Образование

7 принципов Саммерхилл — первой свободной школы в Европе

Педагог Александр Нилл доказал на личном примере, что свободное образование возможно.

Саммерхилл — международная школа, которую в 1921 году основал шотландский педагог-новатор Александр Нилл. Сын учителей, он отлично знал консервативное английское образование изнутри и стремился к абсолютно противоположной системе. Там, где не властвует страх перед взрослым, где дети могут выбирать занятие по интересам, где они не боятся быть собой.

Школа Саммерхилл началась с трёх трудных подростков, которых отчаявшиеся родители отправили к Ниллу в надежде, что тот сделает из них приличных людей. Через три года количество детей возросло до 27. Большинство из них были задирами, без пяти минут преступниками. Эти дети страдали расстройствами поведения, приступами ярости.

Попав в школу к Александру Ниллу, все они кардинально менялись. Директор приписывал такое целительное влияние свободе, которой обладали его ученики.

«Летидор» прочитал книгу Александра Нилла «Саммерхилл — воспитание свободой» и рассказывает про 7 принципов, которыми руководствовался Нилл, чтобы вырастить независимых и самодостаточных людей.

Главное в школе — дети, а не порядок

Александр Нилл отказался от всякого рода дисциплины, управления, наставничества и моральных поучений. Он неоднократно подчёркивал, что его практика доказывает: ребёнку необходимо давать свободу быть самим собой, и тогда он раскроет свой потенциал.

Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться.

В школе Саммерхилл расписание существовало лишь для педагогов. Дети могли приходить только на те уроки, на которые захотят сами. Или вовсе не приходить и играть целыми днями во дворе.

Александр Нилл отмечал, что, как правило, адаптация к школе у новых учеников проходила за 2-3 месяца. Наигравшись, дети с интересом приступали к занятиям.

Он вспоминает лишь один случай, когда девочка адаптировалась 3 года, перед этим вдоволь настрадавшись от дисциплины в строгом монастырском пансионе.

Дисциплина убивает в детях дерзновение

Александр Нилл писал:

Школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, — это плохая школа.

Чёткое расписание и дисциплинарные методы, которыми располагает обычная школа, не приведут ни к чему, кроме послушания. Если задача образования сводится к тому, чтобы человек бесстрастно и где-то даже бездумно выполнял одну и ту же последовательность действий, то, пожалуйста, отдавайте ребёнка в традиционную школу.

Жесткие правила убивают в детях энтузиазм, дерзновение делать что-то.

Самоуправление — ключ к успешному будущему детей

В Саммерхилле у всех равные права. Нилл писал:

Никому не позволено бренчать на моем рояле, но и мне не позволено брать без спроса чей-либо велосипед. На общих собраниях школы голос шестилетнего ребенка значит столько же, сколько мой.

В книге довольно подробно описано одно из негласных правил школы: каждую неделю ученики и педагоги собираются на собрании, чтобы решить какой-то вопрос на общем голосовании. Александр Нилл отмечал, что его голос абсолютно равнозначен голосу шестилетнего ребёнка. Большинство законов школы определяют сами дети.

Главная мысль — в том, что, существуя в системе, все должны быть готовы к компромиссам. Как-то Нилл выдвинул предложение о том, чтобы школьники перестали играть в футбол в холле над его кабинетом. И… оказался в меньшинстве. Он неоднократно выдвигал этот вопрос на общем собрании, пока всё-таки не добился решения в свою пользу. И это директор школы!

Давая детям свободу, не стоит пренебрегать здравым смыслом

Разумеется, под самоуправлением и свободой Нилл не подразумевал распущенность. Он отмечал, что в Саммерхилле никогда не пренебрегали здравым смыслом. Это значит, что в школе принимали все меры предосторожности, чтобы обеспечить безопасность своих учеников:

Дети могут купаться, только если на месте находятся спасатели — по одному на шестерых детей; ни один ребенок младше 11 лет не может в одиночку ездить на велосипеде по улице. Эти правила исходят от самих детей, они утверждены голосованием на общем собрании школы.

Директор писал, что совсем запретить рискованные мероприятия они просто не в силах. Сделав такой шаг, они просто превратили бы учеников в трусов.

Учёба важна, но не для каждого

Александр Нилл отмечал, что учёба может сломать не одну творческую судьбу. Ведь детям с творческой жилкой порой важнее развиваться только в своём направлении, а не сидеть ночами над книгами и пытаться забить свои головы информацией, которая им никогда не пригодится.

Творческие люди изучают то, что хотят знать, чтобы обрести орудия, которых требуют их индивидуальность и талант. Нам никогда не узнать, сколько творчества убивается в школьных классах из-за того, что школа придает такое значение учебе.

В качестве примера Нилл описал судьбу талантливого хореографа Нежинского, который не мог сдать экзамены в школе, а без них его не принимали в государственный балет. Если бы преподаватели не выдали Нежинскому вместе с текстами экзаменов ответы на задания, возможно, мир так бы и не узнал одного из величайших российских танцовщиков.

Никаких аттестаций и экзаменов

Нилл отрицал аттестацию всякого рода, а университетские экзамены считал проклятием.

Он говорил, его школа вынуждена учить детей обязательным предметам только потому, что значительная часть выпускников после окончания школы планировала продолжать образование в университете.

Нилл полагал, что оценки и экзамены отвлекают детей от подлинного развития личности, мешают полностью сосредоточиться на любимом деле. Он с горечью писал:

Пока экзамены существуют, нам приходится с этим считаться. А следовательно, педагоги Саммерхилла всегда достаточно квалифицированы, чтобы преподавать в соответствии с установленными стандартами.

Первостепенное значение должно быть у игры, а не занятий

Взрослые предпочитают игнорировать тот факт, что детям игра просто необходима для нормального развития. Нилл находил причины такого поведения в страхе того, что ребёнок будет играть целыми днями и за это время не узнает ничего нового, а в итоге провалит аттестацию.

Он был уверен, что тот ребёнок, который наигрался досыта, «сможет сдать вступительные экзамены после пары лет интенсивной учебы вместо обычных пяти, шести или семи лет занятий в школе, которая не признает игру важным фактором развития».

Нилл считал, что родители не должны лишать детей их законного права на игру, ведь игра отчасти выполняет одну из основных функций образования — готовит детей к самостоятельному плаванию в большом мире.

Фото: summerhillschool.co.uk.