Образование

5 причин учить с детьми стихотворения и делать это каждый день

Логопед Анастасия Сперанская — о том, почему стихотворения нужно сделать приятной частью повседневной рутины.

Пора новогодних утренников и школьных концертов, когда каждому ребенку задают выучить хотя бы маленькое четверостишие, часто вгоняет родителей в тоску. Мало кого радует перспектива проводить вечера за нудной зубрежкой…

Но попробуйте посмотреть на заучивание стихов по-другому. Как на занятие, которое может принести удовольствие и пользу. Но только в том случае, если подойти к нему с умом.

О том, почему стихи необходимо учить каждому (и не только детям!) и как превратить зубрежку в творческий процесс, «Летидору» рассказала логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская.

Заучивание стихотворений развивает память

Дошкольники и дети младшего школьного возраста, заучивая стихи, развивают механическую память. Занимаются по принципу «услышали и запомнили», не особенно вдаваясь в смысл. Это неплохо, однако не идет в сравнение с тем, когда ребенок не просто запоминает с помощью многократного повторения одних и тех же строк, но вникает в суть.

Так что важно с самого начала разбирать стихотворения «по косточкам».

Начинайте с отрывков из любимых сказок Чуковского, Маршака.

Сначала медленно, вдумчиво читайте их, визуально изображая каждое слово. А затем учите так же медленно, по чуть-чуть.

Тогда можно будет говорить о тренировке логической (смысловой) памяти. Именно она помогает малышам и школьникам сохранять концентрацию, а также быть более вдумчивым и наблюдательным.

Когда ребенок учит стихи, он развивает речь

В стихотворениях ребенку встречаются слова, которые мы редко используем в разговорной речи. Поэтому, заучивая стихи, он обогащает словарный запас.

Мы учим его работать с речью, любить родной язык. На примере стихов можно рассказать, что такое синонимы и антонимы. Ребенок научится чувствовать, почему автор поставил в этом случае слово «красивый», а в другом — «замечательный», «чудесный» и другое.

Заучивание стихотворений развивает визуальное представление

Важно, чтобы, заучивая стихотворение, ребенок представлял, о чем он рассказывает. Так он тренирует воображение, учится анализировать информацию. Как бы превращает слова в картинки и картинки в слова.

Если у малыша не получается «рисовать» в голове картинку, попросите его для начала сделать это на бумаге.

Если ребенок уже умеет читать, вы можете написать на листе стихотворение и сделать пропуски нескольких слов (например, тех, которые обозначают предметы). Пусть ребенок на месте этих пропусков сделает рисунок недостающего слова. Например, в строке «Буря мглою небо кроет» пропустите слово «буря», пусть школьник нарисует на этом месте то, как он представляет себе ненастье.

Заучивая стихотворения, ребенок усваивает слоговую структуру слова

Детские стихотворения очень ритмичны. И заучивая их, ребенок косвенно развивает понимание слоговой структуры слова. Говоря простым языком, он учится правильно делить слово на слоги.

Далеко не все дошкольники и ученики 1-го и 2-го классов могут прохлопать даже такое простое слова, как «со-ба-ка». Не все чувствуют, где нужно сделать паузу, остановиться. Стихи решают этот вопрос.

Ребенок, который медленно, вдумчиво читает стихотворение, невольно прорабатывает его словесную ритмику.

Особенно полезно учить стихи детям, у которых есть проблемы с обучением чтению.

Заучивая стихотворения, ребенок тренирует дикцию

Умение громко и четко продекламировать стихотворение в кругу семьи поможет ребенку более уверенно повторить его на публике. Постепенно к нему придет понимание, в каком темпе, с какими интонациями ему лучше всего строить свою речь (а не только читать стихи), чтобы окружающие слышали его и понимали каждое слово. Важный и полезный навык, который точно пригодится в жизни.

Важно знать!

Есть родители, которые стараются учить с ребенком по одному стихотворению в день. Так вот, если вы хотите, чтобы заучивание стихов действительно приносило пользу, так делать не следует.

Нужно максимально качественно прорабатывать каждый текст, который вы собираетесь дать ребенку.

Желательно выбирать стихи, которые нравятся малышу.

А потом в спокойной обстановке прочитать текст. Проработать незнакомые слова, обсудить их, задать вопросы: «Что происходит в стихотворении? Какие герои действуют? Что они делают?». Нарисовать рисунок. А только потом приступать к заучиванию.

Поверьте, лучше поработать с одним стихотворением качественно, чем зазубривать по 1-2 стиха в день и тренировать только механическую память.

Фото: Shutterstock.com