Образование

5 нескучных способов приобщить к искусству совсем маленьких детей

Узнайте о действительно полезных идеях от искусствоведа, которые можно применить прямо сейчас.

Искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства @op_pop_art» и молодая мама Анастасия Постригай рассказывает о пяти шагах навстречу искусству для всей семьи.

Искусствовед и молодая мама Анастасия Постригай

Книга «Как говорить с детьми об искусстве»

Первый пункт программы адресован не детям, а родителям.

Перед тем, как тянуть ребенка в неведомые дали к Серову, Шишкину и Ренуару, неплохо было бы самому разобраться, что к чему.

Французский искусствовед Франсуаза Барб-Гапль написала книгу, за которую ей благодарны мамы на всех континентах. Инструкция «Как говорить с детьми об искусстве» только притворяется книгой, на деле это незаменимый помощник. Притом очень щадящий: Барб-Галль отлично знает, что не все мамы от природы обладают даром педагога и не у каждой есть диплом искусствоведа. Поэтому ее книга — это пособие для родителей, которые и сами хотят изучать искусство, и готовы делиться знаниями с детьми.

Книга вышла еще в 2000-х и пережила несколько переизданий и переводов.

Самое ценное в труде Барб-Галль — даже не практические советы, а сама идея.

Искусствовед сумела донести до миллионов взрослых, что изучение искусства с ребенком — не дрессировка и не зубрежка, этот процесс не должен быть заумным и скучным.

Ребенок, встречаясь с искусством, должен испытывать живой интерес, а задача родителя — не дать этому интересу угаснуть. Поэтому прежде, чем вы станете обсуждать с малышом блики на водной глади на картине Клода Моне, прочитайте «Как говорить с детьми об искусстве».

Мультфильмы об искусстве

Таких немного, и большая их часть рассчитана на взрослую аудиторию.

Например, в пластилиновой короткометражке «Закрыто по понедельникам» главный герой в пьяном виде приходит на выставку (фильм получил «Оскар» в 1974 году) — такое ребенку не покажешь. А в финской ленте «Братья Медвежье Сердце» жестокий Шишкин убивает маму-медведицу у мольберта и беззастенчиво присваивает себе авторство «Утра в сосновом лесу» — тоже спорный вариант.

Но зато такие мультфильмы отлично разгружают мозг и позволяют оставаться в теме, если вы сами изучаете искусство и немного подустали.

Игра «мемори»

«Мемори» — популярная игра для тренировки визуальной памяти. Набор состоит из множества карточек — по две с одинаковым рисунком.

Играть просто: нужно разложить карточки «рубашкой» вверх и переворачивать парами.

Если перевернутые картинки совпадают, игрок забирает карточки себе и получает право на еще один ход. Если игрок вытянул разные изображения, он кладет карточки назад, а право хода переходит другому. Задача — собрать как можно больше карточек.

Игру по мотивам искусства можно купить в музейных магазинах, а можно создать и дома.

Лучше делать тематические наборы по отдельным художникам, направлениям (импрессионисты, реалисты, фовисты и т.д.), жанрам (пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.) или сюжетам (картины с животными, детьми, морем и т.д.). Найдите в сети репродукции подходящих картин в хорошем разрешении и сделайте по две карточки с каждой. Лучше выбирать плотную бумагу или картон, а потом заламинировать каждый экземпляр.

Играть в «мемори» можно вдвоем с ребенком, а можно подключить и других членов семьи.

Оптимальное количество карточек — 36, а игроков — до четырех человек.

В ходе игры малыш познакомится с картинами, запомнит изображения и уже совсем скоро начнет их узнавать в других местах. В это время лучше не грузить ребенка лишней информацией: приберегите имена, даты и названия до лучших времен и сосредоточьтесь на игре.

Мастер-класс по рисованию необычными предметами

Через рисование ребенок познает мир, и к его попыткам сделать это с помощью вашей любимой помады и стен в квартире лучше отнестись с пониманием. Может, малышу стало скучно рисовать кисточками в альбоме? Тогда сами предложите альтернативу.

Например, лучшие деревья получаются, если рисовать их ватными палочками.

Возьмите лист бумаги, гуашь и палочки. Сначала нарисуйте ствол и ветки, а потом посадите на них листья, обмакивая ватную палочку в краски. Так же можно изобразить снег, если вы рисуете зимний пейзаж.

Художникам постарше предложите испытать другой секретный инструмент — пипетку. Сначала нарисуйте контур того, что ребенок хочет видеть, например, букет роз или дом. Затем закрасьте фон и дайте ему высохнуть. И только потом приступайте к раскрашиванию главного элемента.

Лучше использовать акварельные краски в тюбиках и палитру. Пусть ребенок сам выдавит содержимое тюбика и разбавит его водой. Дайте почувствовать себя настоящим художником! Потом набирайте пипеткой краску и наносите ее на нужный участок картины. Из-за воды краски будут смешиваться и образовывать новые оттенки.

Пусть малыш и сам сочинит пару цветов. Как знать, может, в нем дремлет новый Матисс или Ван Гог?

Поход в музей

Московские музеи в целом доброжелательны к детям, но не каждый из них адаптирован под детское восприятие. Экскурсии проводят в основном для школьников, а на обучающие программы нужно записываться сильно заранее.

Поэтому, если спонтанно собрались в музей с малышом, запомните несколько правил, чтобы поход доставил удовольствие всем участникам.

Во-первых, не стоит пропадать в музее на целый день. Для ребенка дошкольного возраста оптимальным будет 30-минутный поход, а для детей постарше — около часа.

Во-вторых, если выбор пал на большие музеи вроде Пушкинского или Третьяковки, не включайте режим «галопом по Европам». Лучше не спеша, но вдумчиво осмотреть пару-тройку залов, а остальное оставить для следующих визитов.

В конце концов, постоянные экспозиции не меняются годами, и нет смысла каждый раз смотреть одно и то же быстро и без пользы.

В-третьих, не стесняйтесь смотреть на произведения искусства с детской высоты. В прямом смысле опуститесь на один с ребенком уровень — так вы будете видеть одно и то же.

В-четвертых, не забывайте про игры. Конечно, гонять мяч среди дорогих экспонатов вам никто не разрешит, а вот игры с воображением не возбраняются.

Выберите какую-то одну картину и предложите ребенку сначала рассмотреть ее, а потом пофантазировать: найти знакомые предметы, сочинить сказку про персонажа и др. Вернувшись домой, попросите малыша рассказать о своих впечатлениях на языке рисунка и торжественно повесьте результат в вашем личном музее.

Фото: Shutterstock.com