Образование

5 резонансных высказываний заслуженного учителя России о системе образования

© МИА "Россия Сегодня"

Заслуженный учитель России Тамара Эйдельман — о бюрократизации российского образования, современных учениках и искаженных гендерных ролях в школьном воспитании.

Тамара Эйдельман, преподаватель истории московской гимназии №1567, в интервью проекту Anews рассказала о том, почему нам надо брать пример с финской системы образования, как изменились нынешние дети и почему учитель никогда не сможет дружить с учениками.

«Летидор» приводит самые яркие цитаты из интервью.

О бюрократизации образования

Мне кажется, что не столько рушится система образования, сколько образование погибает, задушенное жуткой бюрократической системой управления.

Я не сомневаюсь, что в школах остается множество прекрасных учителей, но жить и работать им все труднее.

И тут дело не просто в «бумажной» работе, а в невероятной зависимости и учителей, и администрации. И если бы этой зависимости не было, очень часто говорят, что тогда директора вообще разойдутся и будут бог знает что делать… Ну надо ответственно выбирать директоров и повысить их ответственность.

Как мне представляется, если бы и у администрации, и у учителей было больше прав, тогда бы совсем по-другому все развивалось.

На меня произвело очень сильное впечатление сказанное Павлом Шмаковым, директором казанской школы СОлНЦе. Он много работал в Финляндии, а финская система, как известно, считается лучшей в мире. И он сказал, что там вообще убраны местные органы управления образованием. Очевидно, министерство есть, а вот все эти наросты, которые над нами, их нет вообще.

© МИА "Россия Сегодня"

О современных школьниках

Что касается учеников, то главные перемены, мне кажется, заключаются в том, что они стали, безусловно, свободнее, но и прагматичнее.

Никакого одичания, о котором так часто пишут, я не вижу. Есть дикие и темные, а есть прекрасные.

О современных учителях

В гимназии, где я работаю, новое поколение в основном состоит из наших выпускников, и это очень приятно. К сожалению, в школу приходит слишком мало мужчин, но это не новость. Я много раз видела за годы своей работы в школе, как брали человека, просто купившись на то, что он мужчина, а потом оказывалось, что он вообще ничего не может. Ясно, что мы говорим о квалифицированных людях.

У нас ведь вообще в стране искажены гендерные роли в воспитании.

Огромное количество неполных семей, где детей воспитывают мама и бабушка… И в школу ребенок приходит: здесь с ним тоже занимаются учительницы, многие из которых одинокие, разведенные. Это совершенно неправильная ситуация, нет мужских ролей. И это ужасно. Возвращаясь к тому, с чего начала.

В школу должны приходить не «огрызки», а нормальные мужчины.

В школу должны приходить не «огрызки» такие, а нормальные мужчины, которым это интересно, которые приходят не для того, чтобы просто свои комплексы вытеснять, как часто бывает, а потому что им действительно интересно учить, общаться с молодежью. Когда такой человек появляется в школе, это бесценно. И для мальчиков прежде всего, и для всех вообще.

© МИА "Россия Сегодня"

О профессиональной этике

Мне кажется, единственные требования, которые должны предъявляться учителю, это соблюдение профессиональной этики везде, — в школе, дома, в соцсетях, на улице, где угодно. Например, если учитель в Интернете публикует какие-то иронические высказывания о своих учениках или какую-то доверенную ему детьми информацию, то это возмутительно.

О дружбе учителя и ученика

Настоящей дружбы с учениками, увы, быть не может, и это ошибка, через которую, как мне кажется, проходят многие учителя. Нельзя дружить с человеком, над которым ты имеешь власть.

Ты можешь уважать и любить его, ты можешь быть с ним откровенным, дружелюбно с ним общаться, но дружба, на мой взгляд, предполагает равенство. В соцсетях дружить — это совсем другое дело, это просто форма общения. А настоящая дружба — с выпускниками.