Образование8 мин.

Что изменится в ЕГЭ-2022: комментируют учителя по математике, русскому языку и обществознанию

Экзамен станет более непредсказуемым

© Visualrian.ru

В ближайшие два года Рособрнадзор внесет изменения во все предметы ЕГЭ. Недавно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал демоверсии ЕГЭ 2022 года, и по ним уже видны первые результаты работы экспертов ведомства.

Что нового появилось в тестах по русскому языку, обществознанию, базовой и профильной математике, «Летидор» попросил рассказать преподавателей онлайн-школы «Фоксфорд» (@foxford_edu).

ЕГЭ по русскому языку — 2022

Комментирует Елена Шкляева, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Фоксфорд», кандидат филологических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории, эксперт ЕГЭ, автор учебно-методических пособий

Все основные параметры ЕГЭ по русскому языку остались прежними, но изменились некоторые задания.

Раньше в первом задании ученикам предлагался текст из трех пронумерованных предложений, в которых нужно было выбрать два варианта с верно указанной главной мыслью фрагмента. Теперь это небольшой текст на 3-4 абзаца, и предложения не нумеруются. В задании не указано, сколько правильных ответов предполагается: это могут быть 2, 3 или 4 цифры.

Когда количество верных ответов непредсказуемо, это уже само по себе усложняет задачу.

Кроме того, характеристики текста включают в себя очень многое из лингвистического анализа. Чтобы выполнить это задание, важно обладать обширными знаниями по школьной программе: различать стили речи, определять языковые особенности, знать все средства выразительности — по сути, проводить лингвостилистический анализ текста. Такой анализ не всегда практикуется в школе, и выпускникам пока достаточно сложно выполнять это задание.

Существенно изменилось задание под номером 16, которое давно было в ЕГЭ. В нем дается пять предложений, среди них нужно было выбрать два, в которых ставится одна запятая. В этом году тест усложнили: теперь изначально не уточняется, сколько предложений должно быть с запятой. Их тоже может быть два, три или четыре.

Раньше знаки препинания нужно было поставить между однородными членами предложения или между частями сложного предложения. Сейчас включили предложения с однородными определениями, то есть расширили языковой материал.

За это задание можно было получить два балла — по баллу за каждую правильно указанную цифру в ответе. Теперь же только один — в том случае, если все цифры в ответе указаны правильно.

Уменьшился итоговый первичный балл — с 59 до 58.

По-прежнему остаются задания, которые вызывают больше трудностей. У них меньший процент выполнения, поэтому мы отводим для них больше времени при подготовке. Например, вопросы, связанные с правописанием глаголов — с ними справляется примерно треть выпускников в России.

По сути ЕГЭ остается прежним — нужно тренировать навыки работы с текстом, практиковаться в написании сочинений. Не стоит переживать по поводу изменений, продуктивнее будет потренироваться в решении заданий, которые приносят много баллов. Большее количество баллов можно набрать за восьмое задание (пять первичных баллов) и 26-е (четыре первичных балла).

© Visualrian.ru

ЕГЭ по базовой математике — 2022

Комментирует Анна Эккерман, преподаватель курсов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в онлайн-школе «Фоксфорд», эксперт ОГЭ-2021

Тесты в базовой математике не изменились, но добавилась задача на составление уравнения. Это задание также есть и в профильной математике. По сути, это хорошее изменение: выпускаясь из школы, важно знать эту тему. Но традиционно такие задачи не очень хорошо решают в школе.

Многие воспринимают базовую математику как самый легкий экзамен. Но все же важно готовиться систематически и изучать теорию. Во-первых, стоит разделить задания на блоки. Я обычно начинаю занятия с математики, близкой к действительности, — детям всегда очень нравятся задачи, связанные с теорией вероятности. Потом разбираем задания по алгебре, геометрии (планиметрии и стереометрии). Последние задания, связанные со смекалкой, оставляем на потом, потому что ученики их, как правило, тяжело воспринимают и не всегда решают.

Базовая математика нужна, чтобы получить аттестат. Минимально для тройки необходимо получить семь первичных баллов.

Многие школы предоставляют возможность сдать базовую математику после 10 класса.

Я всегда очень советую так и поступать: это позволяет не думать лишний раз в 11 классе о дополнительном стрессовом экзамене. Кроме того, подготовиться к математике в 10 классе вполне возможно. Какой-то материал преподаватель расскажет дополнительно, но в этом нет ничего страшного — это все легко осваивается.

Демоверсия, что сейчас выложена на ФИПИ, — не окончательный вариант, финальное утверждение будет в ноябре.

ЕГЭ по профильной математике — 2022

Комментирует Борис Трушин, преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд», кандидат физико-математических наук, учитель высшей категории, член жюри ВсОШ по математике

В этом году принципиальных изменений в ЕГЭ не произошло.

Раньше в первой части было 12 заданий, сейчас стало 11. Из ЕГЭ убрали три самые простые задачи, которые почти все решали, поэтому эти задачи практически ни на что не влияли. Вместо них добавили две чуть более сложные.

Добавили дополнительное задание на теорию вероятности. Лет 5-6 назад задача по этой теме была довольно содержательной и стояла на 10-й позиции. Со временем ее упростили и перенесли на 4-ю позицию. При этом в сборниках для подготовки к ЕГЭ и в открытом банке ФИПИ можно было встретить задания по теории вероятности 5-6 летней давности. Поэтому новая задача по теории вероятности не должна никого испугать, она похожа на ту старую, которую школьники и так решали, когда готовились к экзамену. В последние годы в школах начинают более глубоко изучать комбинаторику и теорию вероятности, составители ЕГЭ тоже следуют этой тенденции.

