Образование

8 причин записать ребёнка в школу программирования

Сооснователь школы цифрового творчества «Кодабра» Дарья Абрамова — о том, как превратить компьютерную игру в обучение.

Дети проводят за компьютерными играми от одного до четырёх часов в день. Почему бы не придать этому занятию больше смысла? На курсах игрового программирования преподаватели помогают ребятам перейти из роли «потребителя» в роль «создателя». Ведь дети обожают фантазировать и мечтают добавить к любимой бродилке миллион новых функций: придумать свою механику, персонажа, сюжет. Отправляясь в школу кодинга, они делают первый шаг к этой мечте.

Об этой и других причинах записать ребёнка на такие занятия «Летидору» рассказала руководитель Школы игрового программирования «Кодабра» Дарья Абрамова.

Ребенок получает навык поиска информации для решения новых нетипичных задач

В общеобразовательной школе дети получают стандартные задания, а к ним — шаблон, по которому их следует выполнять. Для того чтобы найти ответ к таким заданиям, думать почти не нужно.

В итоге, когда перед детьми стоит совершенно новая задача, они не знают, с чего начать.

Мы в «Кодабре» даём ребятам нестандартные задания и объясняем, как к ним подступиться.

И когда ты говоришь ребёнку: «Давай напишем код к такой игре. Девочка идёт навстречу бегущему мальчику. Они встречаются — и начинается сражение. У кого из них первым закончится жизнь, тот и проиграл», — он не впадает в ступор.

Он может проанализировать задание и понять, с чего начинать его выполнение. Для него не проблема разложить общую задачу на подзадачи. Ребёнок понимает, что именно ему нужно искать или какой вопрос задать знающему человеку.

Ребенок получает базовые навыки программирования

До 10 лет, как правило, дети не владеют клавиатурой достаточно, чтобы набирать команды на профессиональных языках программирования. Они могут пропустить точку с запятой или пробел. Для работы с профессиональными языками это критично. Дети делают ошибки, выискивать их долго и муторно. Из-за этого получение результата откладывается (а для детей очень важен быстрый результат) и ребята теряют интерес к кодингу.

Поэтому, вместо того чтобы писать код, самые маленькие слушатели программируют с помощью блоковых языков.

Эти языки состоят из блоков-заготовок: разноцветные кубики с уже прописанными командами. Соединяя блоки один с другим, ребенок учится программировать, как бы собирает конструктор, и одновременно запоминает названия основных команд. Ведь на каждом блоке прописаны основные команды: функции, процедуры, циклы, переменные. Освоить такой язык может даже дошкольник.

И после такой подготовки детям гораздо проще переходить на профессиональные языки. Например, на Python или JavaScript.

Ребенок учится ставить выполнимые задачи

На самом деле школьники не так уж любят кодить. Ведь этот процесс требует сосредоточения, работы мозгами.

Но мы ставим перед детьми такие задачи, которые вызывают их интерес даже к сложным задачам.

Например, запрограммировать стрельбу героя. Тут никакой кодинг не страшен, ведь они так хотят увидеть результат. Так что они садятся и делают, а потом дома тестируют то, что у них получилось. Они понимают: чтобы продвигаться в разработке игры, нельзя отвлекаться.

Ребенок учится самостоятельно принимать решения

В базовом курсе создания игр на профессиональной платформе Unity 3D задачи перед ребятами ставят преподаватели, а дети выбирают только сюжет и героя. Поначалу все ребята используют одну и ту же механику создания игр.

После двух месяцев работы дети могут приступить к следующему курсу, где их полномочия расширяются. Они сами генерируют идеи для своих игр, выбирают руководителя проекта и дальше в Trello (сервис для ведения проекта) самостоятельно выставляют задачи и контролируют их выполнение. Куратор (преподаватель) постоянно мониторит их деятельность, помогает, когда возникает какой-то затык.

Ребенок получает опыт у реальных разработчиков игр

Большинство преподавателей школы — ребята, которые работают в IT-компаниях или гейм-лабораториях.

Они — реальные разработчики игр, живут и дышат кодингом.

Это не учителя информатики, у которых миллион отчётов и задач в рамках общеобразовательной программы.

Ребенок получает актуальную информацию о современных технологиях

В отличие от общеобразовательной школы, куда технологии приходят не сразу, в школе кодинга ребятам даются самые современные инструменты, с помощью которых они могут быстро получить результат.

Пока учитель информатики в школе осваивает какую-то одну программу, методику её преподавания, способ транслировать ученикам, технологии меняются.

Выходит, что детям не нравится программировать на Qbasic, так как его нигде не используют. Гораздо интереснее взять один из современных языков, на котором пишут реальные мобильные приложения и игры.

Ребенок развивает логическое мышление

Работа над программой — не выработанный механизм, который ребёнок повторяет по шаблону из раза в раз. Для того чтобы создать что-то новое, он должен понимать, как это работает.

Запоминать код мало, важно думать и представлять, что будет, если соединить первый и второй коды. Программирование можно сравнить с физикой. Чтобы решить задачку из раздела «Динамика», школьнику необходимо представить, какие силы куда давят. И после этого ответ будет очевиден.

Ребенок осваивает навыки командной и индивидуальной работы

В школе собираются группы по 8 человек. В результате у преподавателей есть время индивидуально поработать с каждым студентом. Отследить, что у него получается лучше, и давать больше адресных заданий. В «Кодабре» есть единая программа для внутреннего пользования, которую можно трансформировать под особенности конкретных групп.

Мы не инкубатор, чтобы выпускать одинаковых детей. В конце каждого курса все ребята создают свой проект. Секрет такого результата — не только индивидуальный подход преподавателя, но и командный брейнсторминг,

— поясняет Дарья Абрамова.

Работая в команде, ребёнок учится у своих же сверстников. Один ребёнок задаёт вопрос, а другой понимает, что тоже хочет сделать такую же функцию, и включается в обсуждение. Вместе они генерируют миллион разных идей, советуются друг с другом, помогают, если что-то не получается. Приводя ребёнка в школу кодинга, не нужно рассчитывать на то, что он станет программистом и будет заколачивать много денег. В школе, конечно, обрадуются, если человек станет хорошим программистом. Но главная задача нашей школы не в этом.

Здесь стремятся к тому, чтобы дети спокойно могли пользоваться компьютером, понимали, как он работает.

Когда родители приводят дошкольников, то видно, как странно дети воспринимают компьютер. Для них это машина, сделанная человеком не с этой планеты. Но постепенно они осваиваются и видят, что могут сами программировать персонажей, могут сами строить миры. После их команды герой начинает прыгать, бегать, нырять. Для детей это настоящее открытие и реальный шанс поверить в свои силы. Вот зачем стоит приводить их в школу кодинга.