Образование

5 причин разрешить ребенку «сидеть» в телефоне

Рассказываем, почему игры на телефоне и видео на Youtube влияют на детей не совсем так, как мы думаем. А ещё даём список полезных приложений, которые понравятся вам и вашим детям.

Руководитель детской школы программирования «Кодабра» Дарья Абрамова — о том, что гаджеты и компьютерные игры на самом деле развивают детей, а не делают из них бездельников и лентяев. И вот почему.

Школьник проводит за телефоном или компьютером большую часть дня. И родителям кажется, что вместо того, чтобы делать уроки, он занимается непонятно чем.

Первый вопрос, который хочется задать в этой ситуации взрослым:

Интересовались ли они, в какие игры ребёнок играет? Что он смотрит в телефоне?

Если родитель хотя бы раз скажет ребёнку «научи меня играть» и действительно вникнет в этот процесс, он увидит, что в каждой игре есть сложная логика. И чтобы действительно продвинуться в ней, нужно разобраться в правилах.

Дети хотят найти клад, набрать очки, понять, как открыть сундук. Для них желание попасть на следующий уровень — сильная мотивация, чтобы не оставлять игру. Они не жалеют своего времени, чтобы найти решение возникших проблем в Интернете, они лезут в переводчик, если необходимо разобраться, что написано по-английски.

В эти моменты и начинается настоящее обучение, потому что ребята не ленятся искать, докапываться до сути, добиваться своих целей.

Это проявляется не только в играх, но и в обычной жизни.

Дети, которые владеют навыками поиска, могут аргументированно высказывать свою позицию.

Мы в «Кодарбе» каждый месяц проводим встречи почти с 900 школьниками и видим, как это работает на практике. Если ребёнок не соглашается с учителем, он идёт в Интернет, смотрит разные ресурсы и пытается высказать своё мнение.

Вот ещё один пример положительного влияния игр на детей. Как-то я разговаривала с девочкой 8 лет про Sims и спросила, чем её привлекает эта игра. Она сказала, что ей нравится, что она может создавать там семью. Она управляла героем-девушкой, которая сначала встречалась с мальчиком, потом вышла замуж, а потом у них родились дети.

И я поняла: эта история не про какой-то виртуальный мир, а про узнавание ребёнком культурного кода нашего общества.

В своё время мы играли во дворе в дочки-матери. А здесь по сути то же самое, только ты можешь вместо маминого платья выбрать такой наряд, который тебе захочется, обставить дом такой мебелью, о которой мечтаешь, а не играть в старом бабушкином сарае…

И это погружение в компьютерную игру очень связано с нашим миром. Ребёнок учится мечтать, он представляет, что в будущем станет хозяином своей жизни.

По этой же причине (возможности безграничного выбора) популярен Minecraft. Это то же LEGO, но в электронном формате. И если в LEGO у тебя есть 100 или максимум 1000 деталей определённых цветов и размеров, то в Minecraft количество кубиков безгранично. Помимо этого в твоём распоряжении различные материалы, вроде песка, глины, кварца и других. Возможности для творчества и развития фантазии огромные.

Дети, играя в Minecraft, понимают, что такое причинно-следственные связи.

Они узнают: чтобы получить стекло, им необходимо собрать несколько компонентов. Удивительно наблюдать, когда ребята впервые осознают, что очень многие вещи в нашем мире созданы человеком. Когда 6-летний ребёнок программирует свою первую игру и видит, что после изменения кода его герой стал быстрее бегать. Это потрясающее чувство, когда ребёнок думает «Это я создал это, и я хочу продолжать».

Проводя время с гаджетами, он не перестаёт быть любопытным.

И если вы вдруг сомневаетесь, что игры, в которые ребёнок играет на компьютере и телефоне, влияют на него отрицательно, предложите ему что-то другое. Скачайте полезные приложения из Appstore или Googleplay. Ведь дети часто просто не подозревают о том, что существует масса обучающих игр и приложений, которые им понравятся.

Предложите ребёнку зайти на Codecombat.com. Это онлайн-игра по обучению программированию. На моей практике не было ни одного ребёнка, который проводил в ней меньше часа. Суть игры в том, что ребёнок должен в одном окне писать команды, чтобы в другом его герой начал двигаться.

