5 самых популярных активных уличных игр прошлого столетия
Всего 20-30 лет назад дворы наших городов были совершенно не похожи на современные. Сейчас на них можно увидеть лишь молодых мам, присматривающих за малышами, а тогда дети всех возрастов с весны до осени и в солнечные зимние дни проводили свободное время вне дома. Что они там делали без гаджетов и специально оборудованных игровых площадок? Общались, играли в догонялки, в прятки, в футбол. Дети прошлых поколений умели себя развлечь при помощи простых предметов: мела, мяча, бельевой резинки, деревянных палочек. Улица была настоящей школой жизни, и в своих простых играх дети готовились к миру взрослых: учились дружить, действовать в команде, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций.
Бег, прыжки, бросание мяча, да и просто целые дни, проведённые на свежем воздухе и под солнцем, делали детей выносливыми, здоровыми, готовыми к любым испытаниям. Современные дети уже не стремятся во двор, ведь с друзьями можно пообщаться виртуально, а экраны гаджетов гораздо интереснее песочниц, горок и турников. Исправить ситуацию, научить детей с удовольствием проводить время за подвижными играми могут только родители.
Они же помнят, как было весело играть в классики, в резиночку, в городки. Бабушки и дедушки наверняка играли в штандер или халихало. Обидно, если эти игры забудутся и исчезнут. Давайте вспоминать вместе.
«Классики»
Для этой простой игры нужны лишь кусочек мела, плоский камень-битка и немного чистого асфальта в безопасном месте. Рисуем 10 или больше квадратов, соединённых между собой, нумеруем по порядку и прыгаем из одного в другой на одной ножке, толкая битку перед собой так, чтобы она не перелетела через клетку, не попала на черту и чтобы нам самим не наступить на черту. При этом нельзя касаться асфальта другой ногой. Сделавший ошибку выбывает из игры до тех пор, пока все остальные не ошибутся и очередь снова перейдёт к нему.
В усложнённой версии классиков клетки нумеруются не по порядку, а так, чтобы приходилось прыгать вбок или назад. При этом разворачиваться запрещено. Этот уровень обычно выполняется без битки.
Во Франции есть интересный вариант классиков под названием Эскарго (улитка). В этой игре клетки рисуются в виде спирали, как раковина улитки. От игроков требуется пропрыгать к центру и обратно на одной ножке, не задевая линий. Тот, кому это удаётся, отмечает любую клетку своим именем, чтобы в следующем раунде иметь возможность отдохнуть на ней, поставив обе ноги. Другие игроки не могут наступать на эту клетку, и должны её перепрыгнуть. Игра заканчивается, когда большинство клеток становятся именными, и прыгать уже невозможно. Тогда количество именных клеток подсчитывается, и определяется победитель.
В игре в классики есть рекордсмены: американец Ашрита Фурман выполнил раунд из 10 клеток с биткой за 68 секунд.
Резиночка – любимая игра девочек 80-90-х. Во дворах устраивались многочасовые чемпионаты, а чтобы участвовать в них, многие тренировались дома, натянув резинку на ножки кресла.
Из оборудования для этой игры нужна лишь бельевая резинка длиной около 2 метров. Она связывается в кольцо и растягивается ногами двух участников. Третий прыгает между натянутых резинок, выполняя различные комбинации, вначале на уровне щиколоток, затем на уровне чуть ниже колена, и наконец – выше колена. Когда эти уровни пройдены, игроки, держащие резинку, смыкают ноги, и все повторяется на разных высотах.
Затем то же самое повторяется на максимальной ширине ног, на «морковке» и «иголочке». Самые известные комбинации прыжков: пешеходы, берёзка, ступеньки, бантики, конфета.
В каждом городе были свои фигуры высшего пилотажа, и так интересно было узнавать новые правила, играя в резиночку в летнем лагере или с приезжими девочками во дворе.
Как и в классиках, ошибка влечёт за собой отстранение от игры на роль держателя резинки. Однако если играли двое на двое, то подруга могла выручить – перепрыгать сложную партию за обеих.
Городки – древняя и серьёзная мужская игра, часть нашей национальной культуры. Ещё в начале 20 века в неё могли играть все: от мальчишек до отцов семейства. Известно, что перекинуться в партию городков любили Толстой, Горький, Шаляпин, Ленин, Сталин и множество других знаменитых людей.
