Образование

5 качеств, которые в школьнике воспитает только олимпиада

На олимпиады стоит тратить время. Рассказываем, почему.

Школьное олимпиадное движение в России набирает силу. Что стоит за этим явлением — мода или реальная польза? Стоит ли тратить драгоценные силы и время ребенка на решение непростых задачек?

«Летидор» совместно с Всероссийской обучающей олимпиадой для младших школьников «Умназия» разбирается в этих вопросах на примере реальных детей.

Научиться проигрывать

Варя — единственная дочь в дружной и любящей семье. Родители с детства не жалели времени и средств на её развитие. Многочисленные кружки, дополнительные занятия, родительская опека и природные данные позволили Варе без проблем поступить в престижную школу, блистать на шахматных турнирах, выступать с хореографическим кружком на местных фестивалях, делать успехи в английском и французском. Учительница на ребенка не нахвалится, в дневнике одни пятерки, все вокруг в восхищении!

А потом Варя хочет перейти в специализированный класс лучшей гимназии города — и вдруг проваливается на экзамене… Расстроенная, она вместе с родителями проклинает «коррупцию и беспредел». «Можно, конечно, попробовать поступить на следующий год», — рассуждают Варя и ее близкие, «но зачем тратить силы и время на бессмысленную борьбу, если мир все равно несправедлив»?

А ведь стоило бы объяснить ребенку, что быть звездой в своем классе или даже районе — это почетно, но зачастую довольно просто.

Участие во всероссийских олимпиадах подготовило бы Варю к мысли, что настоящий успех требует усилий и упорства.

Что в жизни побеждает не тот, кто всегда прибегает к финишу первым, а тот, кто умеет подняться после падения и вновь выйти на старт.

Олимпиады, соревнования с сильными и достойными соперниками приучают детей не сдаваться и не пасовать перед неожиданными неудачами, принимать поражение с достоинством и стойкостью.

Научиться выигрывать и верить в себя

Савва — ученик первого класса. С самого первого дня в школе у Саввы не сложились отношения с учительницей. Наталья Владимировна хочет, чтобы все дети писали красивым почерком, а Савва целыми днями смотрит в окно и рисует в тетрадке жуков и гусениц. Учительница ругается и ставит двойки, мальчик расстраивается и чувствует себя неудачником. С каждым днем самооценка первоклассника падает, он уже не верит в то, что хоть на что-то способен.

И тогда мама предложила ему поучаствовать в интернет-олимпиаде по окружающему миру. Вдали от осуждающих взглядов школьного педагога Савва смог нормально сосредоточиться, а обширные знания о жуках и гусеницах позволили ему решить самые сложные задания! Мама убедила Савву показать учительнице диплом победителя, и отношение Натальи Владимировны к «нерадивому» ученику заметно изменилось.

Но даже без этой демонстрации олимпиада помогла мальчику поверить в свои способности и ощутить уверенность в себе.

Теперь Савва точно знает: главное — знания, а оценки приложатся.

Научиться отстаивать свое мнение

Папа у Паши много лет назад поступил в Архитектурный институт только потому, что пошел на апелляцию и отвоевал у приемной комиссии недостающие полтора балла. В институте Пашин папа встретил Пашину маму, обрел любимую семью и прибыльную профессию.

Сам Паша — мальчик нерешительный. Он считает, что взрослые всегда правы (на то они и взрослые!) и что с ними никогда не надо спорить.

Во втором классе Паша участвовал в онлайн-олимпиаде по русскому языку.

Он хорошо знал и любил этот предмет и был уверен, что наберет минимум 90 баллов из 100.

Когда пришел результат, мальчик не поверил глазам: всего 78 баллов! Паша хотел было по привычке обидеться и поплакать, но папа убедил его сначала разобраться, что к чему.

Оказалось, это в задании была неточность, и Пашин ответ можно было считать верным. Они с папой написали организаторам письмо, и Паше не только присудили законные 12 баллов, но и начислили дополнительные очки! Да еще и поблагодарили за то, что помог сделать олимпиаду лучше!

Для мальчика стал большим сюрпризом тот факт, что взрослые тоже могут ошибаться. Зато теперь он не сдается после первой же неудачи, доверяет себе и умеет отстаивать свою правоту.

Узнать себе цену

Ребёнок может получить возможность социального лифта и определиться со специализацией уже на ранних этапах обучения.

Катя училась в небольшом районном центре. Она была лучшей ученицей в своей школе. У девочки рано проявились математические способности, ее знания уже в начальных классах выходили далеко за рамки стандартной учебной программы. Катя участвовала в школьных и городских математических конкурсах и олимпиадах и регулярно становилась призером.

Но лишь участие и победы во всероссийских олимпиадах позволили Кате, ее родителям и педагогам осознать, что девочка способна конкурировать с ребятами из лучших столичных школ. Гордость и поддержка окружающих мотивировали Катю продолжать развивать свои таланты. Она рано узнала о своих способностях и сосредоточилась на дальнейшем совершенствовании в математике.

В старших классах Катя продолжала занимать призовые места в олимпиадах регионального и всероссийского уровня, а позднее поступила в один из ведущих вузов Москвы.

Получать удовольствие

Олимпиады помогают ребёнку получить удовлетворение от учёбы и убедиться в том, что интеллектуальный труд может приносить радость.

Никита шел в первый класс с удовольствием. Он хотел хорошо учиться и стать отличником. Но эти унылые столбики примеров, эти бесконечные прописи с крючками и хвостиками… Никита быстро уставал, отвлекался — и в итоге многого не успевал. Ему было трудно. Всего каких-нибудь полгода назад он вдоволь играл: катал машинки, строил крепости, гонял мяч. Вот была жизнь!

А теперь все скучно, неинтересно, и на игру времени почти не остается.

К счастью, Никите попалась чуткая и современная учительница. Она пригласила весь класс принять участие в онлайн-олимпиадах Умназии. Никите это сразу понравилось!

Во-первых, можно было сидеть за компьютером и нажимать на кнопки, как взрослый. Во-вторых, задания были веселые, смешные, с картинками. В-третьих, сразу после регистрации на сайте у тебя появлялся друг — умный лягушонок Ква-Квариус. За правильно выполненные задания начислялись баллы, открывались новые уровни и достижения. В личном кабинете можно было следить за тем, как растут твои успехи.

А еще Никите нравилось соревноваться с ребятами, кто лучше всех в классе выполнит все задания.

Победителям родительский комитет дарил большие вкусные шоколадки, а Умназия присылала почетные сертификаты.

Так незаметно для себя Никита втянулся в учебу и не заметил, как пролетел первый школьный год. Теперь он с нетерпением ждет сентября, когда снова можно будет ходить в школу и участвовать в новых олимпиадах!

Кстати, родители тоже могут проверить свои знания в олимпиадах. Тут мы собрали для взрослых задачки Умназии по математике, а здесь — по окружающему миру.