Образование

4 школьные ловушки, которые ждут родителей первоклассника

Психолог и мама — о том, как родителям первоклассников бороться со страхами, которые беспокоят их перед школой.

Первое сентября первого класса — это не только красивый праздник, но и ключевой момент психологической перестройки. Не только для ребенка, который идет в школу впервые, но и для его родителей.

Как плавно включиться в школьную жизнь и не переутомить ребенка плотным учебным режимом, стоит ли вместе делать уроки и как строить отношения с новым окружением — ответы на самые популярные родительские вопросы даёт психолог, юрист, мама двух детей с двадцатилетним стажем, Анна-Ирина Яблочкина.

Как практикующий психолог и мама с общим школьным стажем 23 года (10 классов за себя +11 классов старшая дочь +2 класса младшая дочь), я понимаю обоснованность опасений родителей, чьи дети впервые приходят в школу. Смена обстановки, новый статус ребенка и родителей, школьные требования (известные и неизвестные) — всё это может стать причиной тревожных состояний и переживаний.

Давайте вместе разбираться, какие страхи беспокоят родителей первоклассников и как с ними работать.

1. У ребёнка не сложатся отношения в новом коллективе

Возможные опасения

Как будет реагировать ребёнок на смену обстановки и круга общения? Как вольется в новый коллектив и сможет ли найти себе друзей?

Решение

Подобные переживания нормальны.

Школьник проявляет более зрелую активность, чем ранее дома или в детском саду. У него появляются первые друзья-одноклассники и личные секреты. Даже если в классе собираются несколько выпускников одной группы детского сада, детей тянет на новые контакты и создание отношений с теми, кого они не знали раньше. Новое всегда интереснее.

Так что разрешите своему ребенку выстраивать отношения так, как ему будет комфортнее.

Не торопите события, навязывая ему «правильных» друзей. Часто запрет на дружбу порождает скрытность и замкнутость. Если вас беспокоит выбор ребёнка, расспросите его, почему он взял в друзья именно эту девочку или этого мальчика. Послушайте обоснование. Это покажет, в каком направлении развивается ваш ребенок, какие сценарии жизни он отыгрывает. Вы увидите, где ребенок копирует вас или других родственников.

В дальнейшем эта информация станет для вас открытой книгой по мягкой коррекции наименее успешных сценариев жизни ребенка.

Не заставляйте ребенка относиться ко всем одноклассникам одинаково хорошо. У него, как и у вас, есть интуитивный повод для симпатии или антипатии. Доверяйте интуиции своего ребенка и его личному выбору. Это укрепляет отношения в семье и повышает благополучие в жизни.

2. Родитель воспринимает поражения ребёнка, как свои собственные

Возможные опасения

Сначала вы всей семьёй ломаете голову над задачей, а в итоге ребёнок приносит плохую отметку, потому что алгоритм решения был неправильным или вы записали решение не по стандарту. Вы постепенно начинаете воспринимать неудачи ребёнка на свой счёт, отождествляете себя с успеваемостью/успешностью в вашего школьника.

Складывается ложное ощущение, что в первый класс пошли не ваши дети, а вы.

В речи все чаще появляется: мы пошли в школу, мы получили 20 наклеек за хорошую работу в классе, мы плохо выучили стих…

«А вы сделали поделку к уроку труда?», «Вы написали вчера проект?», — из разговора родителей, ожидающих первоклашек у дверей школы после уроков.

Решение

Отождествление личности родителя, учителя с успеваемостью своего ребёнка или других детей крайне опасно. Отделяйте личную успешность от успеваемости вашего ребёнка. Ребенок имеет право прожить свою собственную жизнь, в которой мерой успешности могут стать вовсе не оценки в школе или мнение педагогов.

Многие дети, которые не были в школе отличниками, стали вполне успешными людьми: в науке, технике, бизнесе, спорте, политике и т.п. Они создали прекрасные семьи и счастливы.

Задачи современного родителя: позаботиться о том, насколько счастливым человеком вырастет ребенок и какими будут ваши отношения с ребенком в будущем.

Хорошие оценки в школе не всегда говорят о том, как ребенок сможет реализовать себя в жизни.

Подумайте о том, как не ссориться из-за успеваемости и поддерживать с ребёнком крепкие доверительные отношения. Настоящий успех — это сохранить любовь и взаимопонимание на долгие годы. Школа закончится через 9-11 лет, и важно за это время сохранить и укрепить связь с ребёнком.

