Образование

9 ошибок родителей, которые учат ребенка писать (вы наверняка их допускали)

Дефектолог и учитель начальных классов — о распространённых ошибках родителей, которые учат детей писать.

Навык письма — результат сложной работы мозга. Когда ребенок берется за ручку, он должен одновременно контролировать мышцы руки, держать в голове образ буквы, помнить элементы связок между буквами и использовать их к месту. Это дается детям нелегко.

А иногда особенно нелегко, потому что мы, родители, не только не поддерживаем детей, но и создаем препятствия для освоения этого навыка.

Об этих препятствиях «Летидору» рассказали учитель-дефектолог Мария Черкасова и учитель начальных классов Ольга Быстрова.

Рассказывает дефектолог Мария Черкасова

1. Родители уделяют мало внимания развитию общей моторики дошкольника

Ребенок, который готовится писать, должен хорошо бегать, прыгать, залезать на лестницы и другие поверхности.

Детям, у которых нет этого опыта, труднее дается навык письма.

2. А также мелкой моторике ребенка

Мастерить оригами, моделировать из бумаги и картона, вырезать ножницами, работать с трафаретами и шаблонами — все эти занятия влияют на развитие мелкой моторики дошкольника, что впоследствии сказывается на освоении навыка письма.

3. Отдельная проблема — натренированность у ребенка координации «глаз — рука»

Натренированность мозга следить за движением руки важно выстраивать еще у дошкольника. Завязывать шнурки, играть в песок, обводить по пунктирам рисунки, переливать воду из одной емкости в другую и так далее — все эти умения помогут первокласснику увереннее выводить палочки и крючочки, когда он сядет за парту.

4. Родители уделяют мало внимания развитию графо-моторных навыков

С 4-5 лет надо предлагать ребенку штриховать, проходить лабиринты, делать любые рисунки. Эти задания напрямую развивают готовность к письму. Но при этом не ставят малыша в стрессовую ситуацию.

Ребенок не может нарисовать рисунок хорошо или плохо. Он просто рисует, и одновременно выполняет работу близкую к письму.

5. Родители не ценят навык письма

В арабских странах и странах Азии умение контролировать линию приравнивается к искусству. Владение этим навыков вызывает у людей положительный эмоциональный отклик. Наши дошкольники редко радуются процессу письма и редко видят радость от их работы со стороны взрослых.

Это можно исправить, предлагая ребенку не только прописывать буквы в прописях, но написать красивую открытку, шуточные загадки, таким образом, сформировав у него положительный настрой к этому непростому делу.

Задача взрослых — сделать, чтобы ребенок садился за тетрадь не из чувства долженствования, а из интереса сделать что-то новое (например, написать причудливые вензеля или написать буквы под оправленным наклоном).

Необходимо, чтобы взрослые понимали, что письмо — это труд, и он заслуживает уважения.

Рассказывает учитель начальных классов Ольга Быстрова

6. Родители покупают детям красивые, а не удобные ручки

Для первоклассника очень важно подобрать удобную ручку. Она должна писать мягко, чернила выходить плавно, не пачкая бумагу и не оставляя пробелов.

Кончик ее стержня должен быть не острым, а округлым.

7. Родители учат детей писать, как считают нужным сами, а не как объясняет учитель

Важно смотреть на методики, которые использует педагог ребенка. Он показывает, как правильно делать соединения между буквами, где отрывать ручку от листа.

Если родитель и учитель объясняют по-разному, ребенок запутается. Поэтому, когда первоклассник пропускает урок, на котором учитель объяснял элементы написания, хорошо, если мама поинтересуется, наработками каких методистов пользуется педагог (Горецкого, Илюхиной, Узоровой или других).

8. Родители ожидают от первоклассников, что они освоят навык письма очень быстро

Так не бывает. Дети учатся писать медленно.

В начале года на уроке первоклашки обводят пунктиром пару картинок, потом отдыхают, потом прописывают две строчки какого-то элемента, потом опять отдыхают.

Время непрерывного письма в сентябре составляет где-то 5 - 10 минут за один подход.

С каждым месяцем мы по чуть-чуть увеличиваем это время. К концу первого класса ребята пишут около 30 минут, прерываясь на пальчиковую гимнастику и объяснение правил. Все это важно учитывать и родителям, а значит не перегружать детей дома работой, тем более не заставлять прописывать буквы, пока не получится идеально.

Автоматизация письма происходит только во втором полугодии, так что не надо ускорять события и требовать от ребенка невозможного (например, прописать сразу несколько страниц, и сделать это без единой ошибки).

9. Родители стремятся сделать почерк детей идеальным

При этом не всегда учитывают, что на манеру письма может влиять настроение ребенка.

Когда человек находится в ситуации стресса, неуспешности, это будет отражаться в его тетради.

Поэтому не стоит наседать на ребенка.

Конечно, красивый почерк говорит об аккуратности и внимательности ученика. Стремиться к порядку в тетради нужно, но не стоит ставить это во главу угла.

Если же ребенок корпеет над буквами, старается, но постоянно нарушает элементы буквы, слишком сильно (или слишком слабо) нажимает на ручку, пишет неразборчиво, оставляет в тетради много грязи, стоит показать его тетрадь нейропсихологу.

Почерк — показатель особенностей интеллектуального и психологического состояния ребенка. И чем раньше вы сможете выявить возникшую проблему, тем быстрее ее получится исправить.

Фото: Vostock photo