Добавилась еще одна задача, где нужно по нарисованной параболе понять, графиком какой квадратичной функции она является. В ЕГЭ такого задания раньше не было, но было что-то похожее в ОГЭ — когда есть знакомая тебе функция, и глядя на график, нужно ответить на вопрос про нее. В итоге первая часть изменилась не сильно. Эти 11 заданий по сложности и времени — практически то же самое, что и старые 12 задач.

Во второй части, где семь содержательных задач, не изменилось ничего, кроме порядка следования заданий в варианте.

Также произошло изменение, которое давно напрашивалось. Раньше задачи по стереометрии оценивались в два очка, а по финансовой математике — в три. Задача по стереометрии была довольно сложная, и ее традиционно плохо решали. А экономическая задача была довольно простая, и ее решали почти все. Теперь за задачу по стереометрии выпускник получит три очка, а по финансовой математике — два.

Возможно, благодаря этому ученики задумаются, что нужно немного подтянуть стереометрию.

Раньше даже довольно сильные ребята думали, что в этом нет особого смысла.

Вероятно, разработчики заданий пересмотрят шкалу перевода баллов. Раньше сумма первичных баллов была 32, сейчас — 31. Что-то поменяется, скорее всего, в сторону, более позитивную для школьников, так как теперь, например, 4-5 первичных баллов набрать сложнее, чем раньше.

© Visualrian.ru

ЕГЭ по обществознанию — 2022

Комментирует Иван Хеорхе, преподаватель обществознания в онлайн-школе «Фоксфорд», лауреат Всероссийского конкурса Учитель года — 2020, победитель Всероссийского конкурса Учитель будущего — 2021

В первой части заданий произошло несколько важных перемен. Убрали задания номер 1 по старой классификации, где нужно было в таблицу вставить термин; задание номер 2, где нужно было выделить один обобщающий термин, слово или словосочетание; задание номер 20, где нужно было заполнить несколько пропусков.

Во второй части оставили только первую часть, где нужно раскрыть смысл понятия. Это задания 25 и 26 по старой классификации: в первом требуется дать определение и составить два предложения, во втором — проиллюстрировать примерам теоретические положения обществознания.

Полностью убрали задание 29 по старой классификации, где нужно было написать мини-сочинение.

В итоге уменьшилось общее число заданий. Если раньше их было 29, то теперь — 25.

Пропорционально заданиям организаторы решили сократить время на экзамен: теперь выпускникам выделят вместо 3 часов 55 минут ровно 3 часа.

Помимо этого, появились новые типы заданий. Во-первых, задание 21. Выпускник должен по графику кривой спроса и кривой предложения определить изменения равновесной цены, указать и объяснить действие того или иного фактора, который привел к изменению спроса и предложения, а также указать, как изменится равновесная цена, если изменится тот или иной фактор, влияющий на спрос или предложение.

Появилось новое задание под номером 23 — на знание Конституции РФ.

Также создатели экзамена усилили блок права — на него теперь выделяется больше упражнений: речь идет о номерах 24 и 25. В последнем ученикам предлагают связывать обществоведческую теорию с социальной практикой. Например, в демоверсии сложный план нужно построить на тему политических партий, а в задании 25 объяснить важность политического плюрализма для развития демократии, привести примеры трех реальных российских политических партий, проиллюстрировать примерами реализацию ими различных функций.

Практически уравняли количество баллов, которые выпускник может набрать за первую часть и за вторую. Теперь они соотносятся 51/49.

Типы заданий изменили таким образом, что их теперь можно однозначно оценивать во второй части. Поэтому отказались от мини-сочинения, которое вызывало определенные вопросы в оценке. С увеличением блока права экзамен в целом меняется в практико-ориентированную сторону, фокусируется на знаниях, которые можно чаще применять в реальной жизни.

Раньше максимальный балл был 64, при этом за первую часть можно было набрать 34, а за вторую 30 баллов. Теперь максимальный балл 57, и за первую часть дадут до 29 баллов, за вторую — до 28.

© Visualrian.ru

ЕГЭ меняется — это хорошо или плохо

Комментирует Александра Жуковская, ведущий специалист образовательного контента «Фоксфорда»

Я считаю, что изменения в ЕГЭ — это скорее положительная тенденция. Большая проблема заключается в том, что в последних классах порой не столько изучается предмет, сколько происходит «натаскивание» на сдачу экзамена. Школьники учатся решать конкретные типы заданий, оставляя без внимания другие темы.

Когда изменений в ЕГЭ нет, накапливаются знания о формате, схемы отрабатываются, а остальное исчезает из уроков. «Нет в ЕГЭ» = «не нужно учить».

Если же экзамен будет меняться, станет более непредсказуемым, то и задачи в школе будут разнообразнее, спектр тем станет шире.

Конечно, это приводит к дополнительному стрессу для учеников и дополнительной нагрузке для работников образования. Но в любом случае, изменения — это движение, без которого невозможно развитие. Благодаря технологиям реальность, в которой живут школьники, быстро меняется, и оставлять главный экзамен страны неизменным как минимум странно.

Фото: Visualrian.ru