Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно
«Не вертись за столом!» – часто ругают родители своих подрастающих детей. И совершенно напрасно. Как утверждают врачи, крутиться на стуле ребенку не просто полезно, а даже необходимо для правильного развития позвоночника. Долгое сидение без движения за партой в школе или дома может привести к раннему возникновению остеохондроза, а значит к головным болям, быстрой утомляемости, снижению внимания и болям в спине.
В обиход медицинских работников, специалистов по проблемам опорно-двигательного аппарата, прочно вошел термин «динамичное сидение» или, иначе говоря, «движение во время сидения». Всем современным детям врачи рекомендуют во время занятий на уроках и дома время от времени менять положение тела, двигаться. А некоторые медики-новаторы предлагают и вовсе заменить в школьных классах неудобные стулья на подушки, на которых просто невозможно долго сохранять фиксированное положение.
«Летидор» выяснил, что такое «динамичное сидение», как правильно «вертеться за столом» и какая мебель позволит делать это наиболее эффективно.
«Сидим смирно!»: польза или вред?
Если провести приблизительные подсчеты, в среднем школьник проводит в сидячем положении 7-9 часов в день. Пять-шесть уроков в школе сменяются 2-3 часами подготовки домашнего задания, просмотром телевизора и играми за компьютером. На первый взгляд, в этом нет никакой опасности, мы привыкли думать, что если человек сидит, то его тело не несет практически никакой нагрузки. На самом деле это не так. Природа создала человека для движения, и при длительном сидении включаются процессы, изнашивающие организм.
Ортопед-травматолог Татьяна Орлова поясняет: «Длительное неправильное сидение без движения приводит к тому, что страдают межпозвонковые диски. В организме так все устроено, что когда человек садится, диск сжимается, а когда человек встает, диск увеличивается в размере, и в это время к нему идет приток жидкости. И вот когда мы долго сидим в неправильной позе, это приводит к длительному обезвоживанию межпозвонковых дисков и, как следствие, к их разрушению. Поэтому очень важно периодически вставать, двигаться, одним словом, снимать напряжение с позвоночника».
Годами школьников учили, что «сидеть прямо полезно для спины», «чтобы хорошо учиться, надо сидеть спокойно» и «концентрация внимания зависит от неподвижности во время сидения». Ортопеды категорически отвергают эти утверждения. Профессор А.Б. Ситель в книге «Соло для позвоночника», изданной в 2007 году, эмоционально высказывает свое мнение о недостатках современного школьного образования:
«Возмутительно заставлять сидеть детей за партой 40–45 минут неподвижно, особенно в первых классах! Возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция легких, и там легко возникают воспалительные процессы… И хорошо, что многие "оболтусы", словно повинуясь могучему инстинкту, все-таки вертятся на уроках и, получая замечания, а порой и тумаки, находят любой повод, чтобы спасти себя от неподвижности. И правильно делают!»
В 2001 году в Германии группа ученых из организации Bundesarbeitsgemeinschaft für Haltungs- und Bewegungsförderung e.V. (BAG) под руководством эксперта мирового уровня в области эргономики и опытного ортопеда Профессора Дитера Брейтхеккера (DieterBreithecker) запустила интересный эксперимент в одной из обычных школ Ганновера. Ученые предположили, что если кардинально изменить организацию учебного процесса с учетом физиологических потребностей детей, это существенно улучшит здоровье, физическое развитие, а главное, уровень концентрации и успеваемости учеников младших классов.
Эксперимент проводился в четырех начальных классах, в которых на тот момент обучалось 62 школьника. Детям на уроках предоставили возможность максимально активно двигаться, ходить по классу, стоять и даже лежать на полу. Школьные классы переоборудовали соответствующей мебелью, поставили удобные легко настраиваемые стулья, столы для работы стоя, парты с наклонными поверхностями, мягкие зоны. А учителей обучили новым методам работы с детьми: урок строился не по привычной классно-урочной схеме, обучение шло в группах, дети разрабатывали и защищали проекты. Главная цель эксперимента заключалась в том, чтобы совместить естественную потребность ребенка двигаться с успешным освоением школьной программы и посмотреть, что из этого получится.
Эксперимент шел четыре года, для чистоты исследования в соседней школе выделили контрольную группу из учеников начальных классов того же возраста. Эти дети занимались по традиционным школьным программам в стандартно оборудованных классах.
Результаты поразили даже ученых. В отличие от ребят из соседней школы, которые часами сидели за партами в статическом положении, дети из экспериментальной группы были гораздо активнее сверстников, все время проводили в движении. К концу четвертого класса у половины детей из обычной школы медики обнаружили деформации позвоночника, тогда как в тестовой группе все дети оставались здоровы. Улучшилась и успеваемость школьников. Если в начале исследования ученики обеих групп не отличались в выносливости, координации и восприимчивости, то к концу эксперимента ученики тестовой группы значительно опережали сверстников по этим параметрам, и как следствие, по качеству учебы.
