Директор лицея №239: «Школа – это ДНК общества»
Рамблер/Семья продолжает публиковать серию интервью с директорами лучших школ России. Они делятся своими взглядами на вопросы современного образования и дают практические рекомендации, по какому принципу выбирать учебное заведение для ребенка, что позволительно и что непозволительно со стороны учителей, какое будущее ждет наших детей и какое участие в этом принимает школа. Сегодня наш респондент – Максим Яковлевич Пратусевич, директор Президентского Физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), занявшего первую строчку в рейтинге 500 лучших школ России по итогам 2015 года.
Максим Яковлевич, как Вы думаете, что позволило Вашей школе занять почетное место в рейтинге лучших?
За местом в рейтинге мы не гнались и не гонимся, а делаем то, что считаем нужным. А именно: даем качественное образование по всем предметам, не делая скидок и поблажек. Ну и, конечно, блюдем традиции, которые подстегивают нас «не уронить знамя».
Школа для каждого ребенка своя. Одному нужна атмосфера любви и ласки, другому – строгости и пунктуальности, третьему – комфортная внешняя среда и т. д. и т. п. Поэтому одним детям у нас будет очень хорошо, а другим – не очень.
Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от поколения родителей?
Я преподаю уже 25 лет. Большого отличия поколений не замечаю.
Конечно, классических знаний стало меньше, общей приспособленности к жизни стало тоже меньше. Похоже, утратив свой мобильный телефон или оказавшись без связи, эти дети долго не протянут :)
На что бы Вы порекомендовали обращать особое внимание в воспитании современной молодежи?
На само воспитание. Все-таки определенные моральные требования должны быть обязательны к исполнению. Сейчас стало очень трудно полагаться на то, что какие-то положительные жизненные принципы заложены с детства. А хотелось бы, чтобы это было так.
В советское время было развито мнение: взрослый всегда прав. Сегодня многие родители, если их что-то не устраивает в педагоге, исходят из позиции, что всегда прав ребенок, идут напрямую в РОНО, подают жалобы, и подобная ситуация наверняка не может не давить на учителей. Это нередко приводит к тому, что педагоги отказываются давать реальную оценку детям, не выдают родителям рекомендаций, что может пойти во вред ребенку. Как построен процесс в Вашей школе? Что делаете Вы, чтобы доносить мысли до родителей? Как гармонизируете пространство в коллективе?
Это серьезная проблема. К счастью, положение нашей школы таково, что мы можем себе позволить быть с родителями честными и защищать своих учителей. Собственно, в этом я вижу одну из основных задач администрации. Я никогда не скрываю от родителей своего отношения к их притязаниям, стараясь оставаться в рамках корректности. Сразу на вступительном собрании озвучиваю принцип: «Вы пришли в школу, потому что вы хотели прийти именно сюда. Поэтому школа, со всеми ее достоинствами и недостатками, будет такой, какая она есть. Мы не позволим скандальному меньшинству родителей навязывать свои решения». И дальше напоминаю этот принцип. С другой стороны, родителей надо слушать и, если они говорят разумное, использовать их предложения. А если предложения отвергаются, то объяснять, почему.
А слушать ли педагога, который говорит, что ребенку нет пути в литературу, хотя мама знает, что малыш тайно пишет стихи?
Я стараюсь не делать категоричных утверждений подобного рода. Формулировать лучше так: «В настоящий момент дела в литературе у Вашего ребенка не очень хороши».
Как Вы оцениваете профподготовку современных педагогов?
Профоподготовка педагогов разная. Как всегда и везде, есть хорошие профессионалы, а есть плохие. И эта ситуация в одночасье не меняется.
Образование в средней школе стало частично платным. Как, на Ваш взгляд, это сказывается на успеваемости класса в целом? Не приводит ли это к сегрегации, расслоению в классе и не вызывает ли эмоциональных травм у детей, родители которых отказываются или не могут себе позволить платить дополнительные деньги? Как в этих условиях справляются учителя? Так, например, некоторые наши читатели-мамы беспокоятся, что современные учителя ориентированы на репетиторство: ставят детям «двойки», а потом ведут переговоры с родителями, что без дополнительных занятий по вечерам никуда. С этим как-то можно бороться?
Не согласен с первым тезисом. Вообще, считаю, что платные занятия со своим учеником – настолько вопиющая вещь, что уже должна влечь за собой административные меры. Другой вопрос, что опыт общения с родителями показывает их готовность решать все проблемы в учебе наймом репетитора. Я говорю родителям, что если бы они платили половину денег, которые тратят на репетитора, своему ребенку, ребенок учился бы на одни пятерки.
Потому что ключевой момент – не трудность программы, а отсутствие мотивации к обучению, убитая познавательная потребность (которая, заметим, заложена в нас как биологический механизм).
О ЕГЭ
Сейчас много критики в адрес ЕГЭ. Противники системы утверждают, что детей стали «дрессировать», а не учить, поэтому они хорошо решают тесты, но не получают знаний. Что Вы думаете по этому поводу?
