, что и в разделе пунктуации: убрана теория, добавлена практика. Сделан акцент на одном из самых сложных вопросов орфографии – одна или две буквы «н». В прежнем экзамене был тестовый вариант с выбором одной или двух букв, в новом же дается несколько предложений, в которых нужно отметить то, как будет писаться эта буква (один или два раза). Чтобы выполнить это задание, нужно четко знать правила и уметь их употреблять, просто ткнуть пальцем в ответ уже не получится.

Если раньше школа занималась натаскиванием по предмету, то сейчас все возвращается к тому, что детей надо учить. Появилось 12 заданий, связанных с развитием речи: образование формы слова, расстановка ударений, правильное употребление слов, правильное построение предложений, характеристика текста и лексика. 

Увеличилось количество вопросов, связанных с развитием речи, видимо, это связано с пониманием того, как важно учить детей правильно выражать свои мысли в письменном виде. Нужно уметь дать характеристику тексту, понимать что это за текст: повествование, рассуждение или описание. Нужно уметь определять, правильно ли построены предложения, образовывать правильные формы слова и правильно их употреблять.

Ученикам, например, теперь предлагается шесть определений слова «план» из словаря, нужно из шести определений выбрать одно, соответствующее тому контексту, в котором слово употреблено, а это чистая практика. Ничего сложного в задании нет, однако натаскать на его выполнение не получится: это нужно понимать.

Качественных изменений в задании «Сочинение» нет. Однако в прошлом году для сочинения предлагался отдельный небольшой текст. В проекте экзамена 2015 года отдельного текста для сочинения нет. Его предлагается писать по тексту (большего размера), который дается для выполнения других заданий, связанных, главным образом, с развитием речи. Таким образом, когда дети дойдут до написания сочинения, текст будет ими уже прочитан и разобран вдоль и поперек.

Кроме того, изменилось содержание текста, по крайней мере, того, который предлагается нам в качестве примера: теперь это текст с конкретным содержанием (о войне), а не с абстрактными моральными рассуждениями, как было раньше. Очевидно, что писать сочинение по такому тексту легче.

В целом, можно сказать, что предлагаемый проект ЕГЭ-2015 по русскому языку – это шаг вперед к проверке реальных знаний и грамотности по русскому языку.