Личный опыт: мама шестерых детей о том, почему она выбрала домашнее образование
Как наша семья пришла к идее домашнего обучения
В нашей семье 6 детей (5 девочек и мальчик). Сейчас все они уже выросли, но еще 25 лет назад перед нами остро встал вопрос: как мы будем их учить. Дело было в разгар перестройки. В системе образования творилась неразбериха. Некоторые школы совсем отходили от стандартной советской программы, кто-то метался от одной методики к другой. Я была молодой учительницей-предметником (английский язык) и видела школьную кухню изнутри. Когда пришло время отдавать старшую дочку в 1-й класс, мы с мужем крепко задумались, как она будет там учиться.
За несколько лет до этого мы увлеклись идеями раннего развития. Особенно нам нравилась идея билингвального воспитания. Так как я сама преподаватель английского, мы решили внедрить ее в жизнь. Я стала разговаривать с детьми только на английском, муж только на русском. К 5 годам старшая дочка говорила и читала на 2-х языках. В этом возрасте она развивалась не по годам быстро, и по своему уровню намного опережала своих ровесников. Мы понимали: когда отдадим ее в 1-й класс, ей будет там скучно.
Так я стала искать альтернативные варианты, познакомилась с людьми, которые обучали детей дома. Узнала, что даже в советские времена некоторые семьи учили детей в семье (используя систему наборного обучения). Шаг за шагом, мы с мужем перелопатили тонну информации о домашнем обучении, и поняли, что первые 4 класса вполне сможем дать детям сами.
Мы подписали договор с частной школой, которая была дружелюбно настроена к семейному обучению и я стала заниматься со старшенькой дома. Очень важно, чтобы учебное заведение не ставило вам палки в колеса, а наоборот поддерживало и помогало, когда вам и так непросто!
Как проходили занятия
Я занималась с дочкой по обычной школьной программе с поправкой на ее склонности к гуманитарным наукам. Результаты радовали. Я понимала, что через год я смогу подключить к обучению еще двоих. Сыну тогда было 4, третьей дочке — 2,5 годика. Они пошли в 1-й класс вместе (в 6,5 и 5,5 лет). Постепенно на домашнем обучении оказались все 6 деток.
Как только ребенок шел в школу, у него появлялось дома пространство для занятий. Это были стол, где он делал домашнюю работу, полки, где лежали тетради, книги. Для ежедневных уроков (а занимались мы как в обычной школе — 5 дней в неделю) у нас была отдельная комната с партами. Жизнь подчинялась четкому ритму. Домашнее обучение всегда требует от родителей четкой самоорганизации. После завтрака все, кто учился, шел в классную комнату. В первой половине дня мы занимались академическими предметами (русский, математика, чтение), вторую половину дня посвящали творчеству. Мы вместе готовили, ходили в парк изучать времена года, посещали музеи, театры, ходили на экскурсии.
Пока старшие дети занимались со мной в отдельной комнате, малышей забирали дедушки-бабушки. На определенном этапе мы скооперировались с несколькими родителями-единомышленниками. Они меня подстраховывали — брали малышей на прогулки, играли с ними, пока я вела уроки.
Особых проблем с тем, что дети не хотели учиться, у нас не было. Поскольку страха перед оценками никто не испытывал, уроки проходили весело — ведь так здорово открывать что-то новое всем вместе.
Малыши научились и полюбили читать рано, так что многое они проходили самостоятельно. Я задавала прочитать им главы в учебниках, потом мы их обсуждали, индивидуально или все вместе, просматривали документальные фильмы на изучаемые темы, попались в энциклопедиях. Так младшие часто знакомились с материалом раньше, чем он были предложен по школьной программе, "проходя" его со старшими.
Хрестоматия по литературе была затерта до дыр, и прочитана задолго до изучения в школе. В почете была как художественная проза (на обоих языках), так и исторические произведения. Мы регулярно ходили в библиотеку, брали книги у друзей.
К занятиям я готовилась в течение лета: перелопачивала учебники, подбирала дополнительный материал. По-хорошему я пропахала школьную программу только с 1-м ребенком, с остальными было значительно проще.
Что важно знать, когда вы собираетесь учить детей дома
На семейной форме обучения вы в любом случае проходите основную программу, дети сдают по ней тестирования. Но также она предполагает простор для вариативности. Если какой-то предмет не шел (нет настроения, плохая погода, болезни), я откладывала его на 2-3 дня, занималась с детьми другим. А потом возвращалась к нему уже в неформальной обстановке.
Обучение в семье — это история про полное посвящение детям как минимум одного из родителей (а второй должен обязательно поддерживать эту идею). Как только мы решились на него, вся наша жизнь превратилась в увлекательный образовательный процесс. Очень важно, что нам всем это нравилось. Мы наслаждались уроками, вместе "открывали" что-то ночое, я не чувствовала, что жертвую ради детей чем-то важным.
Многие родители, которые обучают детей дома, хотят оградить их от негатива. На мой взгляд это не совсем верно, так как рано или поздно они все равно столкнутся со взрослой жизнью. Здесь важно отыскать баланс между закрытым семейным кругом и другой деятельностью, где у детей проходит социализация.
Наши дети всегда активно участвовали в жизни школы, к которой были прикреплены. Мы посещали все праздники, экскурсии. Кроме того, существенную часть времени занимали занятия в кружках и студиях, наши дети занимались в художественной школе, в музыкальной школе, серьёзно увлекались акробатическим рок-н-роллом и хореографией. Для них это была огромная школа жизни: постоянные выступления, соревнования. Я благодарна тренерам, которые воспитали в детях бойцовские качества, умение идти до конца.
Одна из главных целей домашнего образования — возможность вырастить ребенка развитой личностью: в интеллектуальном, эмоциональном и моральном плане. Мы хотели помочь вступить детям во взрослую жизнь под мудрым наставничеством родителей. Теперь, когда все они уже выросли, мы с удовлетворением и радостью можем сказать, что у нас это получилось!