3. Школа будет тянуть из родителей деньги

Возможные опасения

Следующим пунктом переживаний становятся бесконечные родительские хлопоты:

  • собрания,
  • требования педагога и родительского комитета,
  • участие в школьных мероприятиях, требующих отдельного финансирования,
  • денежные сборы по разным поводам.

Обучение даже в общеобразовательной школе — дополнительная финансовая нагрузка для семейного бюджета, особенно если в школу идёт сразу несколько детей из одной семьи.

Решение

Когда к постоянным затратам добавляются дополнительные расходы, настройте себя на следующее:

решаем вопросы по мере поступления!

Не существует человека, который способен наперёд предусмотреть решения на все случаи жизни. Составляйте личный бюджет затрат на обучение заранее. Включите в него всё, что может способствовать развитию вашего ребенка:

  • дополнительная литература,
  • учебные пособия, рабочие тетради, словари,
  • канцелярские принадлежности,
  • походы в музеи, театры, концерты,
  • путешествия (в том числе и по историческим местам родного города),
  • развивающие мероприятия (лепка, рисование, танцы, музыка, спорт, кружки, секции и т.п.).

Не стесняйтесь задавать вопросы, если вас смущает размер и обоснованность расходов, на которые собирают денежные средства в классе.

Большинство затрат часто бывают преувеличены и на успеваемость ребенка не влияют.

Муниципальные бюджеты постоянно выделяют средства, необходимые для функционирования школьного учреждения:

  • регулярная уборка и охрана здания,
  • ремонт и благоустройство классов,
  • покупка необходимой мебели и оборудования и т.п.

А вот кулеры с чистой водой, кондиционеры, дополнительные шкафчики для учебников, чтобы избавить детей от тяжеленного рюкзака и сохранить здоровую осанку — это ваша личная выгода и вклад в здоровье и благополучие собственного ребенка.

4. Родитель превращается в учителя

Возможные опасения

В какой степени родители отвечают за выполнение домашнего задания и проверку уроков?

Вопрос о зонах ответственности школы и семьи по-прежнему открыт, и жаркие споры продолжаются бесконечно: школа для семьи или семья для школы. Все, кто сталкивался с современной программой начальных классов, прекрасно понимают, что материал и заявленные в стандарте требования к ребенку крайне высоки. Непростые математические задачи, выполнение проектов, огромный список литературы – зачастую родитель становится в тупик, когда ребенок подходит за помощью в выполнении домашних заданий.

Решение

Если:

  • после работы катастрофически не хватает времени на выполнение заданий,
  • море домашних хлопот и обязанностей,
  • в семье есть другие дети, требующие вашего внимания,
  • вы не осиливаете программу начальной школы, которая далеко вышла за пределы решения примеров типа «2+2»,
  • вы начинаете нервничать и срываться на ребенка в процессе выполнения домашней работы,
  • из-за школы и домашки портятся отношения с ребенком,
  • количество конфликтов и общее напряжение в семье растет.

Срочно возвращайте ответственность школе!

Объясняйте ребенку спокойно и твердо, что на все его вопросы подробно и правильно ответит только учитель. Формируйте у ребенка здоровое отношение к тому, что он что-то не понял или не знает. Задавать вопросы и просить объяснить еще раз то, что непонятно — это нормально и говорит о высокой заинтересованности ребенка в учебе.

Поощряйте вопросы в любом количестве. Постоянно напоминайте ребенку о том, что важна не абсолютная успеваемость, а интерес к образованию — естественному процессу развития человека.

Добровольно взяв на себя работу по разбору всех пройденных тем и выполнению домашних заданий по всем предметам, вы рискуете навсегда испортить отношения со своими детьми.

Длинные простыни «рекомендуемых домашних заданий» после каждого учебного дня со временем заполнят собой всё семейное общение с детьми.

Стоп!

Для своего ребенка вы, прежде всего, родитель: мама и папа. Это самое главное для детей. Сохранить прочную связь с родителями. Доверие и любовь в семье важнее формальных пятерок.

Функции учителя и родителя обязательно должны быть разделены во времени и пространстве. Вы не учитель. У вас нет такой обязанности и ответственности без вашего личного с этим согласия. Учитель учит в школе.

Ваша цель, как родителей, сохранять любовь мир и спокойствие в семье. Это тыл ребенка, куда он может прийти в любой момент своей жизни и знать, что дома его всегда поддержат. Это основа благополучия и успешности вашего ребёнка в настоящем и будущем.

Анна-Ирина принимает дополнительные вопросы в своём Instagram.

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!