Эксперимент признали многие эксперты мирового уровня, но даже спустя семь лет после окончания исследования «школы нового типа» не стали появляться массово. Переоборудовать классы, переучить педагогов и изменить годами формировавшееся сознание дорого и сложно. В России о динамических методах обучения говорят пока только на научно-практических медицинских конференциях. В школах, несмотря на то, что в лексикон педагогов прочно вошел термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», как правило, ограничиваются, в лучшем случае, стандартными физминутками.
Если вмешаться в учебный процесс родители не могут, то контролировать, как ребенок сидит за столом дома, можно и нужно. Чтобы научиться самим и показать ребенку, как правильно сидеть, можно взять на вооружение метод «динамического сидения» Моше Фельденкрайза, известного исследователя и практика в области функциональной реабилитации, автора бестселлера «Самоосознание через движение». По мнению Фельденкрайза «динамическое сидение» должно соответствовать двум принципам.
_ Первый принцип: _ правильное положение тела при сидении такое, которое позволяет свободно двигаться в любом направлении. Проверьте, можете ли вы без изменения осанки повернуться направо и налево? Чувствуете ли вы плавный поворот позвонков при этом? Когда мышцы спины работают оптимально, при повороте задействуется весь позвоночник, а не отдельные сегменты. Можете ли вы свободно дышать грудной клеткой и животом? При динамическом сидении дыхание не требует усилий, мышцы живота расслабленны, диафрагма и живот могут двигаться свободно.
_ Второй принцип: _ основную работу по поддержанию вертикального положения тела должен выполнять скелет, а не мышцы. Именно скелет помогает мышцам не напрягаться. При правильной опоре на скелет во время сидения обе ноги стоят на полу, человек ровно сидит на обеих ягодицах, что позволяет равномерно распределять вес по седалищным костям, поясница должна быть слегка изогнутой. При этом человеку нужно сидеть прямо, а не отклоняться вперед или назад.
У метода есть одна особенность: специально «сидеть динамически» нельзя - если поза будет неудобной, результата не достигнешь. Специалисты советуют экспериментировать, слушать свое тело, и сознательно почаще менять позы во время сидения.
А для детей врачи-ортопеды Новосибирского исследовательского института травматологии и ортопедии разработали систему простых упражнений, которые позволят снять статическое напряжение с мышц. Часть из них выполнять нужно прямо на стуле, а часть, встав из-за рабочего стола, не реже чем через каждые полчаса сидячей работы.
Правильная мебель
Одним из важных факторов успеха ганноверского эксперимента стало то, что классы были оборудованы правильной эргономичной мебелью. Принципы подбора такой мебели можно взять на вооружение при оборудовании детской комнаты.
Итак, правильная эргономичная мебель должна соответствовать нескольким требованиям:
- Стол и стул должны регулироваться по высоте, то есть фактически расти вместе с ребенком. Такая мебель может прослужить с 1 по 11 класс. У хороших столов должна быть удобная регулировка, которой ребенок может пользоваться самостоятельно.
- Угол наклона столешницы должен регулироваться по высоте, чтобы ребенок мог сохранить правильное расположение тела при различных занятиях: чтении, рисовании, письме.
- За правильным столом можно заниматься не только сидя, но и стоя. Специальная конструкция позволяет быстро переводить стол в нужное положение.
- Правильный стул имеет изогнутую спинку, которая повторяет анатомический изгиб позвоночника. Спинка стула регулируется по высоте. Оптимальная высота спинки должна доходить до середины лопаток, удерживая позвоночник в правильном положении. Сидение стула должно регулироваться по высоте и глубине с учетом роста ребенка. Большим плюсом является также "дышащее" сиденье.
- Правильная школьная мебель должна быть надежда и безопасна для ребенка, на ней должны быть специальные механизмы для предотвращения травм.
На российском рынке представлена эргономичная мебель производителей из Германии, Тайваня, Китая, России. Есть как столы и стулья в классическом понимании, так и интересные новаторские решения, которые точно понравятся детям. Среди таких новинок:
Пожалуй, самая интересная разработка эргономистов в области ортопедической мебели для детей. «Трехмерно-подвижный» стул, оборудованный пружиной, побуждает ребенка к непрерывной смене поз во время сидения, при этом стул колеблется как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Как пишут разработчики, «это укрепляет мускулатуру, делает спину ребенка сильнее, полезно для осанки и является отличной профилактикой проблем спины».
Предназначено это динамическое кресло для детей от 4 до 12 лет. Рассчитано на ребят весом приблизительно от 15 до 50 кг и ростом до 165 см.