В ЕГЭ по многим предметам тестовой части нет уже давно (по математике – с 2010 года).
ЕГЭ выявил то, что было скрыто – огромное количество детей, получавших аттестат при полном отсутствии знаний. Можно обсуждать причины этого, но ЕГЭ всего лишь вскрыл то, что раньше никто не видел. Где учили хорошо, там и учат. Другой вопрос, что мотивация к получению формального образования почти нулевая, оно перестало играть роль социального лифта.
Как Вы относитесь к нововведению – ЕГЭ для младшеклассников? Целесообразно ли введение такого экзамена, если ЕГЭ для выпускников по сей день вызывает массу недовольства у педагогов, родителей и самих школьников?
Для выпускников начальной школы предполагается не ЕГЭ, а проверка знаний. Еще в СССР были городские проверочные работы по основным предметам, так что ничего такого уж страшного нет. Что касается ЕГЭ для выпускников, то я уверен, что никаких страстей бы не было, если бы это не завязывалось на поступлении в вузы. И страсти эти во многом политические, а не образовательные. Но это другая история.
Предполагается, что в скором времени учителя также будут сдавать ЕГЭ. Позволит ли это улучшить качество образования?
Совершенно не предполагается. Предполагается добровольное профессиональное тестирование педагогов. В идеале это поможет определить необходимое повышение квалификации и, может быть, упростит процедуру аттестации.
Ощущаете ли последствия образовательной реформы? Согласно летнему опросу, более 70% россиян считают, что школьные реформы прошли мимо учреждений, в которых учатся их дети.
К. Д. Ушинский говорил, что реформа образования не может быть осуществлена иначе, чем через голову учителя. У нас выбрали другой путь. Учитель, оставаясь наедине с классом, преподает так, как умеет и считает нужным. Поэтому реформа «проскальзывает», кроме введения ЕГЭ и улучшения материально-технического обеспечения школ и учителей, реальных результатов сопоставимого масштаба нет.
С 2015 года Минобрнауки будет вводить в средней школе новый образовательный стандарт, с 2020-го аналогичные нововведения планируются в старшей школе. Что, на Ваш взгляд, изменится после внедрения данного стандарта?
Ничего не изменится. К сожалению, стандарт выродился в написание большого количества бумаг и не имеет механизма реализации прекрасных целей, которые в нем заложены.
Школы идут в ногу со временем, постоянно корректируются образовательные программы. Так, в числе изучаемых предметов могут появиться «основы земледелия», уроки по чтению газет, по ЖКХ. В некоторых школах уже учат делать безопасные селфи. Как Вы относитесь к подобным инициативам? Нужны ли детям эти предметы?
Школа – система консервативная и при этом зависимая от общества, в котором существует. Эти инициативы неплохи при условии, что есть квалифицированный педагог, который разработал соответствующую программу и видит реальное содержание соответствующего предмета. Обычно это происходит по-другому, соответствующие курсы вводятся из соображений потусторонних: мода, спрос, указание начальства и т.п.
Как относитесь к тому, что современные дети печатают рефераты и сочинения на компьютере, а не пишут их по дедовскому методу от руки? Не сказывается ли это плохо на зрении, на моторике детей, на их почерке, развитии, не прививает ли дополнительную страсть к компьютерам? Чем, на Ваш взгляд, вызвано требование предоставлять работы в машинописном варианте?
Красиво оформленная работа – это всегда хорошо. Умение печатать на компьютере тоже полезно. Вопрос не в оформлении, а в том, насколько самостоятельны эти работы, насколько хорошо «прочувствованы детьми». А переписывать большую работу от руки представляется странной тратой времени, если мы не хотим поразить кого-либо искусством каллиграфии.
Как Вы считаете, не пострадает ли качество образования после того, как школы перейдут на односменный режим работы?
Не вижу причин, по которым оно может пострадать.
А как Вы относитесь к модульной системе школьных каникул?
Не очень понимаю, что это такое. Но мы по просьбам родителей, у которых один из детей учится у нас в школе, а другой – в другой школе, были вынуждены делать каникулы «как все», хотя, исходя из интересов образовательного процесса, иногда было бы хорошо их сместить.
Школа играет важную роль в жизни каждого человека — участвует в социализации, развивает личностные качества и предоставляет возможность получить предметные и метапредметные знания и навыки. Как Вы думаете, что из всего этого является самым главным? В чем состоит основная задача современной школы? Как по-вашему, в каком направлении будет дальше развиваться система образования? И есть ли у сегодняшних первоклашек реальный шанс поступить в вузы по окончании школы?
Школа – инструмент сохранения общественной стабильности, в определенном смысле – ДНК общества. В этом ее основная задача – приобщать к основам современной культуры и цивилизации.
Ну а сегодняшние первоклашки в вузы поступят (если вузы будут) – кто-то же должен там учиться!