На первый взгляд, правила просты, как в боулинге – сбивать битой фигуры, составленные из деревянных чурок. Однако при подробном изучении оказывается, что всё гораздо сложнее.
Все детали игры в городки строго регламентированы: фигуры составляются из 5 чурок, расстояние от них до игрока – 13 метров, длина биты – не более 1 метра. Фигуры считаются выбитыми, если все их элементы вышли за пределы площадки 2х2 м.
Существует 15 фигур: пушка, вилка, звезда, стрела, колодец, коленвал, артиллерия, ракетка, пулемётное гнездо, рак, часовые, серп, самолёт, письмо. Их составляют на площадке по очереди или сразу все. В городки можно играть один на один или командами. Побеждает тот, кто выбьет все фигуры наименьшим количеством бросков.
Эта игра требует силы, ловкости, меткости, терпения, развивает умение работать в команде. Сегодня в городки играют в России, Украине, Беларуси, Германии, Израиле, Чехии, США, проводятся мировые чемпионаты и даже всерьез рассматриваются олимпийские перспективы для городошного спорта.
Фото: www.tehnar-ru.livejournal.com
Игра штандер почти неизвестна сегодня, но в начале 20 века она была очень популярна. В штандер играли большими компаниями, до 20 человек, пол и возраст не имели значения. Из оборудования – только мяч, раньше мячи для этой игры были самодельными, тряпичными. Такой мяч далеко не улетит, и если попадёт по ребёнку, вреда не причинит.
Правила игры очень затейливы. Все становятся в круг, один из игроков бросает мяч вверх и называет имя любого игрока, который должен мяч поймать. Если это получилось, он тоже бросает мяч и называет другого игрока. Так продолжается до тех пор, пока кто-то не сумеет поймать брошенный мяч. В этом случае все разбегаются, а ловивший поднимает мяч, становится с ним в центр круга и выкрикивает: «Штандер!», что означает – «Стой!» Все замирают на месте, и обладатель мяча бросает его в любого игрока, при этом никто не может сойти с места. Если попал – остальные снова разбегаются, а тот игрок старается быстрее подобрать мяч и кричит: «Штандер!» Если ведущий промазал, он получает штрафное очко, и игра начинается сначала, с центра. 3 штрафных очка – это выход из игры.
В штандер продолжают играть, пока не останутся четверо самых ловких и метких.
В игре множество ловушек. Например, игроки хотят быстрее разбежаться из круга, когда один из них ловит мяч. Но если он его поймает и назовёт ваше имя, вы не сможете его поймать, если убежите слишком далеко. Если все разбежались слишком далеко, водящий может по договорённости передать бросок другому. Пока мяч в воздухе, все снова разбегаются, и тот, кому передан мяч, поймав его, кричит «Штандер!» и пытается попасть в кого-то еще. Принимать бросок от ведущего необязательно, но он может запятнать вас, а увернуться не получится.
На протяжении игры приходится часто принимать стратегические решения.
Халихало – это упрощённая версия игры штандер. Все так же становятся в круг, один игрок бросает мяч вверх, называя имя любого игрока, например, «Халихало Таня». Пока названный игрок ловит мяч, остальные разбегаются и останавливаются по сигналу «Халихало стоп!» Затем водящий выбирает одного из игроков и сообщает, сколько до него шагов.
Шаги могут быть разными: простыми, гигантскими, лилипутскими, муравьиными, зонтичными (с поворотом), верблюжьими (куда доплюнешь). Объявив количество и тип шагов, водящий направляется к выбранному игроку и касается его. Если получилось, выбывал тот, кого коснулись, если не получилось, выбывал водящий. Игра продолжается, пока не останется 3-4 человека.
Еще одна версия халихало – интеллектуальная. Водящий загадывает слово, остальные игроки становятся напротив него и пытаются угадать слово, задавая наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». С каждым ответом водящий отходит на шаг назад. Когда слово угадано, водящий подбрасывает мяч вверх и убегает. Назвавший слово ловит мяч и кричит «Халихало стоп!» По этому сигналу водящий останавливается, а ответивший определяет количество шагов до него и пытается достать. Получилось – становится водящим, промазал – водящий остаётся прежним.