SWOPPSTER полезен для межпозвоночных дисков, тренирует их и делает эластичными, мягко «прорабатывает» мускулатуру спины и ног, стимулирует кровообращение, тренирует суставы и предотвращает их изнашивание.
Цена: 11500 рублей.
Необычный ортопедический стул, так называемый «коленный» стул. Есть разные варианты: кресло на устойчивых ножках и стул с подвижной основой. Сидя на таком стуле, ребенок невольно держит спину прямо, наклон сиденья помогает сохранять осанку в правильном положении. Упор для коленей препятствует сползанию и снимает часть нагрузки с позвоночника.
Стул с подвижной основой не позволяет ребенку долго сидеть в статическом положении, благодаря подвижной посадке укрепляет мышцы спины. Смартстул популярен в Европе и Америке, был замечен в мультсериале «Симпсоны» 2007 года выпуска.
Цена: от 6 до 9 тысяч рублей
Кресла Duorest, Южная Корея
Южнокорейская компания Duorest на протяжении 20 лет занимается созданием и выпуском ортопедических кресел. Детские кресла серии Duorest Kids разработаны по японским технологиям. Сначала они предназначались для внутреннего рынка страны Восходящего солнца, но после первых успешных продаж фабрика Duorest запустила их в массовое промышленное производство.
Кресло Duorest Kids состоит из нескольких различных настраиваемых механизмов, которые позволяют регулировать кресло по росту ребенка. Запатентованная в 24 странах мира двойная система спинки состоит из двух независимых друг от друга крыльев, которые поддерживают спину ребенка. Вес корпуса в сидящем положении в основном распределяется назад, два крыла спинки могут менять угол наклона, они принимают анатомическую форму спины ребенка, спина и позвоночник находятся в правильном положении и нагрузка распределяется равномерно. Седловидная, анатомическая форма сиденья повторяет строение бедер и обеспечивает глубокую посадку относительно спинки кресла. Конструкция кресла предусматривает правильное положение ног.
Цена: 10-15 тысяч рублей в зависимости от модели
Детская ортопедическая мебель немецкой марки Moll
Одна из самых популярных и дорогих марок ортопедической детской мебели. «Растет» вместе с ребенком, столы имеют два положения, для работы сидя и стоя, столешница наклоняется под нужным углом. Спинка стула удобно регулируется в соответствие с ростом ребенка. В некоторых моделях столов продумано удобное расположение компьютера и сопутствующей оргтехники, в конструкции стола предусмотрены системы для скрытия проводов и розеток. Дизайн продуман с учетом безопасности для школьника – углы скругленные, оформлены специальной кромкой. Комплект из стула и стола можно дополнить тумбочками с выдвижными ящиками и аксессуарами.
Цена: стул от 12 до 23 тысяч рублей, стол от 23 до 65 тысяч рублей.
Мебель из Тайваня COMF-PRO
Эргономичная мебель для детей изготавливается из импортируемых из Германии материалов, износостойких материалов из США с повышенной ударопрочностью и прошедшими усиленный экологический контроль. В ассортименте письменные столы и стулья для школы, компьютерные столы и стулья, а также аксессуары.
Цены: стол от 12 до 30 тысяч в зависимости от конструкции, стул около 8 тысяч рублей
Владелец марки - российская компания «Артим», обладающая эксклюзивными правами реализации продукции германских производителей мебели ORGOO и ROVO на территории РФ. Продукция, выпускаемая под торговой маркой KinderZeit, это письменный стол–парта и ортопедический стул, регулирующиеся по росту ребенка, а также всевозможные дополнения в виде полок, тумб, боковых приставок. Особенность марки в том, что на сайте можно подобрать собственную конфигурацию рабочего места, дополняя базовые элементы книжными поверхностями, подставками под стаканчики для рисования, тумбами, полками и кронштейнами для элементов компьютера, дополнительными столешницами и приставками.
Стоимость базовых деталей: стол от 18 000 рублей, стул от 16 000 рублей.
Российская марка «ДЭМИ»
Пермская компания, выпускающая мебель с 2003 года. Эргономичная мебель для школьников представлена в виде многофункциональных регулируемых парт и стульев-трансформеров, изменяющих высоту и глубину сидения. Продукция марки «ДЭМИ» обладает всеми характеристиками «правильной» ортопедической мебели, но при этом имеет ряд недостатков: жесткое сидение и спинку стула, непритязательный дизайн, жесткую конструкцию и острые углы. Но зато и стоит она в несколько раз дешевле, например, немецкой мебели. Весной в компании запустили новую дизайнерскую «фишку»: на парты и тумбочки наносится яркий рисунок - цветы или кораблики.
Средняя стоимость комплекта стол+стул 8000 рублей.