Дети моментально погружаются в неё, при том, что они ничего не знают о JavaScript (язык программирования).

Ребята не сдаются, копаются в Интернете, пользуются подсказками на английском языке — в общем, пытаются разобраться.

А если родители просто говорят ребёнку «открой на телефоне что-нибудь полезное» и никак не помогает ему найти это «полезное», о чём тут говорить?

Задача родителей — помочь, направить, развиваться и учиться вместе с детьми, а не брюзжать, что они круглосуточно страдают ерундой в телефоне. Проще всего сказать: «Иди отсюда, а когда наберёшься ума-разума, приходи».

В прошлом году «Кодабра» проводила исследование о том, что дети делают в гаджетах. В нём приняло участие около 34 тысяч школьников по всей стране. Так вот, по его результатам, 60% детей пользуются только двумя сайтами: «В Контакте» и Youtube. (И не исключено, что о других возможностях Интернета они не знают только потому, что им об этом никто не рассказал.)

И в основном, дети смотрят на этих сайтах видео блогеров или стриминг игр (запись прохождения компьютерной игры).

Просмотр видео настораживает родителей не меньше игр.

А ведь многие ребята смотрят на блогеров и тоже мечтают вести свой канал на Youtube. Взрослые обычно такую инициативу не приветствуют, и очень зря. Я настоятельно рекомендую разрешить ребёнку вести свой блог. Потому что, если он действительно хочет снимать видео и выкладывать их в Интернет, он должен во многом разобраться.

Придумать тему блога, написать план того, что он хочет рассказывать. Чтобы снимать ролики на хорошем уровне, ему необходимо освоить видео- и, в идеале, графический редакторы. Сам он с этим вряд ли справиться.

Здорово, если к процессу подключится взрослый и подскажет, с чего начать.

Родители могут придумать имидж для канала, предложить, чем начинать и чем заканчивать ролик, чтобы его стиль стал узнаваемым.

По-моему, ведение видеоблога — прекрасное занятие, которое поможет услышать своего ребёнка, понять, как он мыслит, а также отличная возможность стать ему другом.

То же самое касается игр и приложений на телефонах. Достаточно проявить интерес и участие в жизни ребёнка (это 10-15 минут в день), и этот мир откроется вам с другой стороны.

Список приложений:

Castle Quiz – подготовка к ЕГЭ и ОГЭ для школьников, и возможность вспомнить школьные предметы для взрослых. Химия, история, биология, математика и многие другие предметы. Можно соревноваться с ребенком, кто лучше знает формулы или историю создания Руси.

Sushi Monster – тренировка быстрого счета для детей. Смешные монстры съедают только те суши, номинал которых равен указанной сумме. Монстры ненасытны, поэтому количество единиц все время увеличивается, а время не ждет.

NeuroNation – отличная тренировка памяти, логики, восприятия и вычислительных навыков. Множество разных упражнений и рейтинг результатов среди семьи и друзей стимулируют не отставать и заниматься ежедневно. Можно пробовать уже с детьми от 5 лет.

Знающий – быстрый способ вспомнить или изучить историю России. Информация собрана в каточках с иллюстрациями и выдержками из известных книг. Можно легко освоить русских правителей за несколько веков.

Lingua Leo – игрофицированное приложение для изучение английского языка. Чем больше слов и заданий вы сделаете за временной отрезок, тем моднее будет выглядеть ваш персональный лев. Удобные карточки для запоминания слов и множество текстов из известных мультфильмов и популярных песен.

Hopscotch – создание своих первых игр прямо на мобильном телефоне. Изучаем программирование, просто перетаскивая и соединяя блоки между собой. Пару движений пальцами, и персонаж уже бегает по экрану и радует своего создателя.

Code Karts – развитие логики и обучение азам программирования для самых маленьких. Чтобы ваша машинка доехала до финиша, надо найти необходимую стрелочку и проверить результат. Каждый уровень – новая команда, принцип работы которой можно сразу же проверить, запустив машину.

Фото: Shutterdtock.com