Дисграфия: уроки чистописания
Конечно, не все школьники, имеющие предрасположенность к физике и математике, обречены на трудности с письменной речью: главный признак дисграфии – ее частичного нарушения – специфические ошибки, которые ребенок допускает на письме.
Без вины виноватый
Непростительный промах по отношению к ребенку-дисграфику - обвинять его в лени и невнимательности. Безусловно, личные качества влияют на оценки, но причина дисграфии не только и не столько в них. Это расстройство возникает из-за того, что у детей нарушены или недостаточно сформированы высшие психические функции, принимающие участие в сложном процессе перешифровки услышанного или продуманного в графические символы. Что же для этого нужно?
– Различать фонемы на слух: не путать глухие и звонкие, твердые и мягкие
– Правильно артикулировать звуки, так как в случае замен или смешений звуков в устной речи малыш может переносить дефектное произношение на письмо: «колова» вместо «корова», «квад» вместо «клад»
– Обладать навыком анализа речевого потока: уметь делить текст на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки
– Иметь хорошую зрительную память, уметь различать буквы по их начертанию
– Правильно строить речь с грамматической точки зрения.
Малейшее нарушение одной из перечисленных функций способно не лучшим образом сказаться на письме, а лень и дефицит внимания могут быть совершенно ни при чем.
Если в письменных работах регулярно встречаются следующие ошибки, у родителей есть серьезный повод посетить логопеда.
Искаженное написание или замена букв, имеющих графическое сходство . Ученик может пропускать или добавлять лишний элемент к буквам и, у, ш, т, м или заменять буквы по количеству или пространственному расположению их элементов (м вместо л, ш вместо и, б вместо д, т вместо ш – и наоборот).
Замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки. В подобном случае есть основания предполагать недостаточность развития фонетико-фонематической функции: ребенок может попросту не уметь различать звуки со сходным звучанием: з – с, б – п и пр. Эта проблема отражается и на письме: смешивающиеся звуки заменяют друг друга, в результате чего «лес» превращается в «лез», а «код» в «кот».
Искажение структуры слова: перестановки, пропуски или добавления букв/слогов. Сегодня учителя-словесника не удивишь ошибками такого рода: в каждом классе обязательно найдется ученик, пропускающий гласные в словах или упорно меняющий местами слоги и пишущий «моколо» и «летефон». Обычно считается, что причина таких ошибок – лень и невнимательность, но на самом деле это один из самых явных признаков дисграфии, к которой вышеперечисленные пороки не имеют никакого отношения.
Искажение структуры предложения: отсутствие у него границ, раздельное написание слова, слитное написание слов.
Предложение, написанное без пробелов, буквально «в одно слово», может довести до белого каления любого педагога и родителя, не правда ли? И учитель, пишущий гневное замечание в дневнике или заставляющий заново переписывать домашнее задание, не отдает себе отчета в том, что процесс выделения слова на фоне речевого потока – один из самых сложных в освоении языка.
Аграмматизмы . «Птицы улетают на юг», – диктует учитель. «Птицы улетает на юг», – пишет ученик. И если его в этот момент спросить, все ли в порядке с написанным им предложением, он вряд ли увидит ошибку. При этом ребенок может совершенно нормально изъясняться, не нарушая согласования слов и не коверкая падежных окончаний. Так называемая аграмматическая дисграфия встречается достаточно редко, но требует серьезной коррекции.
Сегодня школьник, занимающийся с логопедом – скорее исключение, чем правило. Страх обратиться к специалисту – очень распространенный среди родителей, которые надеются на то, что ребенок «перерастет» свою проблему, или боятся признать, что в какой-то момент развитие чада пошло не так, как надо. Но наличие или отсутствие дисграфии никоим образом не характеризует интеллект малыша или родительскую состоятельность его мамы и папы. Причиной возникновения расстройства письма может быть неравномерно распределенная школьная нагрузка (к примеру, когда на уроках школьники получают столько материала, что просто не успевают овладеть навыками простейшего языкового анализа). Кроме того, в группу риска с большой вероятностью могут войти дети, появившиеся на свет после беременности и родов, сопровождавшихся различными патологиями и осложнениями, имеющие в анамнезе тяжелые инфекционные заболевания или травмы в возрасте до 1 года, часто болеющие или страдающие неврологическими заболеваниями и даже левши (в том числе переученные).
Как бы печально это ни звучало, но единичные ошибки, считающиеся предпосылками к дисграфии, – это уже нарушение письма, хоть пока и в скрытом виде. Да и статистика неумолима: к окончанию 2-го класса у половины учащихся отмечаются дисграфические ошибки. К 8-му классу количество детей с такими нарушениями сокращается, но всего лишь до 40% – а значит, не стоит надеяться на то, что «само пройдет»: отсутствие квалифицированной логопедической помощи практически сводит к нулю вероятность нормализации письма.
Грамотный же специалист поможет ребенку справиться с его проблемой на начальном этапе, составив индивидуальный план коррекции и проследив за правильностью выполнения заданий.
Дисграфия – не приговор, несмотря на трудности, которые она доставляет. К примеру, абсолютно неспособным к грамоте учителя считали маленького Ганса Христиана Андерсена, что не помешало ему стать величайшим сказочником. Знаменитый «почерк Леонардо» – написанные справа налево, будто бы отраженные в зеркале, буквы – на самом деле одна из форм оптической дисграфии. А по данным британских исследователей, дисграфия и дислексия – и вовсе «болезни богачей»: 40% состоятельных людей испытывают затруднения при чтении и письме. Некоторые специалисты даже призывают родителей принять ребенка таким, какой он есть, и отказаться от занятий с логопедом. И все же корректировать расстройство нужно, хотя бы для того, чтобы малыш не чувствовал себя изгоем в школе.
Дисграфия часто сочетается с дислексией – избирательным нарушением формирования навыков чтения. Два расстройства иногда объединяют в одно, называя дислексией трудности как с написанием, так и с распознаванием написанного.